Сущность, причины и механизмы инфляции. Последствия инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 06:48, курсовая работа

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики. На мой выбор темы курсовой работы существенное влияние оказал аспект недостаточной изученности проблемы инфляции, неудачи реформ последнего десятилетия и провал антиинфляционной политики правительства РФ 90-х годов.

Содержание работы

Введение. 2
Сущность, причины и механизмы инфляции. 3
Инфляция как многофакторный процесс. 3
Причины, типы и виды инфляции. 5
Последствия инфляции. 12
Антиинфляционная политика. 16
2.2.Особенности инфляции в России. 20
Заключение. 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Инфляция готовая 2.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Инфляционные ожидания.

В России сильны «инфляционные  ожидания», пережитки политики «либерализация цен», предпринятой новым правительством в 90-х годах 20 века.

Что такое инфляционные ожидания можно объяснить следующим  образом. При сообщении в СМИ информации об усиливающихся или протекающих инфляционных процессах в стране, потребители, фирмы-производители, фирмы-поставщики и т.д. начинают планировать свое поведение в ожидании дальнейшего роста цен. Они начинает приобретать товары сверх своих текущих потребностей. Спрос начинает стимулировать предложение, что подстегивает рост цен. Кроме того, ожидания предполагаемого уровня инфляции включаются в долгосрочные контракты (как правило, не менее года), заработную плату и другие платежи.

Причины инфляции в 2011 году

   1. рост тарифов  на услуги ЖКХ (в 2011 году  ожидается повышение цен на  теплоэнергию в среднем по  стране на 12%-14%, на водоснабжение  и канализацию - на 18%-20%, на электроэнергию - на 10%, на газоснабжение - на 17%. При этом общий платеж не должен увеличиться более чем на 15%);

   2. рост цен на  сахар (на мировом рынке);

   3. рост цен на  говядину и свинину;

   4. рост цен на  продукты (гречка, картофель);

   5. рост ставок  страховых взносов во внебюджетные  фонды;

   6. увеличение бюджетных расходов;

   7. рост цен на  нефть (первая половина 2011 года)

Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста  оптовых цен крупнейшие сети питания  и производители повышают отпускные  цены в рознице, что ведет к  увеличению темпов инфляции.

В начале 2011 года лидерами роста стали гречневая крупа (+2,3%), пшено (+2%), капуста (+1,7%) и репчатый лук (+1,6%). Подсолнечное масло, маргарин, говядина, хлеб и мука подорожали на 0,6-1,1%. В  среднем цены на начало года на продукты выросли на 2,6%, на услуги - на 4,1%, на непродовольственные товары - на 0,9%. Лидером роста стал картофель (+23%).

Государственная проверка выявила также необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги, который  происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт.

Причины снижения инфляции в 2011 году

   1. низкий потребительский  спрос;

   2. укрепление курса  рубля (усиление курса рубля  способствует понижению инфляционного  давления);

 

 

 

 

 

 

2. Последствия  инфляции

Вначале кратко перечислим основные последствия инфляции:

  1. перераспределение доходов и богатства;
    1. между разными сферами производства и регионами, в силу неравномерного роста цен;
    2. между населением и государством, т.к. последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного  источника своих доходов;
    3. между классами и слоями населения: это быстрое  социальное расслоение, углубление имущественного неравенства;
  2. отставание цен государственных предприятий от рыночных;
  3. скрытая государственная конфискация денежных средств через налоги;
  4. ускоренная материализация денежных средств;
  5. нестабильность экономической информации;
  6. падение реального процента;
  7. обратная пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Рассмотрим каждое из последствий более подробно. Первое -перераспределение доходов и богатства. Понятно, что чем неожиданнее, быстрее и несбалансированнее по отношению друг к другу растут цены, тем лучше для одних и хуже для других. К примеру, если коллективный договор уже заключен на 5 лет вперед и, причем, без должного учета возможности резкого роста цен (а такое случается), то рабочие могут проиграть, если цены вдруг резко, неожиданно и несбалансированно возрастут. Пострадает и предприниматель, если, в свою очередь, цены именно на его товар вырастут меньше по сравнению с ценами других, т. е. несбалансированно. Другой же предприниматель выиграет при условии, что его цены выросли относительно быстрее и т. д.

Второе последствие  инфляции - отставание цен государственных предприятий от рыночных цен. В государственном (регулируемом) секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются реже и дольше, чем в частном секторе. В условиях инфляции каждое повышение своих цен госпредприятия вынуждены обосновывать, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Это долго и неэффективно. В условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции подобный механизм даже технически трудноосуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов, государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок. Данный эффект особенно опасен.

Третье последствие несбалансированной, пусть даже и ожидаемой инфляции сказывается через налоговую систему. В такой ситуации прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически все чаще зачисляет различные социальные группы и виды бизнеса во все более состоятельные или доходные, не разбирая: возрос ли доход реально или только номинально. Это позволяет правительству собирать возрастающую сумму налогов даже без принятия новых налоговых законов и ставок. Отношение бизнеса и населения к правительству, естественно, ухудшается.

Естественно, что промышленно  развитые страны Запада проводят индексацию налоговых законов с учетом темпа  инфляции (в США, например, с 1985 г.). Подобная индексация, к сожалению, малоэффективна, ибо в силу несбалансированного роста цен происходит перераспределение богатства, усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп бизнеса и населения по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая индексация не может уловить подобных нюансов, она оценивает все доходы преимущественно формально, по номиналу. Для США, к примеру, полученный банкирами (1984 г.) 10-процентный доход на авансированный капитал (процентная ставка) не есть реальный доход, а лишь плата за инфляцию. Темп роста цен в 1984 г. был как раз около 10%. Налоговая система этого не может гибко учесть.

Еще одно последствие  несбалансированной инфляции - население и корпорации стремятся материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные запасы. Фирмы разрабатывают планы по активизации использования денежных ресурсов. Отрицательное здесь заключается в том, что стимулируется слабо продуманный, поспешный и чрезмерный темп накопления материальных запасов впрок.

Очередное последствие  инфляции - нестабильность и недостаточность экономической информации, мешающие составлению бизнес - планов. Цены есть главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация--главная для бизнеса. В ходе же инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

Следующее последствие  инфляции - реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

Поскольку, инфляция - явление  многополярное, в реальном мире гораздо  сложнее, чем в теории, предугадать каким именно образом она отразится на жизни населения, и на экономике страны в целом. Ранее считалось, что умеренная инфляция типична для быстро растущей экономики. Вместе с тем исследования Г. Хесса и Ч. Морриса показали, что даже незначительное ускорение темпов роста цен оказывает негативное влияние на экономический рост независимо от состояния экономики. Акцент делается на том, что умеренная инфляция имеет все те же отрицательные последствия, что и высокая. Попытаемся рассмотреть лишь наиболее общие последствия инфляции.

Инфляция порождает  инфляционный налог, бремя которого несет все население страны, ведь в результате инфляции, люди имеют  возможность приобретать меньше товаров и услуг.

Таким образом, население  платит инфляционный налог, ставка которого равна темпу инфляции. Вследствие этого налога сокращаются реальные сбережения, падает платежеспособный спрос, снижаются стимулы к труду.

В условиях прогрессивной  шкалы налогообложения и открытой инфляции действует так называемый эффект инфляционного налогообложения. Это получение государством дополнительного дохода за счет перехода налогоплательщиков из одной налоговой группы в другую (подпадающую под более высокую налоговую ставку) в результате индексации.

В условиях инфляции действует  известный эффект Танзи-Оливеры, который заключается в обесценивании налоговых поступлений в бюджет в условиях высокой инфляции, если между налоговыми платежами проходит определенное время, в течение которого реальные поступления обесцениваются.

Чтобы преодолеть действие эффекта Танзи-Оливеры или хотя бы сгладить его, государство применяет индексацию налоговой шкалы или учащает налоговые платежи в бюджет.

В условиях инфляции растет неопределенность при принятии инвестиционных решений. Так как рост издержек вследствие высокой инфляции предсказать трудно, экономические агенты начинают активно предпочитать спекуляцию реальному инвестированию, что негативно сказывается на всей национальной экономике.

Инфляция усиливает  социальную дифференциацию: при росте  цен на товары первой необходимости, составляющие основную долю в потреблении бедных слоев населения, резко сокращаются возможности потребления и быстрее обесцениваются их реальные доходы.

Инфляция усиливает  трансакционные издержки, связанные  с постоянной необходимостью пересмотра цен: приходится печатать новые каталоги, ценники и т.п., что связано с дополнительными бухгалтерскими издержками, так и с дополнительными затратами сил и времени. Чтобы снизить подобные издержки, переходят на жетоны, карточки, цены устанавливают в условных единицах.

Падает значение цены как информационного сигнала: цены под воздействием инфляционных процессов  и инфляционных ожиданий населения  перестают отражать реальные потребности  в том или ином благе: люди запасаются впрок, хотя на самом деле их реальные текущие потребности гораздо ниже.

Высокая инфляция ведет  к обострению социально – политической обстановки, поскольку обесценивание  доходов населения вызывает совершенно очевидное недовольство и противодействие, в том числе в форме социальных выступлений.

Первостепенное социальное значение инфляции подтверждается данными  социологических опросов. Так, опрос, проведенный Левада – Центром  в апреле 2006 года, показал, что более  всего граждан беспокоят две  проблемы: повышение цен на продукты и товары; растущая стоимость жилья и транспорта. Их считают важными 81% и 72% опрошенных соответственно, тогда как ни одна из остальных проблем не была отмечена более чем 37 процентами респондентов. Все это вызывает острую необходимость анализа инфляционных процессов, а также возможных вариантов осуществления антиинфляционной политики.

 

 

 

 

    1. Антиинфляционная политика.

Многообразные  негативные  социальные и экономические последствия  инфляции заставляют правительства  разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

 

  1. Косвенные методы:

 

    1. Регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком;
    2. Регулирование ссудного и учетного процента коммерческих банков через управление ими центральным банком;
    3. Обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

 

  1. Прямые методы:

 

    1. Прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;
    2. Государственное регулирование цен;
    3. Государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;
    4. Государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

 

Существует несколько  классификаций антиинфляционной политики, например: ортодоксальную и гетеродоксальную антиинфляционную политику.

Ортодоксальный вариант  основан на неоклассической концепции- минимальное вмешательство в  экономику со стороны государства. Предполагает ограничение сферы его деятельности решением проблем сбалансированности бюджета и поддержание темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства.

Информация о работе Сущность, причины и механизмы инфляции. Последствия инфляции