Теоретические аспекты муниципального заимствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 21:14, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является предложить пути решения проблем муниципального займа.
В работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты муниципального заимствования;
изучить современный опыт осуществления муниципальных займов в России;
рассмотреть проблемы системы муниципальных заимствований и пути их решения.

Файлы: 1 файл

МАРИНЕ.docx

— 84.73 Кб (Скачать файл)

Муниципальный долг представляет собой результат взаимоотношений органов власти и муниципалитетов со своими партнерами в части организации фондов заимствованных средств с целью удовлетворения общегосударственных (включая местные) потребностей и воспроизводственных нужд субъектов хозяйствования (в части гарантирования их заимствований). Его динамика характеризуется рядом количественных параметров, отражающих те или иные процессы в его движении, а состояние на определенную дату - суммарную величину непогашенных долговых обязательств.

Классификационные признаки муниципального долга:

  • экономический признак (степень охвата совокупности обязательств);
  • тип заемщика;
  • форма долговых обязательств;
  • срочность долговых обязательств;
  • рынок заимствований;
  • тип кредитора;
  • валюта заимствований;
  • официальный (бюджетный) признак.

В зависимости от степени  охвата совокупности обязательств (по экономическому признаку) государственный  и муниципальный долг делится на капитальный, основной и текущий. Капитальный долг - это сумма выпущенных и непогашенных органами власти и муниципалитетами долговых обязательств и гарантированных ими обязательств других лиц, включая проценты, которые выплачиваемые по этим обязательствам. Основной долг представляет собой номинальную стоимость всех выпущенных и непогашенных органами власти долговых обязательств и гарантированных ими заимствований других лиц. Текущий долг формирует предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, взятым на себя органами власти, и по уменьшению обязательств, срок оплаты, которых наступил.

По типу заемщика долг подразделяется на, например в России, муниципальный долг. Государственный долг Российской Федерации представляет собой задолженности прошлых лет и вновь образовавшихся долговых обязательств с учетом того, что долговые обязательства бывшего СССР включаются в долг России только в части, принятой на себя Российской Федерацией.

Долг  органов местного самоуправления может быть представлен в форме муниципальных займов, кредитных соглашений и договоров, договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, договоров о предоставлении муниципальных гарантий, соглашений и договоров. По срокам долговые обязательства делится на несколько видов, представленные на рисунке 1.2.1


 




 

Рис. 1.2.1 Виды займов по срокам долговых обязательств

В России сроки оплаты долговых обязательств ограничен для Российской Федерации и субъекта РФ тридцатью годами, а для муниципального образования - десятью.

По видам ценных бумаг  образуются, в частности, следующие долги: казначейские обязательства, государственные краткосрочные облигации, государственные казначейские векселя.

По источникам заимствований  в составе внутреннего долга  выделяется, например, задолженность  по авалированным векселям Агропромбанку.

В зависимости от вида долговой деятельности выделяются такие долги:

  • государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;
  • муниципальные гарантии.

Наконец, по форме долговых обязательств в качестве самостоятельных  видов внутренних долгов выделяются кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации; кредитные соглашения и  договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации; кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени  муниципального образования.

 

    1. Муниципальные внутренние заимствования 

 

 Муниципальные внутренние заимствования осуществляются в целях финансирования дефицитов бюджетов, а также для уменьшения долговых обязательств в соответствии с программой муниципальных внутренних заимствований, которая представляет собой список внутренних заимствований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, покрывающих дефицит бюджета города и уменьшение муниципальных долговых обязательств, и утверждается в виде приложения к решению о бюджете на очередной финансовый год. 5

Таким образом, решение об осуществлении муниципальных внутренних заимствований и получение муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения займов решается главой муниципального образования в соответствии с решением представительного органа местного самоуправления о бюджете. К организации муниципальных внутренних заимствований привлекаются только в случае положительного решением о бюджете муниципального образования на текущий финансовый год следующих параметров:

  • в мобилизации средств из источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования для уменьшения расходов бюджета в лимите расходов на погашение долга;
  • в предельный размер муниципального долга, не превышающий объем доходов бюджета муниципального образования без финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
  • в расходы на осуществление муниципального долга в текущем финансовом году.

При этом лимит объема расходов на обслуживание муниципального долга, установленный решением представительного органа о бюджете муниципального образования, не превышающий 15% объема расходов бюджета. Наблюдение за выдерживанием указанных ограничений при проведении муниципальных внутренних заимствований осуществляется финансовым управлением администрации муниципального образования.

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАЙМОВ В РОССИИ

 

2.1. Развитие рынка муниципальных займов в 2009-2012гг.

 

98% объема всех зарегистрированных  выпусков муниципальных облигаций  в 2009 году, по сравнению с предыдущими  годами, составлял рынок облигацией субъектов Федерации.

466 выпусков облигаций  субъектов РФ и  49,5 млрд. руб. органов местного самоуправлении, такое количество было зарегистрировано на 1 января 2009 года.

Таблица 2.1.1.

Объемы эмиссий региональных облигаций в 2009-2011 годах

Год

2009

2010

2011

2012

млн.

1152

1387

1895

5058


 

К причинам роста объемов выпуска облигаций в 2009 году относят:

  • появление на рынке облигаций такого крупного эмитента как Москва, удельный вес в общем объеме, выпущенных облигаций, составил 18%;
  • выход на рынок московских, санкт-петербургских и нижегородских еврооблигаций, величина выпуска которых составили 17% от общего объема внутренних и внешних региональных выпусков.
  • дополнительный выпуск облигаций.

В связи с быстрым ростом рынка займов, его вес в структуре  российского фондового рынка остается довольно скромным.

Удельный вес облигаций  в 2009 году составил 6,6% от всего объема рынка федеральных и региональных облигаций. Размеры рынка облигаций недостаточен и по сравнению с желаемым размером регионов в инвестициях.

По мнению некоторых зарубежных ученых, ежегодный объем новых выпусков региональных облигаций для нашей страны, может в 7 раз превышать объемы 2009 года.

Причины высокой эмиссии  муниципалитетов по оценкам экспертов ЦЭА «Интерфакс»: большие финансовые возможности субъектов Федерации; снижение доли жилищных займов, которые в основном выпускаются муниципалитеты.

Региональные займы в основном являются мелкими и средними: в объеме до 100 млн. руб. в период с 2009 по 2011 годы пришлось свыше 85% общего числа выпусков. Средний размер займа за последние 6 лет составил $ 48,6 млн.  В большинстве случаев субфедеральные займы 2009 года состоящие из кратко – (до 1 года) и среднесрочных (от 1 года до 5 лет) выпусков; долгосрочных займов (свыше 5 лет) не распространялись.

По причине неустойчивостью финансово-экономической ситуации в стране, «пробным» характером большого числа займов и трудностями проектирования займов на длительную перспективу происходит значительное преобладание краткосрочных займов.

В 2011 году наблюдалось увеличение среднего срока, выпуска займов. С 2009 года по 2011 год рост составил с 1,5 до 1,9 лет. Из всего многообразия долговых обязательств, можно выделить следующие наиболее распространенные типы:

  • займы, аналогичные ГКО и ОФЗ;
  • «агрооблигации»;
  • еврооблигации;
  • жилищные займы;
  • сберегательные займы для населения.

Заметим, что некоторые муниципалитеты успешно осуществляют диверсифицированные программы выпуска разнохарактерных облигационных займов. Например, правительство Москвы осуществило выпуски жилищных облигаций, облигаций внутреннего займа (по типу ГКО), сберегательных облигаций для населения и еврооблигаций для внешний инвесторов. В том же направлении движется и администрация Санкт-Петербурга, несколько ранее Москвы начавшая осуществление диверсифицированных программ: ею выпущены жилищные сертификаты, МКО (ГГКО), сберегательные облигации и еврооблигации. В настоящее время Москва является самым крупным эмитентом ценных бумаг. Так выглядит первая десятка эмитентов, осуществивших наиболее крупные заимствования, представленных в таблице 2.1.2.

Таблица 2.1.2.

Десять крупнейших эмитентов  в 2000 году

№ п/п

Эмитент

Млн. руб.

Млн. руб.

Москва

7472,0

1287,835

Санкт-Петербург

2972,7

513,369

Оренбургская область

2189,2

379,644

Республика Татарстан

1500,0

261,813

Республика Саха (Якутия)

1429,7

244,929

Московская область

1000,0

172,959

Иркутская область

855,0

152,649

Волгоградская область

843,2

145,723

Нижегородская область

801,2

137,008

Ставропольский край

649,4

112,210


 

Увеличение направлений инвестиций и других видов деятельности среди крупных эмитентов довольно высока. Так, размер выпусков Москвы превышает размеры выпусков Ставрополья в 11 раз.

В июне 2009 года на рынке ценных бумаг появился новый сегмент – рынок «агрооблигаций», выпускаемых субъектами РФ в уменьшение товарного кредита предприятиям агропромышленного комплекса 2007 года.

Применение подобной меры необходимо как метод решения проблем в финансовых взаимоотношениях центра и регионов.

Агрооблигация – это бездокументарные ценные бумаги номинальной стоимостью 10 млн. руб., по которым выплачивается купонный доход в размере 10% годовых. Облигации выпускаются траншами со сроком погашения 1,2 и 3 года. К сентябрю 2010 года 50 субъектов РФ зарегистрировали в Минфине России 147 выпусков «агрооблигаций» на общую сумму 5 млрд. руб. На аукционе Московской Межбанковской Валютной Биржи были представлены ценные бумаги, такие как облигации, 34 субъектов РФ (из них полностью размещены ценные бумаги 16 регионов на общую сумму 2,1 млрд. руб. по номиналу).

Вторичный рынок «агрооблигаций» пока малоактивен и низколиквиден. Это объясняется следующими причинами:

  • размер выпуска «агрооблигаций» каждого отдельно взятого эмитента сравнительно небольшие (в среднем 100 млрд. руб.), чего недостаточно для образования высоколиквидного рынка ценных бумаг (по экспертным оценкам специалистов ММВБ, объем ликвидного рынка должен составлять как минимум 50-60 млн. долл. США);
  • повторный аукцион проводятся только по тем выпускам «агрооблигаций», первичное размещение которых полностью завершено (на данный момент, как уже отмечалось, завершено размещение бумаг только 16 эмитентов);
  • крупными держателями «сельских» облигаций, по некоторым данным, являются зарубежные финансовые институтов, которые, видимо, приобретали эти облигации главным образом в целях формирования долгосрочных инвестиционных портфелей, а вовсе не ради краткосрочных спекуляций на рынке;
  • информационной скрытностью данного рынка, связанной, в частности, с тем, что эмитенты, приобретенные ценные бумаги Минфином России, фактически теряют интерес дальнейшей судьбе этих бумаг.

В общем првила заимствования на международных финансовых рынках для эмитентов более выгодны, чем на внутреннем рынке, поскольку, во-первых, рынок еврооблигаций высокоорганизован и обладает хорошо отлаженным комплексом структур, обеспечивающих функционирование основных общественных или экономических механизмов, а во-вторых, заемные средства, представлены таким путем, что являются более дешевыми ресурсами и могут привлекаться на срок от 3 до 30 лет и выше.

Информация о работе Теоретические аспекты муниципального заимствования