Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2014 в 08:59, курсовая работа
Цель работы – анализ эффективности обращения пластиковых карт. Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- определение пластиковых карт и классификации пластиковых карт;
- рассмотрение процесса организации обращения пластиковых карт;
- рассмотрение методики оценка операций банка с пластиковыми картами;
- анализ динамики и структуры операций с пластиковыми картами в Калининском отделении Сбербанка РФ;
- анализ доходности обращения пластиковых карт в Калининском отделении Сбербанка РФ.
Смарт-карты по сравнению с другими пластиковыми картами обладают высокими эксплуатационными характеристиками. Например, смарт-карты французской компании GemPlus Card International — лидера в области производства карт — обладают следующими основными характеристиками4:
Информационные возможности смарт-карты гораздо шире, чем у карточек с магнитной полосой (как правило, 8 тыс. бит по сравнению с 1 тыс. бит, с возможностью последующего расширения в 2—8 раз). Кроме того, оперативно обновляются данные в памяти микропроцессора.
Смарт-карты производятся многими известными компаниями, среди которых: Bill (Франция), Data Card (США), Schlumberger (Франция), Toshiba (Япония).
Общепризнанным лидером в области производства и разработки смарт-карт является французская компания GemPlus. Фирма производит более двух десятков разнообразных карт, как специализированных, так и универсальных. Представительства компании расположены во многих странах — Великобритании, Сингапуре, Японии, Испании, США, Италии, Германии. Основными производителями микросхем для смарт-карт являются: Amtel (США), Hitachi (Япония), Motorola (США), Philips (Голландия), Oki (Япония) и др.
Однако изготовление смарт-карт обходится несколько дороже, чем карт с магнитной полосой. Кроме того, введение смарт-карт в оборот в странах, которые с начала создания системы карточных расчетов ориентировались на магнитные карточки, несколько затруднено. Там установлены десятки и сотни тысяч единиц оборудования, не приспособленного для считывания информации с микросхемы, а замена этого оборудования на устройства, совместимые со смарт-картами, требует крупных капиталовложений. Поэтому еще в середине 90-х гг. зарубежные эксперты скептически относились к перспективам быстрого внедрения смарт-карт в таких странах, как США, Канада, Германия, Великобритания, Франция, Япония.
Ситуация изменилась в последние годы. Бурное развитие коммерческой деятельности с использованием Интернета повлекло за собой все возрастающую необходимость создания универсального инструмента осуществления безналичных расчетов в глобальной компьютерной сети. Очевидно, что в силу своих технологических особенностей таким универсальным инструментом могут стать именно смарт-карты. Так, по мнению аналитиков компании «Лафферти» (Lafferty), кредитные смарт-карты являются идеальным средством для банков, которые собираются инициировать онлайновые программы займов. В особенности это касается виртуальных кредитных карт (банковских карт, предназначенных для электронных расчетов). В последнее время западные банки и кредитные компании сделали ставку на кредитные карты, вкладывая деньги в развитие виртуальных карт и «электронных кошельков». Как сообщается в докладе Lafferty, если прогнозы специалистов сбудутся и электронная коммерция получит широкое распространение, эмитенты кредитных карт приобретут огромные преимущества. Вместе с тем, по мере увеличения объемов электронных платежей использование кредитных карт будет расти высокими темпами. На сегодняшний день на них приходится от 75 до 90% всех онлайновых платежей, а большинство американских, азиатских и европейских банков предоставляют сервис по подтверждению информации.
Оффлайновые кредитные и дебетовые карточки являются основой для онлайновых платежей, несмотря на то, что в последнее время начали появляться альтернативные платежные системы. Учитывая тот факт, что брэнд (товарный знак) служит главным методом убеждения пользователей в безопасности платежей, компании-эмитенты могут сделать себе имя на выпуске виртуальных кредитных карт. А поскольку большая часть покупателей имеет отдельную карточку для оплаты онлайновых покупок, то борьба между кредитными компаниями будет становиться все более и более напряженной. Поэтому в настоящее время ведущие карточные ассоциации мира активизировали работы по созданию международного стандарта для карт такого типа.
IV. Классификация видов пластиковых карт в зависимости от назначения и способов использования. Выделяют шесть основных, видов таких карт.
Банковские кредитные карточки (bank credit cards) предназначены для покупки товаров с использованием банковского кредита, а также для получения наличных денежных средств через банковские автоматы (банкоматы) или ПВН — пункты выдачи наличных (кассы кредитных организаций). Главная особенность этой карточки — открытие банком кредитной линии, которая используется автоматически всякий раз, когда производится покупка товара или берется денежный кредит. Кредитная линия действует в пределах установленного банком лимита. При этом в Российской Федерации под кредитной линией следует понимать условия договора о выдаче банковской карты «о максимальной сумме кредита, которую заемщик сможет использовать в течение обусловленного срока и при соблюдении определенных условий соглашения» (см. подл. 2.2 п. 2 Положения Центрального Банка РФ от 31 августа 1998 г. № 54-П «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)»), то есть при обязательстве погасить необходимую часть задолженности в установленный срок.
В некоторых системах банковская кредитная карточка может применяться для льготной оплаты ряда услуг (например, телефонных разговоров), а также для получения денег в банковских автоматах.
Различаются индивидуальные и корпоративные карточки. Первые выдаются отдельным клиентам банка и могут быть «стандартными» или «золотыми». Вторые предназначаются для лиц с высокой кредитоспособностью и предусматривают множество льгот для пользователей. Корпоративная карта выдается юридическому лицу (организации), которое на основе этой карточки может выдать индивидуальные карточки избранным лицам (руководителям и другим ценным сотрудникам). Им открываются персональные счета, «привязанные» к корпоративному карточному счету. Ответственность перед банком по корпоративному счету несет организация.
Карточки туризма и развлечений (travel and entertainment cards, сокращенно Т&Е cards) согласно приведенной выше классификации являются платежными картами. Они эмитируются кредитными организациями, участниками международных платежных систем, которые специализируются на оказании электронных банковских услуг предприятиям и организациям указанной сферы, например American Express и Dinars Club.
Карты принимаются сотнями тысяч торговых и сервисных предприятий во всем мире для оплаты товаров и услуг, а также предоставляют их держателям различные льготы по бронированию авиабилетов, номеров в гостиницах, получению скидок с цены товара, страхованию жизни и т.д.
Главные отличия этого вида карточек от банковских заключаются, во-первых, в отсутствии разового лимита на покупку и, во-вторых, в обязанности владельца карточки погасить задолженность в течение месяца без права пролонгировать кредит. В случае просрочки платежа с владельца карточки взимается повышенный процент. В указанных системах также существуют индивидуальные и корпоративные карточки.
Платежные карты организаций торговли и услуг. Как уже говорилось выше, платежные карты предприятий торговли и услуг не являются банковскими. Применение этих карт ограничено определенной замкнутой сетью торговых учреждений, например цепью универмагов или системой заправочных станций определенной компании. Кредит предоставляет сама компания, она же получает процент по ссудам. Но выпуск карточек, выдачу кредита на покупку и расчеты по оплате торговых счетов осуществляет банк — участник соглашения. Иногда карточки такого рода выпускаются для членов определенных профессиональных групп (пилотов, адвокатов) или лиц, связанных общими интересами (например, филателистов). В зарубежных источниках их зачастую называют «клубными» карточками5.
Банковские карты для банкоматов. Карточки для банковских автоматов (ATM cards) представляют собой разновидность дебетовых карт, которые дают возможность владельцу банковского счета получать наличные деньги в пределах остатка средств на счете через автоматические устройства — банкоматы, установленные в банках, торговых залах, на вокзалах и т.д. При наличии карточки деньги можно получать в любое время суток и по праздничным и выходным дням.
Банки в США устанавливают определенный лимит ежедневного снятия денег со счета через автоматы — до 200 долл. В последние годы во многих странах автоматы, принадлежащие разным банкам, объединяются в сети совместного пользования, которые охватывают определенный район или носят общенациональный характер. Такие гигантские сети автоматов, как «Плас» в США, дают возможность осуществлять операции в глобальном масштабе.
Некоторые типы автоматов выполняют более широкий круг операций: они позволяют, например, вносить деньги на вклад, делать взнос в погашение ссуды, подучить выписку о состояний банковского счета, переводить деньги с одного счета на другой.
Следует подчеркнуть, что карточка для автоматов связана не с кредитной линией (как в случае с банковской кредитной карточкой), ас текущим или депозитным (в законодательстве ряда зарубежных стран данный счет именуется «вкладным», или «сберегательным») счетом владельца карточки в банке. Поэтому в большинстве банков система расчетов по этим карточкам административно и функционально отделена от системы банковских карточек.
Банковские карты для приобретения товаров (работ, услуг) с использованием для проведения расчетов POS-терминалов. Карточки для покупки через POS-терминалы в торговых точках (point-of-sale terminals-POS cards) также относятся к разряду дебетовых. В зарубежных странах они «привязаны» к чековому или сберегательному счету держателя карты и не предусматривают автоматического предоставления кредитной линии. С экономической точки зрения карты POS выполняют функции банковского счета, однако их применение более надежно, так как идентификация владельца производится в момент совершения сделки и денежные средства перечисляются на расчетный счет торгового предприятия немедленно.
Выше говорилось, что при использовании POS-карт сумма покупки немедленно снимается со счета покупателя. Это невыгодно последнему, так как при других формах расчетов (чек, кредитная карточка) он получает отсрочку платежа. Для торговцев же сделки с POS-картой обходятся дороже, чем при использовании чеков. Это обусловило относительно медленные темпы роста операций с карточками указанного вида,
Чековая гарантийная картонка (cheque guarantee card) является специфическим финансовым продуктом англо-американской банковской системы. Банковская карта такого вида выдается владельцу текущего счета в банке для идентификации чекодателя и гарантии платежа по чеку. Карточка базируется на кредитной линии, которая позволяет владельцу счета пользоваться кредитом по овердрафту (овердрафтом именуется возникновение дебетового сальдо при оплате чека на сумму, превышающую остаток на текущем счете клиента банка). При этом банк гарантирует торговцу получение денег по чеку в пределах установленного лимита в том случае, если на счете чекодателя отсутствует необходимая сумма.
Основные правила пользования чековой гарантийной карточкой сводятся к следующему:
Перед каждым банком, находящимся на этапе выбора системы обслуживания клиентов на основе пластиковых карточек, возникает комплекс технических и технологических проблем. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в выработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек, входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Правила информационного обмена влияют на выбор аппаратно-информационных средств, средств связи и коммуникаций, на систему обеспечения безопасности. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками - стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек - процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т.д.
Существующие особенности и возможности пластиковых карт не могут не сказаться на особенностях построения и функционирования платежных систем.
В общем случае развитую платежную систему составляют:
Держатель пластиковой карты – это лицо, которому передается карта на основе подписанного договора с эмитентом. Не всегда пользователь является лицом, заключившим контракт (например, в случае корпоративных или семейных карт).
Держателями банковских карт в России могут быть физические и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты, согласно Положения Банка России «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» от 9 апреля 1998 года № 23-П, в ред. Указания ЦБ РФ от 29.11.2000 № 857-У (далее - Положение). Владелец карты может использовать ее для оплаты товаров и услуг, предлагаемых другими участниками платежной системы, а также для получения наличных6.
Перед выдачей кредитной карты клиент заполняет специальную анкету, на основе которой проводится анализ его кредитоспособности. Дело в том, что кредит по банковской карточке связан c риском не возврата ссуды, поэтому выдаче кредитной карты на Западе предшествует изучение кредитной истории клиента и его текущего финансового положения. В России нет опыта ведения кредитных историй и в качестве страхования рисков, связанных с оформлением кредитной карты, банки требуют внесения страхового депозита. Сумма средств на страховом депозите может в 1,5 и более раз превышать лимит кредитования.
Информация о работе Теоретические основы операций коммерческого банка с пластиковыми картами