Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2015 в 21:36, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ проблемы глобализации экономики и финансов, выявление роли финансов в глобализации современных экономических отношениях.
В соответствии с поставленной целью задачи курсовой работы заключаются в:
-раскрытие сущности глобализации экономических отношений и процессов, происходящих в мировой финансовой системе;
- рассмотрение компонентов глобализации и инструментов, осуществляющих ее;
- освещение вопроса глобализации финансов и характеристики мировых финансовых рынков;
В целом преимущества глобализации позволяют улучшить свое положение всем партнерам, получающим возможность, увеличив производство, повысить уровень заработной платы и жизненные стандарты. Конечным результатом глобализации должно стать общее повышение благосостояния в мире. Но также глобализация имеет свои отрицательные черты:
- неравновесность процесса перераспределения богатств,
- консервация различных уровней обеспечения прав человека.
- уменьшение степени свободы экономической деятельности для менее развитых государств.
Как бы ни относились к глобализации ее противники и сторонники, нужно признать, что она уже явно изменила мировую систему, открывая новые возможности.
2 Направления глобализации мировой системы
В условиях глобализации валютно-финансовая система является неотъемлемой частью развития международных экономических отношений. Она облегчает процессы международной торговли таким образом, чтобы все ее участники имели возможность получить максимально возможную пользу, обеспечивающую эффективность и процветание экономических систем.
В общем, международная валютная система - это система обмена различных национальных валют для урегулирования требований и погашения задолженностей, возникающих в результате внешнеторговых и иных международных финансовых операций.
Валютную систему можно определить как совокупность экономических отношений, связанных с функционированием валюты, и форм их организации. Валютная система как национальная, так и мировая состоит из ряда взаимосвязанных элементов и взаимозависимостей. Основой ее является валюта: в национальной системе - национальная, в мировой - резервные валюты, выполняющие функции международного платежного и резервного средства, а также международные счетные валютные единицы. Хотя мировая валютная система преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет особый механизм функционирования и регулирования, она связана с национальными валютными системами. Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран. [7.с.178-198].
Официальные золотовалютные резервы мира являются одной из важнейших составляющих в развитии МВС. Официальные золотовалютные резервы (ЗВР) предназначены для обеспечения платежеспособности страны по ее международным финансовым обязательствам, прежде всего в сфере валютно-расчетных отношений. Другая важная задача ЗВР - воздействие на макроэкономическую ситуацию в своей стране, для чего на внутреннем валютном рынке государство продает и покупает иностранную валюту.
В региональном распределении международных резервов на лидеров мировой экономики (за вычетом Японии) приходится 33,6% мировых авуаров (3 542,6 млрд. долларов США). Удельный вес Японии, обладающей наиболее крупными резервами среди развитых стран, составляет 12,3% (1 295,8 млрд. долларов США). В блоке развитых стран на международные резервы государств ЭВС (включая ЕЦБ) приходится 17,8% резервов (863,1 млрд. долларов США), на Соединенные Штаты Америки - 11,3% (547,4 млрд. долларов США), на Японию - 26,8%.
Большая часть резервов стран с формирующимися рынками и развивающихся стран - 71,3% (4 060,4 млрд. долларов США) - сосредоточена в азиатском регионе. Самым крупным держателем международных резервов в группе остается Китай - 56,6% (3 224,7 млрд. долларов США). Относительно невелики международные резервы у стран Центральной и Восточной Европы, без учета России - 6,6% (373,3 млрд. долларов США). В 2011 году наиболее динамично росли международные резервы государств Центральной и Южной Америки, они увеличились на 114,1 млрд. долл. США и достигли 682,7 млрд. долл. США. Доля региона выросла до 12,0%. Резервные активы Российской Федерации на 01.01.2012 составили 498,6 млрд. долларов США (8,8% авуаров формирующихся рынков и 4,7% совокупных международных резервов стран выборки).
Совокупные запасы монетарного золота стран выборки в 2011 году выросли на 403 тонны и на 01.01.2012 достигли 25 877,2 тонны. В стоимостном выражении металлические авуары выросли за год с 1 156,0 млрд. долларов США до 1 307,9 млрд. долларов США (на 13,1%). Как и годом ранее, превалирующий вклад в наращивание компонента монетарного золота внесла положительная стоимостная переоценка (котировки золота выросли на 12%). Опережающее увеличение стоимости металлических авуаров обусловило повышение его доли в составе международных резервов до 12,4% на 01.01.2012 (12,1% годом ранее).
Официальные запасы золота распределены крайне неравномерно. Их большая часть сосредоточена у развитых стран - 84,8%. Эта же группа имеет значительно больший удельный вес монетарного золота в составе резервных активов. Доля металла в совокупных авуарах стран ЭВС (включая ЕЦБ) оценивается в среднем в 63,3%, в том числе, в Португалии - 90,7%, Греции - 81,9%, Германии - 72,0%, Италии - 71,6%. Наиболее крупными запасами золота обладают Соединенные Штаты Америки.
На развивающиеся страны приходится лишь 15,2% совокупного золотого запаса стран выборки. Удельный вес металла в структуре международных резервов формирующихся рынков оценивается в среднем в 3,5%.
Доля металлического компонента в структуре резервных активов Российской Федерации в 2011 году возросла до 9,0%. Запас монетарного золота России по состоянию на 01.01.2012 составил 883,0 тонны. Удельный вес России в совокупных официальных золотых запасах стран выборки составляет 3,4%. В 2011 году Россия демонстрировала один из самых высоких показателей наращивания металлических авуаров в мире.
Вклад различных стран в увеличение совокупных официальных золотых запасов в 2011 году был неоднородным.
Развитые страны нарастили свои запасы незначительно - на 44,2 тонны (11,0% совокупного прироста). Корея приобрела дополнительно 40,1 тонн, Бельгия - 9,7 тонн. В то же время несколько сократились авуары у Германии, Тайваня и Чехии.[8.с.56-62].
Основной вклад (89,0%) в увеличение совокупного золотого запаса внесли страны с формирующимися рынками. В целом ими было приобретено на чистой основе 358,8 тонн (максимальное значение за последнее десятилетие). Наиболее активно наращивали официальные авуары в золоте: Мексика - на 98,9 тонн, Россия - 94,4 тонны, Таиланд - 52,9 тонн и Казахстан -14,9 тонн
3 Значение явлений глобализации для экономики страны. Перспективы развития финансовой системы РФ
Российская финансовая система сейчас не отвечает ни текущим потребностям экономики, ни амбициозным целям модернизации страны. Важнейшей составной частью плана построения мощной суверенной финансовой системы должна стать программа капитализации нерыночных в настоящее время элементов национального богатства - земли, недр, недвижимости, интеллектуальной собственности.
В чем же проблема? Во-первых, невзирая на рекордные показатели, финансовая система России по-прежнему крайне слаба. Она не может не только претендовать на заметную роль на международных финансовых рынках, но даже обеспечить текущий экономический рост.
Во-вторых, нынешний рост сопровождается двумя процессами: огосударствлением финансовой системы (Сбербанк, ВТБ, ВЭБ - Банк развития, Россельхозбанк и так далее) и проникновением иностранного капитала. И если первый из них чреват «лишь» возможной потерей эффективности, то второй процесс носит фактически необратимый характер, центры принятия решений смещаются за рубеж. Это касается и уже привычной кредитной подпитки, и, что более важно, активной скупки финансовых институтов. Всего за несколько лет мы лишились едва ли не половины страхового сегмента, иностранцы активно захватывают банковский рынок: только в течение 2007 года доля нерезидентов в капитале банковской системы выросла с 15,9 до 25,1%.
Финансовая система должна быть соразмерна масштабам экономики и способна обеспечить России экономический суверенитет и конкурентоспособность на международной арене. Тогда она предоставит социальную стабильность и поддержит ускорение экономического развития.
Прежде всего, необходим мощный источник длинных и дешевых инвестиций. Для сохранения высоких темпов роста экономики и производства конкурентоспособных на внутреннем рынке товаров необходимо провести существенное обновление устаревших основных фондов и фактически заново создать почти всю дорожно-транспортную, жилищно-коммунальную и прочую инфраструктуру жизнеобеспечения. Представление об уровне износа в российской экономике дают цифры Российского статистического ежегодника: в целом по экономике на конец 2006 года износ фондов составил 46%. Переломить тенденцию роста степени износа удалось лишь в обрабатывающих производствах, в то время как в капиталоемких инфраструктурных секторах (производство и распределение электроэнергии, газа и воды, транспорт и связь) проблема изношенности основных фондов пока только усугубляется. Темпы обновления основного капитала, достигнутые в 2006 году, позволяли лишь поддерживать уровень износа основных фондов на уровне 45-46%. В качестве приемлемого уровня текущего износа, позволяющего российским производителям достойно конкурировать с импортом, можно рассматривать показатель 25-30%. В течение пяти лет при расчетном сроке службы основных средств 10-12 лет это потребует 7-10 трлн. рублей (в ценах 2007 года) ежегодных инвестиций в основной капитал. На основе материала «Мощная, открытая, суверенная».
Замечу, что здесь речь идет лишь о физическом износе, который позволяет рассчитать отечественная бухгалтерская практика. Моральный же износ (именно на него надо ориентироваться, говоря о конкурентоспособности) гораздо выше, и здесь уже речь идет о десятках триллионов рублей ежегодно. Иначе говоря, минимальную совокупную потребность в инвестициях можно оценить минимум в 30-50 трлн рублей в год, что сопоставимо с уровнем годового ВВП. Сейчас совокупные кредиты банков нефинансовому сектору, включая ссуды на не инвестиционные цели, составляют лишь около трети от ВВП.
Другой ориентир мощности финансовой системы задают экономически развитые страны. В этих странах суммарные активы финансовых институтов всех типов в четыре-шесть раз превышают годовой ВВП. Причем примерно половина суммарных активов приходится на институциональные долгосрочные инвестиционные фонды (пенсионные, по страхованию жизни и так далее). Активы российского финансового сектора составляют сегодня около 65% ВВП.
Всего лишь 2,1% ВВП - это активы негосударственных пенсионных фондов и страховщиков жизни. Кредиты, выдаваемые более чем на три года, еще редкость (менее четверти выданных кредитов). Облигации, даже если они выпускаются на срок в несколько лет, имеют на самом деле годовую срочность, поскольку оферта устанавливается на период до года. Наконец, вопрос о безотзывных вкладах до сих пор не решен - все вклады населения в банках по факту представляют собой вклады до востребования. Только лизинг сейчас является неким источником долгосрочных инвестиций для растущей экономики. Таким образом, адекватный размер активов отечественной финансовой системы лежит в диапазоне 70-200 трлн. рублей.
Следующая важная характеристика: финансовая система должна быть эффективной, иными словами, должна обеспечивать трансформацию внутренних сбережений в инвестиции с наименьшими транзакционными издержками. Пока разрыв между источниками ресурсов (валовым сбережением) и инвестициями (валовым накоплением) сохраняется на уровне 6-10% ВВП, что препятствует развертыванию масштабной инвестиционной активности. Одна из важнейших причин подобного разрыва - сложившаяся практика «аутсорсинга» функций финансовой системы, в рамках которой долгосрочные сбережения государства размещаются на внешнем рынке под 3-4% годовых, а банки привлекают там же короткие ресурсы под 8-11%. Разница в 4-6%, которая достается иностранным финансовым институтам за «распределение рисков», - те самые транзакционные издержки.
Последствия «аутсорсинга» финансовой системы сводятся к тому, что потенциальные инвестиции в российскую экономику вынуждены проходить еще один круг, прежде чем достигнут конечных потребителей, а кредитная маржа оседает вне России, в странах -провайдерах кредитных ресурсов. Эта практика привела к образованию внешней «воронки», затягивающей внутренние инвестиции. Помимо прямых потерь в виде маржи российская финансовая система также несет косвенные потери в виде упущенной выгоды, которую российские финансовые институты могли бы получить за счет укрепления своей ресурсной базы при включении государственных сбережений в национальный финансовый оборот.
Функция борьбы с инфляцией была возложена на монетарные власти вопреки очевидной тенденции усиления немонетарных факторов в структуре роста цен. Между тем для растущей экономики недоинвестирование является гораздо более опасным фактором, чем умеренная инфляция. Конфликт целей сегодня препятствует масштабному развертыванию механизмов не инфляционной кредитной экспансии, в рамках которой внешние ресурсы могут идти, во-первых, на покупку зарубежных активов и технологий и, во-вторых, на удовлетворение инвестиционного спроса. В долгосрочном периоде расширенное предложение инвестиционного финансирования увеличивает производственные возможности, снижает издержки и понижает инфляцию.
Заключение
Глобализация усиливает взаимосвязи и взаимозависимости между национальными хозяйствами, а также усиливает центростремительные тенденции в мировом хозяйстве. Тесное экономическое взаимодействие способствует возникновению в различных странах сходных тенденций развития, сближает динамику экономических показателей. Вместе с тем, глобализация оборачивается ростом зависимости всех стран от международной конъюнктуры и динамики цен на сырье, многократно возрастает опасность возникновения и глобального расползания финансовых кризисов.
В мире осталось немного стран, почти не затронутых глобализацией. Однако можно заметить, что глобализация имеет тенденцию выбирать наиболее сильных и/или перспективных игроков (сегодня это, безусловно, США и Китай), давая им допонительные преимущества и именно через них оказывая наиболее сильное влияние на остальной мир.
Именно глобализация поспособствовала распространению финансово-экономического кризиса, возникшего в США, на все страны мира. Таким образом, кризис на уровне отдельного государства в целом может быть представлен в виде двух составляющих: общемирового уровня финансового кризиса и уровня финансового и экономического кризиса на отдельных национальных рынках. И мировому сообществу приходится сталкиваться с дилеммой: коллективные действия по преодолению национального кризиса легче реализовать (не координируя свои усилия с другими странами), но эффект от них будет недостаточным, если не решить проблему коллективных действий на международном уровне. Последние могут создать системные предпосылки для преодоления кризиса, но обеспечить такие действия неизмеримо сложнее.
Экономическую политику в такой период предпочтительнее ориентировать не столько на борьбу с причинами или последствиями самого кризиса, сколько на создание условий для становления экономической системы нового качества. Как можно предположить, она будет характеризоваться прорывами но двум направлениям - глобализационному и технологическому. Первое связано с преодолением отставания политической интеграции от экономической. Возможно, гипертрофированное развитие международных финансов было реакцией хозяйственного механизма на неспособность достичь такого уровня сближения политики, который соответствовал бы достигнутому уровню сближения национальных экономик. Второе – с раскрытием накопленного в мировой науке потенциала знаний, что существующая экономическая система как раз и не смогла обеспечить. Мировой кризис, по всей вероятности, освободит экономику от наследия индустриальной эпохи и сделает неактуальными присущие ей методы регулирования.
Информация о работе Теоретические основы развития финансовых отношений в условиях глобализации