Трактовка понятия финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:11, реферат

Описание работы

Финансы – это историческая экономическая категория. Они появились одновременно с возникновением государства, когда произошло расслоение общества на классы. Термин finansia возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. Эти платежи были связаны с передачей части дохода гражданина в распоряжение монарха, короля и другого правителя для его содержания и других расходов государственного характера. Под финансами понимали государственное публичное хозяйство или хозяйство любого государственного образования нижнего уровня, таких

Файлы: 1 файл

Финансы.семинар 1.docx

— 24.70 Кб (Скачать файл)

История возникновения  термина.

Финансы –  это историческая экономическая  категория. Они появились одновременно с возникновением государства, когда  произошло расслоение общества на классы. Термин finansia возник в XIII - XV вв. в торговых городах Италии и обозначал любой денежный платеж. Эти платежи были связаны с передачей части дохода гражданина в распоряжение монарха, короля и другого правителя для его содержания и других расходов государственного характера. Под финансами понимали государственное публичное хозяйство или хозяйство любого государственного образования нижнего уровня, таких как: земство, городская община и др.

В этот период в некоторых странах, например Германии, слово «финансы» имело отрицательное  значение. Его связывали с вымогательством, взяточничеством, обманом, хитростью  и т.п.

Исторически финансами было принято называть денежные платежи во времена средневековых  итальянских торговых городов –  Генуи, Венеции и других. В настоящее  время термин финансы употребляется  весьма широко и применяется для  обозначения денежных потоков и  фондов, возникающих в ходе хозяйственной  деятельности, и их использования.

В дальнейшем термин получил международное распространение  и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений  между населением и государством по поводу образования государственных  фондов денежных средств.

В ХІХ веке наблюдается бурное экономическое развитие. Углубляется и само понимание финансов. От упрощенного их понимания как государственного хозяйства происходит переход к пониманию финансов как самостоятельной отрасли знаний, охватывающей новые сферы их функционирования. Возникают финансовые рынки, развивается государственный кредит и другие финансовые институты. Финансы превращаются в весомый фактор политической и экономической жизни в стране.

Наивысшего  развития финансы достигли в ХХ веке, когда функции государства намного  расширились и усовершенствовались, а товарно- денежные отношения заняли главное место в экономических системах. Финансы превратились в универсальный и чрезвычайно активный элемент экономической жизни. В настоящее время значение финансов в истории, общественной жизни несомненно: в них отражаются как политическая судьба государства, так и экономические и социальные условия данной страны. Итак, предпосылками возникновения и развития финансов было возникновение товарно-денежных отношений, а также появление и развитие различных видов государственных образований. Поэтому можно утверждать, что финансы -это продукт развития товарно-денежных отношений и государства. Финансы могут успешно функционировать, активно содействовать экономическому и социальному прогрессу только при активном вмешательстве в эти процессы государства.

Государственный долг при Екатерине.

Петр I, несмотря на постоянные финансовые затруднения, воздерживался от иностранного кредитования своей казны. При Екатерине же первым кредитом, полученным царской империей, был предоставленный амстердамскими банкирами в 1769 г. кредит на сумму 7,5 млн. гульденов, или 3,7 млн. руб. на 10-летний срок под благоприятный процент — 5% годовых. В качестве обеспечения кредита были приняты таможенные поступления от порта на Балтийском море. В связи с заключением мирного договора с Турцией были либерализованы правила торговли для увеличения поступлений в казну. Было также объявлено, что «любой и каждый» может открыть производственное предприятие без получения специального разрешения. Таким образом, объявлялась свобода торговли и свобода предпринимательства. Средний уровень пошлин отныне находился на уровне 10% цены товаров.

Однако в последние  годы своего правления Екатерина II приняла запретительные меры против иностранной конкуренции в промышленности и для предотвращения отлива капитала в виде золота и серебра. Типичным примером влияния дипломатических отношений на таможенное обложение и другие сферы внешнеторгового регулирования служило то, что испытывая неприятие Французской революции 1789—1794 гг. и пытаясь ослабить Францию экономически, Екатерина II приняла Манифест от 8 апреля 1793 г., которым полностью запрещался экспорт всех товаров из России во Францию и импорт французских товаров в Россию. Стремясь избавиться от инфляции, которая вымывала серебряные и золотые монеты из обращения, Екатерина II девальвировала империалы в 1768—1769 гг. одновременно с введением в обращение бумажных ассигнаций.

Манифестом от 29 декабря 1769 г. были учреждены два специальных  государственных ассигнационных банка  — один в Москве и второй в  Санкт-Петербурге. Эти банки принимали  депозиты в монетной форме и выпускали  в обмен ассигнации. В Манифесте  провозглашалось, что ассигнации будут  приниматься казной в качестве платежа по меньшей мере одной четверти налоговых поступлений от налогоплательщиков и иных должников, в то время как держателям ассигнаций был обещан полный возврат монет, вносимых за получаемые ассигнации. Однако на практике, хотя ассигнации и были объявлены законным платежным средством, они не обменивались на валюту и не имели отношения к монетам того же номинала. Тем не менее бумажные деньги быстро вошли в оборот, так как они были просты в обращении и их подделка была затруднена.

Внешний заем, полученный от амстердамских банкиров, и выпущенные ассигнации позволили казне покрыть  дефицит на сумму 8 млн руб., или Увсех бюджетных расходов казны в 1771 г.

Более половины этого бюджета  было направлено на военные расходы, включая 9 млн. руб., затраченных непосредственно на военные кампании, и 12,9 млн. руб. — на содержание армии и флота.

Виды инфляции.

 




В зависимости от критериев  выделяют разные виды инфляции. Если критерием  служит темп (уровень) инфляции, то выделяют: умеренную инфляцию, галопирующую инфляцию, высокую инфляцию и гиперинфляцию. 
• Умеренная инфляция измеряется процентами в год, и ее уровень составляет 3-5% (до 10%). Этот вид инфляции считается нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска. 
• Галопирующая инфляция также измеряемую процентами в год, но ее темп выражается двузначными числами и считается серьезной экономической проблемой для развитых стран.  
• Высокая инфляция измеряется процентами в месяц и может составить 200-300% и более процентов в год (заметим, что подсчете инфляции за год используется формула «сложного процента»), что наблюдается во многих развивающихся странах и странах с переходной экономикой. 
• Гиперинфляцию, измеряемую процентами в неделю и даже в день, уровень которой составляет 40-50% в месяц или более 1000% в год. Классическими примерами гиперинфляции являются ситуация в Германии в январе 1922- декабре 1924 г. когда темпы роста уровня цен составили 1012 и в Венгрии (август 1945 – июль 1946 г.), где уровень цен за год вырос в 3.8 * 1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.  
Если критерием выступают формы проявления инфляции, то различают: явную (открытую) инфляцию и подавленную (скрытую) инфляцию.  
• Открытая (явная) инфляция проявляется в наблюдаемом росте общего уровня цен. 
• Подавленная (скрытая) инфляция имеет место в случае, когда цены устанавливает государство, причем на уровне ниже, чем равновесный рыночный (устанавливаемый по соотношению спроса и предложения на товарном рынке). Главная форма проявления скрытой инфляции – дефицит товаров. 

1.Виды конкуренции по масштабам развития.

По масштабам развития выделяют следующее виды:

  • индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
  • местная (среди товаровладельцев какой-то территории);
  • отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
  • межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
  • национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
  • глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

2.Виды конкуренции по характеру развития

По характеру развития конкуренция разделяется на свободную и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

3.Виды конкуренции в зависимости от выполнения предпосылок конкурентного равновесия рынка.

Можно выделить совершенную  и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок конкурентного равновесия, к которым можно отнести следующие: наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет характеристики: раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; дифференциация продукции и контроль за сегментами рынка.

4.Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения(товаров, услуг).

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Олигополистическая конкуренция — это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров.

Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком).

5.Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта.

Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

  • возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;
  • стимулирование научно-технического прогресса;
  • экономическое принуждение к повышению эффективности производства;
  • выявление слабых, менее организованных производителей;
  • ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Основные функции межотраслевой  конкуренции:

  • возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:
  • усиление интенсификации, рост эффективности производства;
  • оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

6.Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара.

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция — это конкуренция между производителями одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители телевизоров конкурируют между собой по размеру диагонали, яркости звука, дополнительным услугам: сервисное обслуживание, условия доставки и др.). Лидерами становятся те. кто применяет инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

Информация о работе Трактовка понятия финансы