Управление финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 13:35, реферат

Описание работы

Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно - правовых форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников - как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий. Появился такой вид экономической деятельности, как предпринимательство - это хозяйственная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг или же продажей товаров, необходимых потребителю. Она имеет регулярный характер и отличается,

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ В УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
1.1. ФИНАНСЫ, ИХ РОЛЬ И ФУНКЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПРОИЗВОДСТВА
1.2. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 4
1.3. СТРУКТУРА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
2. ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ.
2.1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ.
2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ.
2.3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ.
2.4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ.

Файлы: 1 файл

кур.по фин.docx

— 64.59 Кб (Скачать файл)

Самофинансирование - обязательное условие успешной хозяйственной  деятельности предприятий в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости затрат по производству продукции и расширению производственно - технической базы предприятия, он означает, что каждое предприятие  покрывает свои текущие и капитальные  затраты за счет собственных источников. При временной недостаточности  в средствах потребность в  них может обеспечиваться за счет краткосрочных ссуд банка и коммерческого  кредита, если речь идет о текущих  затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные  вложения.

Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана  с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует  все направления своих расходов в соответствии с производственными  планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая  их в производство продукции в  целях получении прибыли.

Финансовые ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются  за счет:

-амортизационных отчислений;

-прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной и финансовой деятельности;

-дополнительных паевых взносов участников в товариществах;

-средств, получаемых от выпуска облигаций;

-средств, мобилизуемых с помощью выпуска и размещения акций в акционерных обществах открытого и закрытого типов;

-долгосрочного кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов);

-других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).

Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих необходимую  потребителю продукцию с высокими затратами на ее производство и не обеспечивающих достаточный уровень  рентабельности по разным объективным  причинам. К ним относятся предприятия жилищно - коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется за счет средств, полученных от реализации продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ПЛАНИРОВАНИЕ  ФИНАНСОВ.

2.2.1. ПОНЯТИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Финансовое планирование - это планирование всех его доходов  и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составления финансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования.

Исходя из этого финансовые планы можно разделить на перспективные, текущие и оперативные.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес-план, который принято разрабатывать  в развитых капиталистических странах  при создании нового предприятия  или обосновании производства новых  видов продукции. Он составляется на период от трех до пяти лет, поскольку  плановые разработки на более длительные периоды не могут быть достоверными.

Бизнес-план не является только финансовым планом, он необходим для  разработки стратегии финансирования и привлечения конкретного инвестора  на определенных условиях к участию  в создании нового предприятия или  финансированию новой производственной программы.

Составление бизнес-плана, несомненно, способствует внутреннему управлению предприятием, так как он разрабатывается  на основе постановки целей, способов их практического осуществления, увязки финансовых, материальных и трудовых ресурсов. Профессиональное составление  бизнес-плана позволяет сохранить  средства инвесторов и снижает вероятность  банкротства.

Руководство предприятия  все время находится перед  необходимостью выбора. Оно должно осуществлять выбор оптимальной  цены реализации, принимать решения  в области кредитной и инвестиционной политики и много другое.

Необходимо добиться такого положения, чтобы вся деятельность предприятия в комплексе была бы рентабельна и обеспечивала бы денежные поступления в объеме, удовлетворяющем  заинтересованные в результатах  работы предприятия группы лиц (владельцев, кредиторов и пр.). Описание ожидаемых  результатов экономической деятельности в будущий период имеет место  при составлении бюджетов (планов) предприятия.

Как правило, различают краткосрочное  и долгосрочное планирование. Значение некоторых из принимаемых решений  распространяется на очень долгую перспективу. Это относится, например, к решениям в таких областях, как приобретение элементов основного капитала, кадровая политика, определение ассортимента выпускаемой продукции. Такие решение определяют деятельность предприятия на много лет вперед и должны быть отражены в долгосрочных планах (бюджетах), где степень детализованности обычно бывает довольно невысока. Долгосрочные планы должны представлять собой своего рода рамочную конструкцию, составными элементами которой являются краткосрочные планы.

В основном на предприятиях используется краткосрочное планирование и имеют дело с плановым периодом, равным одному году. Это объясняется тем, что за период такой протяженности, как можно предположить, происходят все типичные для жизни предприятия события, поскольку за этот срок выравниваются сезонные колебания конъюнктуры. По времени годовой бюджет (план) можно разделить на месячные или квартальные бюджеты (планы).

Невозможно выработать общие  правила, устанавливающие степень  детализации бюджета. В первую очередь  она зависит от того, насколько  высок уровень надежности составляемых расчетов. Кроме того, на каждом конкретном предприятии необходимо оценить  степень необходимой детализации  бюджетов для обеспечения координации  отдельных запланированных действий.

2.2.2. ЦЕЛИ ПЛАНИРОВАНИЯ.

Цели планирования могут  быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться  разное значение в зависимости от вида и величины предприятия.

Бюджет как экономический  прогноз. Руководство любого предприятия  независимо от его вида и величины обязано знать, какие задания  в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий  период. Как указывалось в предыдущем параграфе, группы заинтересованных в  деятельности предприятия лиц предъявляют  определенные минимальные требования к результатам его работы. К  тому же при планировании некоторых  видов деятельности необходимо знать, какие экономические ресурсы  требуются для выполнения поставленных задач. Это относится, например, к  планированию в области привлечения  капитала (приобретения кредитов, увеличение акционерного капитала и т.п.) и определения  объема инвестиций.

Бюджет как основа для  контроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельнсоти предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. В этом смысле основное внимание уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и анализируются причины этих отклонений. Таким образом пополняется информация обо всех сторонах деятельности предприятия. Бюджетный контроль позволяет, например, выяснить, что в каких-либо областях деятельности предприятия намеченные планы выполняются неудовлетворительно. Но можно, разумеется, предположить и такую ситуацию, когда окажется, что сам бюджет был составлен на основе нереалистичных исходных положений. В обоих случаях руководство заинтересовано в получении информации об этом, с тем чтобы предпринять необходимые действия, т.е. изменить способ выполнения планов или ревизовать положения, на которых основывается бюджет.

Бюджет как средство координации. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу  действий (план) в области производства, закупок сырья или товара, реализации произведенной продукции и т.д. В программе действий должна быть обеспечена временная и функциональная координация (согласование) отдельных  мероприятий. Рентабельность сбыта  зависит, например, от величины ожидаемой  цены поставщика и условий производства; количество выпускаемой продукции - от ожидаемого объема реализации; величина отпускной цены - от того, каких объемов  закупок сырья и материалов требует  программа производства и реализации; и т.д.

Бюджет как основа для  постановки задачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать  решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период. В таком  случае существует большая вероятность  того, что разработчикам плана  хватит времен для выдвижения и анализа  альтернативных предложений, чем в  той ситуации, когда решение принимается  в самый последний момент.

Бюджет как средство делегирования  полномочий. Одобрение руководством предприятия бюджета (плана) подразделения  служит сигналом того, что в дальнейшем оперативные решения принимаются  на уровне этого подразделения (децентрализованно), если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство предприятия вряд ли будет в такой степени склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.

2.2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЛАНИРОВАНИЯ.

Организация планирования зависит  от величины предприятия. На очень мелких предприятиях не существует разделения управленческих функций в собственном  смысле этого слова, и руководители имеют возможность самостоятельно вникнуть во все проблемы. На крупных  предприятиях работа по составлению  бюджетов (планов) должна производиться  децентрализованно. Ведь именно на уровне подразделений сосредоточены кадры, имеющие наибольший опыт в области производства, закупок, реализации, оперативного руководства и т.д. Поэтому именно в подразделениях и выдвигаются предложения относительно тех действий, которые было бы целесообразно предпринять в будущем.

Как показано п.2.2.2, бюджеты  подразделений разрабатываются  не изолированно друг от друга. При  расчете, например, плановых показателей  реализации, а значит и величины покрытия необходимо знать условия  производства и запланированные  отпускные цены. Чтобы обеспечить действенную систему координации, на многих предприятиях разрабатывается  инструкция по составлению бюджетов, в которой содержится повременной  план, а также распределение обязанностей и ответственности при расчете  бюджетных показателей.

2.2.4. ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ.

Предприятие должно осуществлять планирование и контроль в двух основных экономических областях. Речь идет о прибыльности (рентабельности) его  работы и финансовом положении. Поэтому  бюджет (план) по прибыли и финансовый план (бюджет) являются центральными элементами внутрифирменного планирования.

Планирование потребности  в оборотном капитале. На предприятии  необходимо проводить планирование использование как основного, так и оборотного капитала. Важным фактором планирования использования оборотного капитала является планирование времени поступления дохода и расхода. Наличие оборотного капитала предприятия должно покрывать расходы со времени начала производства до оплаты продукта потребителем.

Планирование потребностей в основном капитале. По мере развития предприятия станки изнашиваются, изменяется технология, требуются новые здания, оборудование, компьютеры. Часто сроки  приобретения основного капитала достаточно велики.

Это означает, что важно  включить финансовое планирование в  процесс стратегического планирования предприятия. Если предприятие хочет завоевать новые рынки и расширить производство продукта, оно должно позаботиться о потребности в капитале в процессе формирования долгосрочных планов по маркетингу и основных исследований по производственным методам.

Планирование источников дохода. Известно много источников фондов предприятия, включая доход  от продажи продукции, инвестиции ее собственников, а также займа. Задача прежде всего состоит в нахождении лучшего источника для каждой потребности и именно в то время, когда возникает такая потребность.

Качественное планирование заключается в том, чтобы получать необходимые фонды не только вовремя, но и по самой низкой цене. Для  этого нужно найти банк, который  может их предоставить в настоящее  время, соотнести источник фондов с  целью, для которой они будут  использоваться, сбалансировать различные  источники, так как нельзя полагаться лишь на банковские займы, только на выпуск акций или поступлений с доходов. В частности, нужно правильно  выбрать время: продавать акции, когда рынок акций процветает, не брать взаймы, когда учетные  ставки высоки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. УПРАВЛЕНИЕ  ФИНАНСАМИ.

2.3.1. УПРАВЛЕНИЕ  АКТИВАМИ.

Существуют следующие  основные направлен расходования фондов большинства предприятий: закупка сырья, деталей, запасов, зарплата рабочим и служащим, процент, плата по счетам за коммунальные услуги, налоги.

Увеличение активов. Наличные деньги, выручка от реализации, запасы, оборудование, здания, земля - все это  активы. Любое увеличение активов  означает использование фондов.

Уменьшение пассивов. Пассив предприятия включает все, что оно  должно другим: банковские займы, выплата  поставщикам и налоги. Фонды, получаемые предприятием, могут пойти на уменьшение пассива, например, возврат банковских займов.

Платежи собственникам. В  частных предприятиях и товариществах  все, что осталось после увеличения активов и уменьшения пассивов, принадлежит  владельцам. В корпорациях капитал, который предприятие не используют на себя, выплачивается владельцам в виде дивидендов.

Информация о работе Управление финансами