Управление государственным долгом России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть государственный долг РФ пути и проблемы его регулирования. Данная цель решается с помощью следующих задач:
1. Раскрыть сущность и описать структуру понятий "государственный долг" согласно российскому законодательству.
2. Проанализировать внутренний и внешний государственного долг России, их особенности и последствия для экономики.
3. Изучить возможности и способы управления государственным долгом

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 3
Глава 1 Теоретические основы государственного долга…………… 5
1.1 Понятие и виды государственного долга…………..……... 5
1.2 Внутренний долг РФ………………………………………… 13
1.3 Внешний долг РФ…….……………………………………… 16
Глава 2 Управление государственным долгом России……………… 24
2.1 Сущность и способы управления государственным долгом 19
2.2 Обслуживание государственного долга……………………. 25
Заключение……………………………………………………………… 28
Библиографический список……………………………………………. 31

Файлы: 1 файл

Управление государственным долгом.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Такой рост процентных расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2011-2013 годах, но и ростом планируемой доходности по государственным ценным бумагам. Расчет процентных расходов в 2011-2013 годах производился исходя из планируемой доходности по краткосрочным бумагам 4,5 % - 5,5 %, среднесрочным -6 % - 8 %, долгосрочным - 8 % - 8,5 %.

Также предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на обслуживание внешнего долга, которые в 2011 году составят 91,3 млрд. рублей, что на 8,3 % больше, чем в 2010 году, в 2013 году указанные ассигнования увеличатся в 1,3 раза по сравнению с 2010 годом.

Этот рост обусловлен, прежде всего, увеличением объемов  заимствований (выпуск и размещение еврооблигационных займов Российской Федерации на международных финансовых рынках), повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов в течение планового периода. Применяемые Минфином России в расчетах процентных расходов по кредитам МФО и правительств иностранных государств процентные ставки на 2011 - 2013 годы составят: LIBOR - 3,2 %, 5,0 % и 5,9 % соответственно; EURIBOR - 3,0 %, 4,4 % и 3,7 % соответственно.

Процентные платежи  по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых  выражена в иностранной валюте, составят в 2011 году 85,7 млрд. рублей, в 2012 году 94,9 млрд. рублей , в 2013 году -106,8 млрд. рублей.

Процентные расходы  по обслуживанию новых объемов заимствований (выпуск еврооблигаций) составят в 2011 году 232,4 млн. долларов США, в 2012 году - 693,0 млн. долларов США и в 2013 году - 1 142,8 млн. долларов США. Ставки купонного дохода прогнозируются соответственно 6,64 %, 6,52 % и 6,33 %. Уровень ставок определен исходя из прогнозного уровня ставок купонного дохода по 10-летним казначейским облигациям США с учетом CDS (кредитно-дефолтный своп) на риск Российской Федерации.

Процентные платежи  по кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств и МФО, будут увеличиваться в 2011 - 2013 годах и составят 5,6 млрд. рублей , 6,7 млрд. рублей, в 2013 году - 6,8 млрд. рублей соответственно19.

Заключение

 

Система управления государственным  долгом непосредственно связана  с бюджетным процессом, поскольку  долговая политика и система управления государственным долгом непосредственно влияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управления государственным долгом и система управления долгом являются необходимыми условиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционирования бюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимость совершенствования и реформирования системы управления государственным долгом как одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.

В целом долговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощный инструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этого инструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важными элементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств. Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущие задачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качестве полноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. За последние годы Правительством Российской Федерации проделана определенная работа по формированию системы управления государственным долгом, была значительно расширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведен ряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.

Активная долговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами и категориями  долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведение ими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включает применение известных в мировой практике методов управления государственным долгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговых свопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом и т.п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитических факторов, использованием возможностей международных политических и финансовых институтов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решению долговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.

Главными целями активной долговой политики должно быть решение  следующих задач:

– улучшение качества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствования структуры;

– обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны при любой кризисной ситуации;

– содействие достижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, что не только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частных структур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельных инвестиций;

– гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;

– обеспечение надежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальные заслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средства должны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетных проектов и программ при условии их эффективного использования;

– усиление привлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов, предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;

– прогнозирование и избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использование валютного фактора в снижении долговых выплат;

– максимальное использование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранных государств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженности предприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;

– более тесная координация государственной политики и политики внешних заимствований корпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговых обязательств;

– создание комплексной системы управления государственным долгом с участием органов государственной власти, которая позволит адекватно формулировать и реализовывать национальные интересы в этой сфере;

– совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.

 

 

 

Библиографический список

 

Список нормативных актов:

1. Конституция Российской  Федерации // Российская газета. 1993 г. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г.  №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №51

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31.

4. Закон Российской Федерации №3877-1 «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992г. // «Российская газета», N 279, 29.12.1992.

5. Постановление Правительства Российской Федерации №245 «О единой системе управления государственным долгом РФ» от 04.03.1997г. //Собрание законодательства Российской Федерации, 1997г., № 10, ст. 1184

6. Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 2 (146) / 2010 год. // Сайт Счетной палаты РФ.

Список литературы:

  1. Анисимов А.С. Государственный долг России: монография. - М.: Экономика, 2000.- 350 с.
  2. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2003. – с.26-35.
  3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
  4. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для вузов. – Изд. 3-е, перераб. и дополн. – М.: Перспектива, 2007. – 256 с.
  5. Головачёв Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика: Учебник – М.: ЧеРо, 2008.
  6. Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2010. – 151 с.
  7. Козикова Е.Н. Государственный внешний долг. Функционирование в экономике страны-заемщика: монография. - М.: МАКС Пресс, 2004. – 210 с.
  8. Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2006. – 208 с.
  9. Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2009. №2. – 20 с.
  10. Крохина, Ю.А. Финансовое право России. Учебник / Ю.А. Крохина. - М.: Норма, 2010. – 691 с.
  11. Селезнев А. Государственный долг / Экономист. - 2004. - N 3. - с.31.
  12. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 639 с.
  13. Финансовое право.  Учебник / под ред. Е.Ю. Грачева. - М.: Велби, 2009. – 536 с.
  14. Финансовое право. Учебник / под ред. Н.И. Химичева. - М.: Юристъ, 2009. – 749 с.
  15. Хейфец Б.А. Решение долговых проблем: Мировой опыт и рос. действительность. - М.: Академкнига, 2002. – 158 с.
  16. Шохин С.О. Все зависит от того, как считать / Финансовый контроль. 2003. №2. – 35 с.

Сетевые электронные ресурсы:

  1. Сайт Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: http://www1.minfin.ru.
  2. Сайт Счетной палаты Российской Федерации - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.
  3. Сайт Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)  – Режим доступа: http://www.cbr.ru.

1 Селезнев А. Государственный долг /  Экономист. - 2004. - N 3. - с.31

2 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.

3 Годин А.М., Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник, М., «Дашков и К», 2010, с. 151

4 Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2009. №2. – 20 с.

5 Аналитическая записка «Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 2 (146) / 2010 год. // Сайт Счетной палаты РФ.

6 Хейфец Б.А. Решение долговых проблем: Мировой опыт и рос. действительность. - М.: Академкнига, 2002. – 158 с

7 Головачёв Д.Л. Государственный долг. Теория, российская и мировая практика: Учебник – М.: ЧеРо, 2008.

8 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31.

9 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31.

10 Сайт Счетной палаты Российской Федерации - Режим доступа: http://www.ach.gov.ru.

11 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31.

12 Козикова Е.Н. Государственный внешний долг. Функционирование в экономике страны-заемщика: монография. - М.: МАКС Пресс, 2004. – 210 с.

13 Сайт Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: http://www1.minfin.ru.

14 Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - №2. – 2003. – с.26-35.

15 Шохин С.О. Все зависит от того, как считать / Финансовый контроль. 2003. N2. с. 35.

16 Ковалишин Е. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовый контроль. 2009. N2. С. 20.

17 Ковалева, Т.М. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: учеб. пособие / Т.М. Ковалева, С.В. Барулин. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2006. – 208 с.

18 Сайт Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: http://www1.minfin.ru.

19 Сайт Министерства финансов Российской Федерации – Режим доступа: http://www1.minfin.ru.

 


Информация о работе Управление государственным долгом России