Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 03:14, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение процессов управления средствами бюджета Фонда социального страхования РФ как важнейшего внебюджетного фонда в финансовой системе государства. Существование государственного социального страхования ‒ это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд социального страхования РФ, с помощью средств которого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации 4
1.1. Содержание и принципы управления средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации 4
1.2. Правовое обеспечение деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации 6
Глава 2. Анализ управления средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации 7
2.1. Анализ состава и структуры доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Особенности управления 7
2.2. Анализ состава и структуры расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. Особенности управления 11
Глава 3. Пути совершенствования управления средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15
74 % страховых взносов остается на предприятии, бухгалтерия которого по поручению профкома делает необходимые расчеты по социальному страхованию;
26 % страховых взносов централизуется на региональном и федеральном уровнях для предоставления помощи регионам.[7]
Если плательщиком средств ФСС РФ (74%) до конца отчетного периода средства на цели социального страхования израсходованы не полностью, то остаток перечисляется в бюджет Фонда следующего года.
На основании Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ бюджет Фонда социального страхования на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 283 869 488,4 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование 178 767 226,1 тыс. руб.
Законом установлено, что доходы бюджета Фонда на 2007 год формируются за счет налогов, страховых взносов и иных поступлений. Налоги и взносы на социальные нужды в доходах бюджета Фонда составляют 213 724 652,8 тыс. руб., или 75,3%, в том числе единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, – 170 350 458,8 тыс. руб., или 60% всех доходов; страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – соответственно 43 374 194,0 тыс. руб., или 15,3%; налоги на совокупный доход – 7 048 732,0 тыс. руб., или 2,5%; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 60 371 554,3 тыс. руб., или 21,3%, в том числе средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, передаваемые бюджету Фонда социального страхования на дополнительную оплату амбулаторно-поликлинической помощи, – 4 197 943,3 тыс. руб., или 1,5%.
Таким образом, доходы бюджета Фонда социального страхования на 2007 г. на 77,8% сформированы за счет налоговых доходов, на 21,3% – за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и на 0,9% – за счет неналоговых доходов, а также штрафов, санкций и возмещения ущерба.
Как следует из Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годы» от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ, на 2008 г. утверждается общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 305 665 591,3 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 27 211 299,0 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 16 600 000,0 тыс. руб.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда на 2009 г. определен в сумме 346 470 113,2 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 28 081 766,2 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. руб., и на 2010 год – в сумме 389 962 820,5 тыс. руб., в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 34 981 312,3 тыс. руб. и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 000,0 тыс. руб.
Планируемые доходы бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию в 2008 г. с учетом остатка средств по данному виду страхования на 1 января 2008 г. – в сумме 14 820 482,5 тыс. руб., в 2009 г. с учетом остатка средств по данному виду страхования на 1 января 2009 г. – в сумме 8 929 686,6 тыс. руб. и с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 561 430,0 тыс. руб., а также в 2010 г. с учетом средств федерального бюджета на покрытие дефицита – в сумме 6 290 677,5 тыс. руб. позволят обеспечить финансирование всех расходных обязательств, предусмотренных бюджетом Фонда в предшествующие годы.
Предусмотренные проектом бюджета Фонда доходы от единого социального налога рассчитывались исходя из прогноза Минэкономразвития России по фонду оплаты труда на 2008 г. – в объеме 8921,0 млрд. руб., на 2009 г. – в объеме 10 299,0 млрд. руб., на 2010 г. – в объеме 11 771,0 млрд. руб. и с учетом норм Налогового кодекса в редакции Федерального закона «О внесении изменений в ст. 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 6 декабря 2005 г. № 158-ФЗ на 2008 г. – в сумме 207 562 836,3 тыс. руб., на 2009 г. – в сумме 238 713 519,4 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 268 816 946,9 тыс. руб.
Общая сумма поступлений страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки, пени и штрафы, предусмотрена в бюджете Фонда на 2008 г. – в объеме 44 119 043,4 тыс. руб., на 2009 г. – в объеме 50 933 935,8 тыс. руб., на 2010 г. – в объеме 55 530 848,6 тыс. руб.
Доходы от недоимки, пени и штрафов по взносам в Фонд (мобилизация просроченной задолженности страхователей по страховым взносам, образовавшейся на 1 января 2001 г.) оцениваются на 2008 г. – в сумме 450 000,0 тыс. руб., на 2009 г. – в сумме 420 000,0 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 400 000,0 тыс. руб.
Доходы от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, зачисляемые в Фонд, определены на 2008 г. – в сумме 8 678 768,6 тыс. руб., на 2009 г. – в сумме – 10 287 627,8 тыс. руб., на 2010 г. – в сумме 12 203 894,7 тыс. руб., в том числе:
единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в 2008 г. – 4 992 523,2 тыс. руб., в 2009 г. – 6 056 969,4 тыс. руб., в 2010 г. – 7 391 661,3 тыс. руб.;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2008 г. – 3 590 717,9 тыс. руб., в 2009 г. – 4 118 409,8 тыс. руб., в 2010 г. – 4 684 320,5 тыс. руб.;
единый сельскохозяйственный налог в 2008 г. – 95 527,5 тыс. руб., в 2009 г. – 112 248,6 тыс. руб., в 2010 г. – 127 912,9 тыс. руб.
Из проведенного анализа следует, что доходы Фонда социального страхования Российской Федерации в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличатся на 21 796 102,9 тыс. руб., или на 7,6% (с 283 869 488,4 в 2007 г. до 305 665 591,0 в 2008 г.).
Исследование системы доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации свидетельствует о том, что соотношение привлекаемых по различным каналам финансовых ресурсов складывается с учетом необходимости развития социального страхования как важнейшего механизма социальной защиты граждан и позволяет обеспечивать самостоятельность бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год» от 19 декабря 2006 г. № 234-ФЗ бюджет Фонда социального страхования на 2007 г. утвержден по расходам в сумме 306 214 977,3 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование – 202 764 384,1 тыс. руб. и на покрытие дефицита Фонда – 23 997 158,0 тыс. руб.
Расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 г. предусмотрены по следующим функциональным разделам и подразделам (в тыс. руб. и в % ко всем расходам Фонда):
общегосударственные вопросы – 9 732,5 и 0,003;
социальная политика – 290 734 829,2 и 94,9;
социальное обслуживание населения и меры социальной поддержки граждан – 7 628 591,2 и 2,5;
социальное страхование – 14 973 027,4 и 4,8, в том числе:
- пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию – 103 314 595,2 и 33,74;
- пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1 602 943,1 и 0,52;
- пособие по беременности и родам – 27 288 054,0 и 8,91;
- пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет – 31 535 680,0 и 10,3;
пособие при рождении ребенка – 13 147 200,0 и 4,29;
молодежная политика и оздоровление детей – 14 973 027,4 и 4,89;
прикладные научные исследования в области социальной политики – 75 803,5 и 0,02;
оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников – 3 676 192,5 и 1,2;
единовременные страховые выплаты – 561 085,8 и 0,18;
переподготовка и повышение квалификации кадров – 497 388,2 и 0,16;
международное сотрудничество – 9 732,5 и 0,003;
строительство объектов общегражданского назначения – 669 600,0 и 0,22.
Таким образом, предусмотренные расходы на социальную политику занимают наибольший удельный вес в общем объеме расходов бюджета.
В Федеральном законе «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годы» от 21 июля 2007 г. № 183-ФЗ на 2008 г. утверждается общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 18 213 756,0 тыс. руб. Прогнозируемый общий объем расходов бюджета Фонда на 2009 г. определен в сумме 356 067 380,0 тыс. руб. и на 2010 г. – в сумме 389 463 607,5 тыс. руб.
Состав и структура расходов бюджета фонда социального страхования на 2008 г. характеризуется следующими данными (в тыс. руб. и в % к общей сумме расходов Фонда):
общегосударственные вопросы – 3 110,4 и 0,001;
социальная политика – 307 800 848,8 и 95,03;
пособие по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – 1 721 208,6 и 0,53;
пособие по беременности и родам – 29 157 015,0 и 9,0;
пособие при рождении ребенка – 13 464 000,0 и 4,16;
молодежная политика и оздоровление детей – 15 497 081,0 и 4,78;
оплата путевок на санаторно-курортное лечение работников – 3 933 525,9 и 1,21;
переподготовка и повышение квалификации кадров – 42 465,9 и 0,01.
Из проведенного анализа следует, что расходы Фонда социального страхования Российской Федерации в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличатся на 17 664 370,0 тыс. руб. или на 5,8% (с 306 214 977,3 тыс. руб. в 2007 г. до 323 879 347,3 тыс. руб. в 2008 г.). В то же время расходы Фонда на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний увеличатся на 7,4%; на выплату пособий по беременности и родам – на 6,8%; на выплату пособий при рождении ребенка – на 2,4%; на молодежную политику и оздоровление детей – на 3,5%.
Расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации исследованы как составная часть государственных расходов. Можно выделить следующие признаки рассматриваемых расходов: а) являются централизованными расходами федерального уровня, которые обеспечивают выполнение социальной функции государства; б) предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное страхование; в) формируются в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации, обусловленными полномочиями федеральных органов государственной власти в сфере социальной защиты населения, исполнение которых предусматривается федеральным законом за счет средств бюджета Фонда социального страхования РФ.
В зависимости от экономического содержания в структуре расходов бюджета Фонда социального страхования РФ четко обозначены текущие и капитальные расходы. В бюджете Фонда доминируют текущие расходы, в то время как потенциал капитальных расходов практически не задействован.
В целях совершенствования процесса управления средствами бюджета Фонда социального страхования РФ предполагается целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», которые позволят Фонду финансировать расходы на разработку и обеспечение реализации системы мероприятий по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и оптимизации страховых тарифов за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Также в целях реализации положений статьи 8 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования», предусматривающей страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования «Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», следует найти возможность осуществления финансирования санаторно-курортного лечения работников. А также принять в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения соответствующий федеральный закон.
Немаловажным аспектом совершенствования управления средствами бюджета Фонда являются возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности.
Кроме того, необходимо принять меры по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития. Именно потому, что, как уже сказано было ранее, отсутствие полноценной законодательной базы негативно сказывается на функционировании системы государственного социального страхования в целом.
В настоящее время серьезной проблемой социально ориентированного государства является гармоничное сочетание гарантий свободы личности и социальных гарантий. Применительно к финансовой деятельности это означает необходимость баланса между стремлением к экономическому росту и потребностью в высоких социальных расходах, поиск соответствующих финансово-правовых механизмов социальной защиты населения. Они должны основываться на развитии личной ответственности индивида, социальной солидарности, партнерских отношений государства и каждого гражданина в решении социальных проблем.
Информация о работе Управление средствами бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации