Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:29, контрольная работа
В последнее десятилетие валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей в Российской Федерации развивается бурными темпами. В настоящее время можно утверждать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и квалифицированным персоналом уполномоченных банков. Развитие внутреннего валютного рынка Российской Федерации требует обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.
Введение
1. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ
2. Основные положения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
Заключение
Список использованной литературы
Эффективность указанных специфических мер валютной политики увязывалась в обязательном порядке в сочетании с такими направлениями экономической политики государства, как:
Такая стратегия получила
название «валютная шоковая терапия»
по аналогии с «шоковой терапией». Сторонники
данного варианта курсовой политики
полагали, что быстрое введение конвертируемости
российского рубля можно
Указанная стратегия не учла главного: валютный сегмент, равно как и финансовый рынок в целом, находятся на протяжении всех лет реформы в крайне нестабильном положении.
Анализ мирового опыта
свидетельствует о наличии
Россия выбрала смешанный вариант: проведение умеренной политики регулируемого «плавания» при непрерывном изменении валютных курсов и применении корректирующих внутренних мер по стабилизации экономики страны. Выбор подобного рода курсовой политики возможен при учете темпов инфляции, состояния платежного баланса, разницы процентных ставок за кредит, спекулятивных валютных операций, ускорения либо задержки валютных платежей, степени доверия к рублю в самой России и на мировых валютных рывках, т.е. учете факторов, влияющих на российский валютный рынок.
В России было допущено с самого начала реформ хождение сильной мировой резервной валюты — доллара США. В других странах, напротив, предпринимались меры, направленные на максимальное ограничение хождения иностранной валюты на национальном рынке и укрепление национальной валюты.
Россия, после введения внутренней конвертируемости, открыла по форме и по существу доступ к долларовым накоплениям и расчетам в иностранной валюте. Данное обстоятельство привело к «всеобщей долларизации всей страны».
Обращение на территории России иностранной валюты ведет к ослаблению национальной валюты. В соответствии с положением Центрального банка России «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическими лицами товары (работы, услуги)» от 15 августа 1997 г. № 503 с 1 ноября 1997 г. вступил в силу новый порядок расчетов за товары и услуги, продаваемые физическим лицам. В результате российский рубль стал единственным платежным средством при всех видах расчетов.
Одна из важнейших функций ЦБ — поддержание устойчивости курса рубля. Безусловно, устойчивый валютный курс является очень важным экономическим параметром для российских предприятий.
В конце 2003 г. ЦБР прекратил активную поддержку курса доллара на валютном рынке, в результате чего котировки доллара снизились.
Начиная с весны 2003 г. ЦБ был взят курс в валютной политике, означающий ее поворот на 180 градусов. Главными целями ЦБ стали: контроль за инфляцией и выравнивание доходности валютных и рублевых инструментов. При превышении номинальной рублевой доходности над валютной это достигается двумя способами — либо ускорить девальвацию рубля и повысить доходность валютных инструментов, либо снижать доходность на внутреннем рынке. Выбор был сделан в пользу снижения доходности рублевых инструментов. Таким образом, рынку задан четкий ориентир возможной девальвации рубля.
Несмотря на положительные стороны крепкого рубля, в частности, рост потребительского спроса и снижение процентных ставок, новая политика таит в себе риски, которые не следует недооценивать. В условиях унификации и изменения регулируемых тарифов после 2003 г. правительство не сможет и дальше сдерживать инфляцию, в результате чего политика ЦБР может оказаться дискредитированной, а сам банк столкнется с еще большими проблемами.
2. Основные положения ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»
С принятием Федерального закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", который вступил в силу с 18 июня 2004 года (далее — Закон № 173-ФЗ), а также ряда других нормативных актов в сфере валютного регулирования и валютного контроля произошли значительные изменения.
Вновь принятый Закон "О
валютном регулировании и валютном
контроле" кардинально отличается
от действовавшего ранее Закона РФ
от 09.10.92 г. № 3615-1. Прежде всего, следует
отметить, что в Законе № 173-ФЗ по
сравнению с действовавшим
По Закону № 173-ФЗ в состав резидентов включены Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования, а предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ, выведены из понятия "резидент".
На основании Закона № 173-ФЗ изменился перечень валютных ценностей, к которым относятся только иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Исключены из валютных ценностей
драгоценные металлы и
Претерпел изменения
и состав органов валютного регулировани
Что касается агентов валютного контроля, то Закон № 173-ФЗ помимо уполномоченных банков, подотчетных Центральному банку РФ, отнес к ним также:
Названные агенты валютного контроля наделены правом проверять соблюдение резидентами и нерезидентами валютного законодательства, порядок учета валютных операций, а также запрашивать и получать документы, связанные с валютными операциями.
Закон № 173-ФЗ несколько изменил понятие "валютные операции". В соответствии с п. 9 ст. 1 данного Закона валютным операциям относятся:
приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование резидентами валютных ценностей в качестве средства платежа;
приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за рубежом, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за рубежом;
перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета, открытого на территории РФ, на другой счет, открытый на территории РФ;
ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.[1]
Новшеством является отнесение к валютным операциям переводов нерезидентов валюты РФ внутренних и внешних ценных бумаг с одного счета на территории РФ на другой счет на территории РФ.
Ранее валютные операции разделялись на текущие валютные операции, осуществляемые без ограничений, и валютные операции, связанные сдвижением капитала, которые осуществлялись в порядке, предусмотренном ЦБ РФ. Из Закона № 173-ФЗ понятие "текущие валютные операции" исключено.
Указанные в Законе № 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, регулируемых Правительством и Центральным банком РФ, а также ряда валютных операций, осуществляемых на внутреннем валютном рынке России.
Если в Законе № 3615-1
для осуществления большинства
операций, связанных с движением
капитала, лицо, намеревающееся совершить
такие операции, должно было получить
разрешение Центрального банка, то согласно
Закону № 173-ФЗ органам валютного регулировани
Порядок открытия названных счетов регулируется Положением Центрального банка России от 28.04.2004 г. № 256-П "О временном порядке выдачи Банком России юридическим лицам - резидентам, не являющимся кредитными организациями и валютными биржами, разрешений на открытие и использование счетов в банках за пределами территории Российской Федерации". Это Положение действует до 17 июня 2005 г.
Следует отметить, что за нарушение установленного порядка открытия счетов в банках, расположенных за пределами территории РФ, п. 2 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 500 до 1 000 минимальных размеров оплаты труда.
Как уже было отмечено выше, ст. 7 и 8 Закона № 173-ФЗ определен перечень операций движения капитала, которые регулируются Правительством РФ и Центральным банком России, причем Правительство РФ может устанавливать только требование о резервировании по регулируемым им операциям, а Центральный банк — как требование о резервировании, так и об использовании специального счета.
Под специальным счетом понимается банковский счет в уполномоченном банке либо специальный раздел счета "Депо", либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с Законом № 173-ФЗ.
В настоящее время порядок и режим работы специального счета определены Инструкцией Центрального банка России от 07.06.2004 г. № 116-И "0 видах специальных счетов резидентов и нерезидентов", в которой указаны виды счетов, открываемые для осуществления определенных операций.
Однако здесь следует сделать оговорку, что требование об открытии специальных счетов действительно только до 1 января 2007 г.
В Законе № 173-ФЗ, как уже говорилось, предусмотрены случаи, в которых резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании денежных средств при осуществлении отдельных видов валютных операций. Порядок же резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается Центральным банком РФ.
В настоящее время вопросы резервирования денежных средств регулируются Инструкцией Центрального банка России от 01.06.2004 г. № 114-И "0 порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций".
Обратим внимание на ряд основных моментов, связанных с резервированием.
Прежде всего, следует отметить, что сумма резервирования всегда вносится в валюте РФ.
Днем внесения суммы резервирования является день принятия исполняющим банком к исполнению заявления о резервировании и платежного поручения клиента на внесение резервирования. Если операция была совершена в иностранной валюте, то расчет суммы резервирования по операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования.
Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль в РФ