Влияние бюджетного дефицита и профицита на экономику страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:32, реферат

Описание работы

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание, как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бюджетный дефицит и профицит: общие понятия……...…………………...4
2. Влияние бюджетного дефицита и профицита на экономику……………......6
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…

Файлы: 1 файл

финансы творческая - копия.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Оренбургский  государственный аграрный университет»

 

 

Кафедра финансов и кредита

 

 

 

 

 

Реферат

на тему: «Влияние бюджетного дефицита и профицита на экономику страны»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

 

 

 

 

Оренбург – 2012  
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Бюджетный дефицит и профицит: общие понятия……...…………………...4

2. Влияние бюджетного дефицита и профицита на экономику……………......6

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...13

Приложения…………………………………………………………………...…14

 

Введение

Главную роль в формировании и развитии экономически любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является его финансовая система, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Однако данная система зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетного дефицита или профицита. Поэтому одним из важнейших вопросов государственных финансов является проблема бюджетного дефицита (профицита).

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета – это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание, как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.

 

1. Бюджетный профицит и дефицит: общие понятия.

 

На динамику госбюджета оказывает влияние неэффективная  экономика, периодические спады  и подъемы производства, которые  уменьшают налоговые поступления  в бюджет. Рост безработицы, обострение социальных проблем требуют увеличения государственных расходов на социальные нужды, на поддержание секторов экономики, имеющих общегосударственное значение и т. д. В итоге стабилизируется бюджетный дефицит – превышение расходов по государственному бюджету над доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов.

Превышение доходной части госбюджета над расходной  частью называется бюджетным профицитом.1

 По природе своего  происхождения необходимо различать  циклический и структурный бюджетный  дефицит. 

Циклический дефицит  – результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды, поддержание общественно необходимых секторов экономики.

Структурный дефицит – превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада и оживления экономики и вывода ее из депрессивного состояния.2

В качестве критерия разграничения циклической и структурной составляющих в бюджетном дефиците выступает расчет бюджетного дефицита (профицита) при естественном уровне безработицы, равным 6%.

В зависимости от характера  проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным и пассивным.

Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.

Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности.

Бюджетный дефицит имеет  следующие функции:

1. В функции распределения (перераспределения) его роль состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций;

2. Фондообразующая функция проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы;

  3. Стимулирующая – реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективности всей бюджетно-финансовой системы и использование источников бюджетного дефицита и мобилизуемых через этот механизм финансовых результатов.

4. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.

 

2. Влияние бюджетного профицита и дефицита на экономику.

 

Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его  хронический характер свидетельствуют  о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями  как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением падения общественного производства, может оцениваться как положительное явление (в идеале бюджетный дефицит должен составлять не более 5%). 3

Бюджетный профицит всегда имеет негативное влияние на экономику, так как доходы не возвращаются в  виде расходов в полном объеме. При  образовании дефицита госбюджета возникают проблемы его покрытия с наименьшими потерями для экономики.

Источники покрытия дефицита государственного бюджета:

1. Сокращение расходов  госбюджета. Этот путь не всегда  выполним, так как уменьшение  дотаций может усилить спад  в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что в свою очередь снижает стимулы производства.

2. Увеличение налогового  бремени. Данный путь приведет  к уменьшению инвестиций и  потребления. Последнее также снижает возможность роста ВНП, так как сужает объем рынка.

3. Поступления от приватизации  объектов государственной собственности  и реализации драгоценных металлов  и драгоценных камней из государственных  запасов. 

4. Привлечение средств  из Стабилизационных фондов.

5. Превращение дефицита  бюджета в государственный долг.

Это происходит за счет: - займов на внутреннем и внешних рынках, - выпуска и  размещения государственных ценных бумаг (государственных краткосрочных  облигаций (ГКО) и облигаций федеральных займов (ОФЗ)). Выбор конкретной формы государственной задолженности определяется способом привлечения средств. Если заимствования предоставляются иностранными государствами, международными финансовыми организациями, консорциумами банков, то они оформляются в виде кредитов.

Наиболее надежным источником покрытия дефицита госбюджета являются государственные займы, которые  подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Государственные займы более безопасны по сравнению с эмиссией, но и они негативно воздействуют на экономику. Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие – к росту процентных ставок, то есть удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек производства ростом отпускных цен. В то же время дорогой кредит угнетает инвестиции, так как для многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде бюджетный дефицит ведет к инфляции и падению темпов роста ВНП. При обращении к внешнему долгу по истечению срока кредита происходит утечка национального дохода за границу, так как кредит надо возвращать и выплачивать по нему проценты.4

Формой внутреннего долга также  являются займы денег государством у населения. Рынок государственных  обязательств, из которого правительство  черпает ресурсы для своих  закупок, уводит свободные деньги из банков. Это уменьшает их кредитные  ресурсы и ведет к удорожанию кредита и, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования.

6. Выплата государственного  долга за счет увеличения предложения  денег на основе их эмиссии. 

Это самый опасный путь погашения  бюджетного дефицита, так как ведет  к лавинообразному течению инфляции. По существу это есть способ отказа от части долга, так как его выплата происходит обесцененными деньгами. В случае появившегося бюджетного излишка антиинфляционной мерой может выступить изъятие денег из обращения.

Государственный долг –  сумма задолженности государства  по кредитным операциям, являющаяся результатом заимствований при  дефиците госбюджета. Внутренний государственный  долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных  займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги подразделяются на: краткосрочные  казначейские обязательства (со сроком по- гашения до 1 года),среднесрочные  – ноты (до 5 лет) и долгосрочные облигации (свыше 5 лет). Основными держателями государственных ценных бумаг являются правительственные учреждения и фонды, центральный и коммерческие банки, другие финансовые институты, население. На долю государственных ценных бумаг приходится до 90% всей суммы государственного долга развитых стран. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Держателями внешнего долга выступают компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные финансовые организации (Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд и др.).

 Рост государственного  долга вызывает определенные  негативные социально-экономические  последствия: 

1) Поиски источников  его погашения приводят к необходимости  повышения налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений).

2) Отвлечение денежных  ресурсов ограничивает возможности  частного предпринимательства и  роста экономики. 

3) Возникает проблема  ухудшения материального благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга, в результате сокращаются возможности потребления для населения страны, усиливается дифференциация населения по доходам. Кроме того, снижение государственных расходов для населения вызывает снижение заработной платы, пособий и т. д.

Тем не менее, начиная с 2009 года прослеживается положительная тенденция сокращения государственных расходов на обслуживание госдолга (Приложение 1; рис.1).

 Кроме того, проектом бюджета на 2010 год предусматривается продолжение проводимой политики оптимизации структуры государственного долга по замещению внешних источников финансирования внутренними. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идет не на цели развития, а на погашение долга, что замедляет темпы экономического роста и снижает уровень жизни.5

По итогам 2010 г. объем государственного долга прогнозируется в размере 3413 млрд. руб. или 14% ВВП, при этом доля внешнего долга составит 67%, а внутреннего – 33%. В связи с этим прогнозом хотелось бы отметить, что к внутреннему долгу, как правило, относятся кредиты, полученные от национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Однако, иностранные инвесторы часто активно приобретают такие ценные бумаги, в результате чего появляется проблема классификации подобной задолженности.

Самостоятельную проблему представляют кредиты и займы  в иностранной валюте, но размещаемые  на национальном финансовом рынке. Отсюда можно сделать вывод, что достаточно точно спрогнозировать процентное соотношение между внутренним и внешним долгом практически невозможно.

 Управление государственным  долгом – совокупность действий  и мероприятий, проводимых государством  по погашению долга. Мероприятиями  по управлению государственным  долгом являются:

1) эффективное использование заемных ресурсов;

2) выплата долгов за  счет золотовалютных резервов (повышается экспортный потенциал страны);

3) разработка специальных  приватизационных программ;

4) конверсия государственных  займов предполагает изменение  первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашения). 6

Различают несколько  методов конверсии:

- добровольная;

- принудительная;

- факультативная.

При добровольной конверсии  владелец облигации имеет право  выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию.

При принудительной конверсии  владелец облигации обязан согласиться  с новыми условиями займа, а при  факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа.

Информация о работе Влияние бюджетного дефицита и профицита на экономику страны