Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:52, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - изучение роли внебюджетных фондов РФ, их структуры и источников формирования.
В рамках поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1) изучить понятие, роль, структуры и причины возникновения современных внебюджетных фондов РФ;
2) изучить источники формирования и механизм работы основных внебюджетных фондов РФ;
3) проанализировать значение социальных внебюджетных фондов РФ на современном этапе.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ….5
1.1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов, причины их возникновения…………………………………………………………………………5
1.2. Порядок образования и источники формирования ВБФ……………………...9
1.3. Страховой взнос как основной источник формирования ВБФ……………...11
Глава II. Характеристика основных внебюджетных социальных фондов в РФ..14
2.1. Пенсионный фонд РФ………………………………………………………….14
2.2. Фонд социального страхования……………………………………………….22
2.3. Фонд обязательного медицинского страхования…………………………….28
Заключение…………………………………………………………………………..35
Список литературы………………………………………………………………….37
Приложение…………………………………………
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год, осуществляются только после внесения изменений в указанный бюджет в установленном федеральным законом порядке.
2. Расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, компенсируются Пенсионному фонду Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период.
3. Ответственность за нецелевое
расходование денежных средств
Пенсионного фонда Российской
Федерации определяется в
Расходы Пенсионного Фонда РФ согласно таблице 3 составляют: в 2010 году 4410 млрд. руб., а в 2011 году 4820 млрд. руб.
Руководство ПФ РФ осуществляет
Правление и его постоянно
действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются
отделения в республиках в составе РФ,
отделения в национально-государственных
и административно-
Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами).
Пенсионное обеспечение - базовая и одна из самых важных социальных гарантий, которая непосредственно касается интересов нетрудоспособного населения России, составляющего около трети жителей страны.
Качественные и количественные характеристики государственного пенсионного обеспечения свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития общества и государства. Вместе с тем показатели структуры и функционирования государственной пенсионной системы во многом определяют её устойчивость и динамику экономического и социального развития.
В целях государственного управления
финансовыми ресурсами
Изменения в пенсионной реформе в 2012 году
С 1 апреля 2012 года трудовые
пенсии россиян дополнительно
Трудовые пенсии 37 млн. российских пенсионеров выросли на 3,41 процента; социальные пенсии почти 3 млн. российских пенсионеров – на 14,1 процентов. Ежемесячные денежные выплаты с 1 апреля проиндексированы на 6 процентов, это увеличение коснулось 16,6 млн. россиян.
В результате индексации средний размер трудовой пенсии по старости на сегодня составляет 9,8 тыс. рублей.
При индексации размера социальных пенсий повышены и соответствующие пенсии по государственному пенсионному обеспечению, размеры дополнительного ежемесячного материального обеспечения и других выплат, суммы которых определяются размером социальной пенсии. Средний размер социальной пенсии после повышения составляет 5,9 тыс. рублей. Средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, – 8,9 тыс. рублей; средний размер пенсии по случаю потери кормильца семьям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, – 7,5 тыс. рублей.
Средние размеры пенсий граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии, составляют 23,3 тыс. рублей и 23,7 тыс. рублей соответственно.
При этом в течение
года минимальный уровень
1 февраля 2012 года трудовые пенсии российских пенсионеров были проиндексированы на 7 процентов.
1 августа 2012 года будет
проведена беззаявительная
2.2. Фонд социального страхования
Фонд социального страхования
РФ является вторым по объему аккумулируемых
средств государственным
С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования.
Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона.
В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных функций.
С 1 января 2005 года на Фонд возложена задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также их бесплатного проезда к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета.
В этом же году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета" на Фонд также возложена задача по обеспечению инвалидов, отдельных категорий граждан из числа ветеранов техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.
Управление Фондом социального страхования РФ осуществляется Правительством РФ при участии общероссийских объединений профсоюзов. Председатель Фонда социального страхования и его заместители назначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Основными задачами Фонда являются:
• обеспечение гарантированных государством пособий;
• участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
• осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
• частичное содержание санаториев-профилакториев, и различных санаторных и оздоровительных лагерей для детей;
• разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
Согласно Федеральному закону от 30.11.2011 N 370-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», средства ФСС образуется за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию (примерно 92% от общей суммы доходов); доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период, а также ассигнований из республиканского бюджета РФ и добровольных взносов физических и юридических лиц. Средства фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.[5]
Размер страхового взноса в ФСС равен 2,9 %.,согласно таблице 1.
Доход в 2011 году составил 458,8 млрд рублей при расходах в 456, 9 млрд. Таким образом, профицит бюджета составил 1,94 млрд. Предполагается, что в дальнейшем профицит Фонда будет расти: в 2013 году он запланирован в 7, 5 млрд рублей. В отличие от формирования бюджетов двух других внебюджетных фондов - Пенсионного и медицинского страхования - тарифы страховых взносов в ФСС в 2011 году не увеличились и остаются на уровне 2,9 процента.
Поэтому для формирования профицитного бюджета ФСС средства, в частности, предполагалось изыскать, повысив пороги рабочего стажа для установления размера больничных т.е. фактически сократить выплаты по больничным листам для граждан, имеющих небольшой трудовой стаж. Однако данная инициатива встретила резкую критику в том числе со стороны профсоюзов.
В связи с этим комитетом Госдумы по труду и социальной политике и правительством был достигнут компромисс - прежние пороги стажа для расчета больничных выплат были сохранены, а в федеральном бюджете предусмотрены почти 11,3 млрд рублей, которые будут компенсировать дефицит ФСС.
Бюджет Фонда также предусматривает индексацию основных выплат, которые осуществляет ФСС /пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком и т.д./. Так, в 2011 году пособие при рождении ребенка составит 11 703 руб., а в 2012 - 12 405 руб. Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком до достижения полутора лет в 2011 году составят 2 195 руб., в 2012 году - 2 327 руб.
Средства государственного
социального страхования
Распорядителями средств Фонда являются председатель и главный бухгалтер Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях Фонда - управляющий и главный бухгалтер отделения Фонда.
Средства государственного социального страхования направляются на:
• выплату пособий:
• по временной нетрудоспособности;
• по беременности и родам;
• единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
• единовременного пособия при рождении ребенка;
• ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
• социального пособия на погребение;
• санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное (диетическое) питание, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и другие);
• создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях. Порядок формирования резерва и предоставления из него средств (на возвратной основе или безвозмездно) определяется инструкцией о порядке начисления, уплаты, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной Фондом совместно с Министерством труда Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службой Российской Федерации и с участием Центрального банка Российской Федерации;
• обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
• финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;