Внебюджетные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Исторически определено, что выделение внебюджетных фондов из бюджета происходило постепенно, их создание было необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов заключается в четком закреплении за ними доходных источников и, как правило, строго целевом использовании их средств. Поэтому недостаточная разработанность проблем формирования и развития внебюджетных фондов определили актуальность темы исследования.
Цель написания работы – отразить сущность государственных внебюджетных фондов России и определить их место в финансовой системе Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Экономическое содержание и значение внебюджетных фондов 5
1.1 Эволюция внебюджетных фондов в России и за рубежом, их роль в национальной финансовой системе 5
1.2 Экономическая сущность, признаки и виды внебюджетных фондов 8
2 Особености формирования внебюджетных фондов в Российской Федерации 12
2.1 Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации 12
2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов 17
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
3.1 Проблемы развития внебюджетных фондов в России 24
3.2 Предложения по развитию внебюджетных фондов и направления их дальнейшего совершенствования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 349.00 Кб (Скачать файл)

Расходование  средств государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 147 БК РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством.

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в Минздравсоцразвития России для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Таким образом, область перераспределения  внебюджетных средств ограничена целевым назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

2.2 Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств                    государственных внебюджетных фондов

В ходе написания  работы был проведен структурный  анализ формирования и функционирования государственных социальных внебюджетных фондов. Одним из них является Пенсионный Фонд Российской Федерации, анализ структуры и динамики доходов и расходов которого основан на статистических данных, представленных в таблицах Б.1, Б.2 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

Доходы бюджета  ПФР без учета накопительной  составляющей в 2010 году выросли по сравнению  с 2009 годом на 44,5% и составили 4,25 трлн. рублей, из них: 1,6 трлн. рублей – страховые  взносы на страховую часть трудовой пенсии; 2,64 трлн. рублей – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, из которых на покрытие дефицита бюджета ПФР перечислено 1,32 трлн. рублей. Общие доходы бюджета ПФР за 2010 год составили 4,61 трлн. рублей, что по отношению к внутреннему валовому продукту составляет 10,4% (в 2009 году – 3,2 трлн. рублей, или 8,2% к ВВП).

С 1 января 2010 года тариф отчислений в пенсионную систему  был установлен в размере 20%, при  одновременном введении для отдельных  категорий плательщиков пониженных тарифов. В связи с этим на компенсацию  выпадающих доходов бюджета Фонда из федерального бюджета было перечислено 72,84 млрд. рублей.

В рамках Программы  государственного софинансирования пенсии в 2010 году в бюджет Фонда от граждан и работодателей поступило 3,6 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей больше, чем в 2009 году. При этом за застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы в 2009 году, из федерального бюджета перечислено 2,5 млрд. рублей.

Расходы на пенсионное обеспечение за 2010 год увеличились  на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей – расходы на выплату трудовых пенсий (в 2009 году – 2,4 трлн. рублей).

В результате проведенной  в 2010 году валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 рублей. Для отдельных категорий  граждан, имеющих продолжительный  трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной  травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны – 1715 рублей, для участников Великой Отечественной войны – 1855 рублей.

При этом наблюдается  рост числа вновь назначенных  пенсий. Если в 2005 году были назначены  пенсии 2,5 млн. человек, то в 2010 году – почти 2,8 млн. человек. В 2010 году общее количество пенсионеров превысило 39,7 млн. человек. Из них число получателей трудовых пенсий составило 36,6 млн. человек, получателей социальных пенсий – 2,8 млн. человек.

В течение 2010 года пенсии были проиндексированы трижды. 1 апреля 2010 года трудовые пенсии россиян были проиндексированы на 6,3%, социальные пенсии – на 8,8%. Кроме того, 1 июля социальные пенсии дополнительно увеличились на 3,41%. Помимо увеличения трудовых и социальных пенсий, 1 апреля на 10% был проиндексирован размер ежемесячных денежных выплат. В целом, в течение 2010 года пенсии в стране увеличилась на 23%, а по сравнению с серединой 2009 года – на 46%, что превышает уровень потребительской инфляции.

Объем поступивших  в ПФР в I полугодии 2011 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1 трлн. 343,4 млрд. руб., что на 47,5% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Этот показатель составляет 49,1% от годового прогноза поступлений. В целом по году прогнозируется поступление страховых взносов на 43% больше, чем в 2010.

Значительный  рост поступления страховых взносов  во внебюджетные фонды в 2011 году обусловлен повышением тарифов страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  с 20% до  26% и на обязательное медицинское страхование в ФОМС с 1,1% до 3,1%, увеличением значения фонда оплаты труда работников, с которого взимаются страховые взносы, с 415 000  рублей в до 463 000 рублей год, а также системной работой со страхователями.

Плановые показатели приведены на основании положений федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 10 декабря 2010 года №355-ФЗ. В соответствии с законом «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» суммарные доходы ПФР в 2012 году составят 5,7 трлн. рублей (в 2011 году – 5,14 трлн. рублей), или 9,7% объема ВВП страны. Суммарные расходы составят 5,4 трлн. (в 2011 году – 4,82 трлн. рублей). Превышение доходов над расходами бюджета составит 289,6 млрд. рублей.

На выплату  трудовых пенсий из бюджета ПФР в 2012 году будет выделено 4,2 трлн. рублей. Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступит 1,5 трлн. рублей на исполнение обязательств государства по выплате  государственных пенсий, пособий, материнского капитала, других социальных выплат, а также на софинансирование формирования пенсионных накоплений.

Средства федерального бюджета на предоставление материнского капитала в 2012 году предусмотрены в  бюджете ПФР в сумме 162,7 млрд. рублей. Размер материнского капитала с 1 января 2012 года будет проиндексирован на 6,0% и составит 387,6 тыс. рублей. 

В бюджете ПФР  учтены средства федерального бюджета  на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального  благосостояния на 2012 год в сумме 7,5 млрд. рублей (в 2011 году – 5 млрд. рублей).

Анализ структуры и динамики доходов и расходов ФСС основан на статистических данных, представленных в таблицах Б.3, Б.4 ПРИЛОЖЕНИЯ Б.

Доходы ФСС  от поступления страховых взносов в 2010 году по сравнению с ЕСН увеличились, несмотря на рост объемов выплат, не облагаемых страховыми взносами за счет  расширения гражданско-правовых отношений в сфере производства и услуг, увеличения льгот при оплате труда инвалидов, возмещении расходов на командировки, оказании материальной помощи работникам и членам их семей и действие других факторов снижения фискальной нагрузки, предусмотренных законодательством.

Коэффициент сбора  страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2010 году превысил 98%.

В 2009 году, общий  объем доходов бюджета ФСС  в сумме 445 133, 6 млн. рублей (123,9 % к 2008 году), в том числе за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в сумме 70 568 млн. рублей и из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в сумме 17 000 млн. рублей. Общий объем расходов бюджета ФСС в сумме 447 188, 6 млн. рублей.

Доходы ФСС  в 2010 году составили 463 776,7 млн. руб. (или 109% к плановым показателям), расходы - 491 199,3 млн. руб. (108, 2%). Из них доходы по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 319 404 млн. руб., расходы - 353 610, 7 (дефицит - 34 206, 6); от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 62 788 3 и 54 905 соответственно (профицит - 7 883). Доходы от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432, 3 млн. руб. Это на 19 384, 9 млн. руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 году, и на 26 213, 2 млн. руб. ниже плановых показателей. Расходы по этому виду страхования выросли на 22, 3% и составили 343 425, 2 млн. руб.

По итогам 2010 года уровень сбора указанных  страховых взносов составил 98,9%. Доходы от налогов на совокупный доход составили 11 762,3 млн. руб. (85,6% к запланированным) и увеличились по сравнению с 2009 года на 1 886,5 млн. руб. (или на 19,1%).

Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2010 году возросли на 22,4% относительно расходов 2009 года и составили 182,5 млрд. рублей или 57,1% в общих расходах по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оплачено 392,6 млн.дней.

В 2010 году расходы работодателей на оплату первых 2 дней временной нетрудоспособности составили 14,7 млрд. рублей, оплачено 63,6 млн. дней.

В 2010 году среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности составил 464,8 рубля, что на 92,34 руб. или на 24,8% выше показателя 2009 года (372,45 руб.).

Детальный анализ факторов увеличения среднедневного размера пособия показал, что из полученной прибавки более 2/3 приходится на рост средней заработной платы, из которой исчисляется размер пособия, и менее 1/3 — на увеличение в связи с отменой ограничения пособия по временной нетрудоспособности максимальным размером. В 2009 г. такой максимум был установлен в сумме 18720 руб. в расчете на полный календарный месяц.

С 1 января 2010 года размер пособий определялся из заработка, на который начисляются страховые взносы. То есть заработка, не превышающего 34583 руб. в расчете на месяц.

Можно утверждать, что модернизация страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством обошлась бюджету Фонда социального страхования в 6-7% дополнительных расходов. Социальный же эффект существенный: у значительной части работников с заработком выше среднего размера сняты имевшиеся экономические барьеры для обращения к врачу за получением своевременной медицинской помощи, имея ввиду ранее существовавшее снижение дохода при нахождении на «больничном» листе.

На выплату пособий по беременности и родам направлено 67,3 млрд. руб. (рост на 17,5% к 2009 г.). Среднедневной размер пособия возрос на 65,8 рублей (или на 16,6%) и составил 463,0 рубля.

На выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, израсходовано 79,1 млрд. руб., что на 30,2% больше, чем в 2009 году.

В 2010 году 2 млн. граждан получили 14,7 млн. пособий, что на 3% больше, чем в 2009 году. Средний размер пособия увеличился на 26,4% относительно 2009 года и составил 5375,1 руб.

Расходы на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, составили 42,7 млрд. руб., что на 15,7% больше, чем в 2009 году.

Через территориальные  органы социальной защиты субъектов  Российской Федерации выплачено  пособий 1,6 млн. гражданам, что на 0,2 млн. больше, чем в 2009 г. Средний размер пособия по уходу за первым ребенком −1,8 тыс. руб., по уходу за вторым и последующими детьми — 3,6 тыс. рублей.

Законодательные изменения привели к существенному улучшению положения застрахованных граждан.

В 2010 году в медицинские  организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей. 

В структуре  поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования. 

Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2009 году.  При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%. 

В бюджет ФФОМС  в I полугодии 2011 года  поступило 151,9 млрд. руб. страховых взносов, что  в 3,6 раза больше по отношению к поступлениям в I полугодии 2010 года.

В 2009 году в бюджеты ТФОМС поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей. 

В 2009 году поступление платежей в среднем по Российской Федерации  на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля; страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля.

В бюджеты территориальных  фондов обязательного медицинского страхования в I полугодии 2011 года  поступило 106,6 млрд. руб., что в 1,4 раза превышает объем поступлений в I полугодии 2010 года.

Прогнозируемый  общий объем доходов бюджета  Фонда в 2011 году составит 335 968 млн. рублей, общий объем расходов бюджета - 335 968 млн. рублей.

Бюджет ФФОМС  на очередной финансовый год и  двухлетний плановый период сформирован  бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд. рублей (на 555,7 млрд. рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд. рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд. рублей.

Информация о работе Внебюджетные фонды в Российской Федерации