Внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 15:34, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление роли внебюджетных фондов в формирование муниципальных финансов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность внебюджетных фондов, определить теоретические основы понятий внебюджетных фондов;
• рассмотреть структуру региональных финансов и определить какое место определяет в ней внебюджетные фонда;

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 109.78 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Региональные  финансы занимают немаловажное место  в финансовой системе РФ. Одной  из составных частей является внебюджетный фонд.

Актуальность  темы данной курсовой работы обусловлена необходимостью путей совершенствования и развития внебюджетных фондов в системе региональных финансов.

Актуальность  данной проблемы, процесс развития и совершенствования внебюджетных фондов и определили выбор темы.

Целью данной курсовой работы является выявление  роли внебюджетных фондов в формирование муниципальных финансов.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • раскрыть сущность внебюджетных фондов, определить теоретические основы понятий внебюджетных фондов;
  • рассмотреть структуру региональных финансов и определить какое место определяет в ней внебюджетные фонда;
  • выявление направлений дальнейшего совершенствования данной формы организации финансов

Предметом исследования является система социально-экономических  отношений, складывающихся в процессе формирование региональных финансов.

Объектом  исследования выступает внебюджетный фонд на территории Вологодской области.

 

 

 

1. Внебюджетные фонды

 

1.1 Сущность, задачи и виды внебюджетных  фондов

 

Важным  звеном государственных и муниципальных  финансов являются внебюджетные фонды  государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое  назначение. Порядок их образования  и использования регламентируется финансовым правом.

Первоначально внебюджетные фонды появились в  виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения  бюджета. Государственная власть с  расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, требовавших средств для их покрытия. Эти средства концентрировались в особых фондах, предназначенных для специальных целей. Такие фонды носили, как правило, временный характер. С выполнением государством намеченных мероприятий они заканчивали свое существование. В связи с этим количество фондов постоянно менялось.

С укреплением  централизованного государства  начинается период унификации специальных  фондов. На основе объединения различных  фондов и был создан государственный  бюджет.

В современных  условиях наряду с государственным  бюджетом вновь повышается значение внебюджетных фондов.

Организационно-структурные  изменения в РФ, выразившиеся в  создании в начале 90-х годов государственных  социальных внебюджетных фондов, неразрывно связаны с дальнейшими преобразованиями в этой области и, прежде всего, с  созданием законодательства об обязательном социальном страховании, учитывающего произошедшие радикальные преобразования в нашем обществе.

Внебюджетные  фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом  РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.).

Можно выделить следующие причины, обуславливающие  необходимость формирования внебюджетных фондов:

  • Необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;
  • Необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;
  • С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в социальной защиты населения в условиях спада производства , роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга
  • Оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти
  • Необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению и т.п.
  • Немаловажным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает и дефицит бюджета

Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и  местного самоуправления.

Внебюджетные  фонды - форма перераспределения  и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых  общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Расходы и доходы государственного внебюджетного  фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете  Российской Федерации на соответствующий  год.

Внебюджетные  фонды решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Государственные целевые внебюджетные фонды имеют  самостоятельные источники их формирования.

Так источниками  финансирования внебюджетных фондов являются:

взносы  и отчисления носящий налоговый  характер, ассигнования из центрального и местных (региональных) бюджетов, специальные займы, добровольные поступления. Средства могут поступать и за счет капитализации части временно свободных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, инвестирование).

В зависимости  от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные, в соответствии с  уровнем управления — на государственные (централизованные) и региональные (децентрализованные).

Государственные внебюджетные фонды имеют общегосударственное  значение и используются для решения  общегосударственных задач. Средства большинства централизованных внебюджетных фондов служат финансовой гарантией  конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального  и экономического положения некоторых  групп населения.

В состав централизованных (государственных) внебюджетных фондов входят:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Эти же фонды  относятся и к социальным внебюджетным фондам. Аккумуляция средств в социальных внебюджетных фондах, позволяет накапливать источники финансирования для выплат пенсий, пособий, стипендий и т.п.

С помощью  социальных внебюджетных фондов государство  и муниципальное образование  решают следующие задачи:

• социальную защиту населения;

• повышение  жизненного уровня населения;

• сохранение и улучшение здоровья населения;

• оказание социальных услуг населению.

К экономическим внебюджетным фондам относились Фонд Министерства Российской Федерации по атомной  энергии, территориальные дорожные фонды, территориальные фонды воспроизводства  минерально-сырьевой базы, территориальные  экологические фонды. Впоследствии они были консолидированы в бюджет и на данный момент являются целевыми бюджетными фондами.

Децентрализованные  внебюджетные фонды формируются  для решения территориальных, отраслевых, межотраслевых и других задач. К  ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые:

  • по решению региональных и муниципальных органов власти для решения региональных и местных задач;
  • для решения отраслевых задач (фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, Фонд конверсии и др.)

На региональном уровне образуются территориальные  фонды обязательного медицинского страхования и территориальные  дорожные фонды.

Существуют  также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью  которых является финансовая поддержка  конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства (например, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд содействия научно-техническому прогрессу и др.).

Особенности внебюджетных фондов:

- внебюджетные  фонды планируются органами власти  и управления и имеют строгую  целевую направленность;

- денежные  средства внебюджетных фондов  используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируются,  в основном, за счет обязательных  отчислений юридических и физических  лиц;

- страховые  взносы во внебюджетные фонды  и взаимоотношения, возникающие  при их уплате, имеют налоговую  природу, тарифы взносов устанавливаются  государством и являются обязательными;

- денежные  ресурсы фонда находятся в  государственной собственности,  они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и  не подлежат изъятию на какие-либо  цели, прямо не предусмотренные  законом;

- расходование  средств из фондов осуществляется  по распоряжению Правительства  РФ или специально уполномоченного  на то органа (правление фонда).

 

1.2 Внебюджетные фонды и их  роль в формировании региональных  финансов

 

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов являются самостоятельным  звеном бюджетной системы, они формируются  на уровнях федеральном и региональном. Определение места внебюджетных фондов в системе региональных финансов позволит впоследствии проанализировать их роль в этой системе.

Формирование и  использование региональных финансов осуществляются в соответствии с  Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской федерации, а также другим федеральным и региональным законодательством.

Региональные финансы (финансы субъектов Российской Федерации) являются важным элементом государственных  финансов и в совокупности с муниципальными (местными) финансами образуют территориальные  финансы.

Бюджеты субъектов  Российской Федерации и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме законов  субъектов Российской Федерации.

Финансовые ресурсы  регионов – это совокупность денежных средств, которые используются на экономическое  и социальное развитие регионов в  плановом периоде.

Финансовые  ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих важнейших частей:

- ресурсы  бюджетов всех уровней (используются  для текущего финансирования  экономики региона, социальной  сферы, финансирования наиболее  важных проектов развития соответствующих  территорий);

- ресурсы  субъектов хозяйствования (используются  для финансирования оборотных  средств и капиталовложений, содержания  социальных объектов, находящихся  в собственности соответствующих  субъектов хозяйствования);

- ресурсы  внебюджетных фондов;

- кредитные  ресурсы коммерческих банков  и прочих финансовых структур (используются для срочного и  возвратного финансирования оборотных  средств и капиталовложений);

- межбюджетные  трансферты в виде дотации,  субвенции поступающие из вышестоящих бюджетов для покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы всех институциональных  единиц, функционирующих в регионе.

Региональная  система финансов состоит из трех частей:

  • региональный бюджет
  • средства субъектов хозяйствования
  • региональные внебюджетные фонда

Таким образом внебюджетный фонд являются обособленной частью финансовых ресурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета. В регионах формируются и действуют: территориальные подразделения федеральных внебюджетных фондов; региональные внебюджетные фонды, средства которых являются региональной собственностью; внебюджетные фонды муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Внебюджетные фонды