Внешний аудит, его отличия, цели и задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 21:58, доклад

Описание работы

Аудит – это независимая проверка деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с целью установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее полноты, реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Файлы: 1 файл

1 Внешний аудит, его отличия, цели и задачи.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Внешний аудит, его отличия, цели и задачи

 

Аудит – это независимая проверка деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций с целью установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, ее полноты, реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Эволюция  аудита

Ревизионная деятельность осуществлялась уже в античных государствах, таких, как Вавилон и Египет. Историки полагают, что составление отчетов относится примерно к 4000 г. до н.э. С самого начала государство занималось учетом доходов и расходов, сбором налогов и контролем за их уплатой

В России первое упоминание об аудиторстве было зафиксировано в XVII веке. Во времена Петра I (начало XVIII в.) слово «аудит» означало  «слушающий». Должность аудитора предполагала выполнение некоторых обязанностей делопроизводителя, ревизора, секретаря и прокурора

В обобщенном виде историю  аудита можно представить в виде таблицы, выделив пять этапов развития

Эволюция целей и методов аудита

Этапы

развития

Факторы, вызывающие изменение

Цели

Методы 

1

2

3

4

До 1500г.: предистория

Появление двойной записи в бухгалтерском учете, открытие Америки

Выявление злоупотреблений

Проверка фактов администрирования и хозяйствования

1500-1862гг.: возникновение аудита

Формирование компаний с ограниченной ответст-венностью, разграничение функций владения и управления

Предупреждение и выявление злоупотреблений и ошибок

Детальная проверка фактов хозяйственной деятельности

1862-1940гг.: формирование профессионального аудита

Развитие профессии  бухгалтера-аудитора

Подтверждение точности финансовой отчетности

Проверка по существу (включая тестирование отдельных элементов)

1940-1980гг.:

формирование стандартов профессии

Рост компаний и призна-ние ответственности администрации за системы контроля; предотвращение злоупотреблений в составлении отчет-ности

Предоставление заключения о верности и объективности финансовой отчетности

Проверка на соответствие и по существу

1980г. – до наших дней: современное состояние

Стремление преодолеть расхождения в отчетности. Повышение ответственности аудитора за выявление злоупотреблений и ошибок

Предоставление отчета о злоупотреблениях и ошибках

Стандартизация процессов проверки. Проверка на соответствие и по существу


 

Развитие контроля и аудита в Республике Беларусь

В августе 1992г. при Совете Министров Республики Беларусь  на основании постановления правительства Республики Беларусь  была образована Аудиторская палата. С 2000г. ее полномочия переданы Управлению аудита Министерства финансов Республики Беларусь и состоят в следующем:

• лицензирование аудиторской  деятельности;

• разработка методологии  аудита – проектов нормативных правовых актов по вопросам, касающимся аудиторской деятельности;

• контроль за соблюдением  аудиторами  порядка осуществления  аудиторской деятельности;

• ведение Государственного реестра аудиторов и аудиторских организаций;

• сотрудничество с международными аудиторскими организациями, сбор информации по вопросам аудиторской деятельности других стран;

• работа с письмами, заявлениями граждан и юридических лиц в пределах своей компетенции

В настоящее время в республике зарегистрировано более 1100 аудиторов, более 80 аудиторских фирм, 480 аудиторов – индивидуальных предпринимателей. Отдельные аудиторские фирмы имеют лицензии Национального банка Республики Беларусь на  проведение аудита в банковской сфере. Кроме того, в республике работают два представительства международных аудиторских фирм

Современная структура аудиторской  деятельности Беларуси определена Законом  Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности», который был принят в ноябре 1994г. (с учетом изменений и дополнений от 18.12.2002г.)

 

Сущность аудита, его цели и задачи

Аудит (с английского языка переводится как «подсказчик», а с латинского – «он слышит») – это независимая лицензионная деятельность, основанная на договорных платных условиях, предпринимаемая с целью  выявления дальнейшего мнения аудитора по поставленному вопросу

Независимость аудиторской проверки связана с тем, что в своих суждениях аудитор не зависит от государства, различных партий и течений, от проверяемого субъекта и т.д. Он руководствуется в работе нормативно-правовой базой, действующей в государстве, применяемыми в аудиторской практике стандартами, Кодексом этики аудиторов Республики Беларусь и т.д.

Цель аудита: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Аудиторская деятельность во всех странах  является лицензионной. Порядок лицензирования аудиторов каждая страна устанавливает самостоятельно. В Беларуси он определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Для проведения аудиторской  проверки аудиторы должны иметь соответствующую  квалификацию. Квалификация аудиторов определяется соответствующими организациями, которые уполномочены определить ее и выдать лицензию. В Республике Беларусь такое право дано Министерству финансов Республики Беларусь

Право на осуществление  аудиторской деятельности в банковской системе имеют аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности, выданную Министерством финансов Республики Беларусь, и дополнительно – лицензию на осуществление аудиторской деятельности, которая выдается Национальным банком Республики Беларусь на основании решения его центральной аттестационной комиссии. Для получения лицензии на право проведения аудита в банковской сфере аудитору – индивидуальному предпринимателю  необходимо иметь лицензию Министерства финансов республики, и его стаж работы в банковской системе должен насчитывать не менее трех лет  из последних пяти в качестве специалиста. Аудиторской фирме для получения лицензии необходимо иметь лицензию Министерства финансов Республики Беларусь, а в ее штате должны состоять не менее трех аудиторов, включая руководителя. По положительным результатам тестирования и собеседования центральная аттестационная комиссия Национального банка Республики Беларусь выдает свидетельство о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе или лицензию

Доверие общества аудиторы заслуживают благодаря своей  профессиональной подготовке, знаниям  и опыту, а также строго следуя этическим нормам и правилам поведения.

Кодекс этики аудиторов  Республики Беларусь включает 12 основных правил

  1. Профессионализм, знания и компетентность.
  2. Профессиональная независимость.
  3. Честность, справедливость и объективность.
  4. Конфиденциальность.
  5. Недопустимость несовместимых, дискредитирующих действий.       
  6. Вежливость и внимательность к заказчику.
  7. Налоговые отношения.
  8. Отношения между аудиторами.
  9. Реклама.
  10. Оплата аудиторских услуг.
  11. Разрешение конфликтов.
  12. Соответствие международным нормам.

Аудиторские проверки осуществляются на договорной, платной основе. Только по инициативе заказчика и по установленным им вопросам может проводиться аудиторская проверка. Размер оплаты аудиторских услуг отражается в договоре

В результате проведенной  работы аудитор должен выразить мнение по поставленным вопросам (проблемам), в том числе вопросам бухгалтерской и финансовой отчетности, налогообложения, приватизации, формирования уставного фонда, составления бизнес-проектов, консультирования и т.д. в конечном счете все это является целью любой аудиторской проверки. Аудитор должен стремиться быть объективным и давать пользователям достоверную информацию. На основании мнения аудитора пользователи информации делают выводы и принимают соответствующие решения об инвестициях, рентабельности, эффективности менеджмента и т.д.

Сейчас популярно мнение, что аудит – это деятельность, направленная на уменьшение до приемлемого  уровня информационного риска для  пользователей финансового отчета. Информационный риск – это вероятность того, что в финансовых отчетах содержаться ложные и неточные сведения. Аудитор должен подтвердить достоверность публикуемой информации; это позволит пользователям рассчитывать на то, что информационный риск невелик

Основной предпосылкой контроля является взаимная заинтересованность заказчика, государства и других лиц в обеспечении достоверности учета и отчетности. Результатом аудиторской проверки становится заключение с оценкой проверявшихся вопросов, оно служит основанием для принятия пользователями соответствующего решения. Заключение по наиболее крупным компаниям и по банкам публикуют вместе с балансом и отчетом о прибылях и убытках

Основными задачами аудита являются:

• анализ финансово-хозяйственной деятельности;

• установление реальности, полноты и достоверности представляемой отчетности, соответствия ее действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности;

• выявление недостатков и нарушений в деятельности

 

Отличие аудита от ревизии

 

Аудиторская деятельность существенным образом отличается от ревизионной

Ревизия – это составная часть системы управленческого контроля, призванная устанавливать законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций

Цель ревизии: выявление недостатков для их устранения и наказания виновных, сохранение активов, пресечение и профилактика злоупотреблений

Основные задачи ревизии:

• контроль за соблюдением  государственной дисциплины, использованием государственных средств;

• обеспечение сохранности материальных и денежных ресурсов, правильной постановки бухгалтерского учета;

• пресечение фактов бесхозяйственности, расточительства, приписок

Кроме того, между ревизией и аудитом имеются и другие характерные отличия:

•  аудиторская проверка является добровольной;

• аудитор в своих  суждениях остается независимым;

• аудиторская деятельность подлежит лицензированию;

• аудиторская проверка не ставит целью обнаружения ошибок для последующего наказания;

• аудиторы проводят консультации;

• аудиторская проверка направлена в большей степени  на проверку качества работы клиента, в то время как ревизия –  на проверку соблюдения законодательства;

• экономия средств государства;

• аудитор может снизить  риски между партнерами в их обоюдной деятельности; перед ревизором такая задача не стоит;

• в отличие от ревизора, аудитор должен подтверждать не одну-две хозяйственные операции, а общие результаты финансово-хозяйственной деятельности за значительный период

• по результатам аудиторской  проверки даются аудиторское заключение и рекомендации, а по результатам ревизии составляется акт


Информация о работе Внешний аудит, его отличия, цели и задачи