Внутренний и внешний долг России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 01:07, реферат

Описание работы

В апреле 2005 г. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2006 - 2008 гг.Два года назад был рассмотрен аналогичный документ на период 2003-2005 гг.В принципе документ сохраняет ту позицию. Которую Минфин выбрал еще 2 года назад: Государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти.

Файлы: 1 файл

Рцб.doc

— 33.50 Кб (Скачать файл)

Внутренний долг РФ и Государственные  внутренние заимствования

(долговая стратегия Минфина России на внутреннем рынке)

Стратегия

В апреле 2005 г. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2006 - 2008 гг.Два года назад был рассмотрен аналогичный документ на период 2003-2005 гг.В принципе документ сохраняет ту позицию. Которую Минфин выбрал еще 2 года назад: Государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти.

Следующая позиция - развитие национального  рынка государственных  ценных бумаг и  сохранение консервативной политики в области  государственных  заимствований. Позволяющей  не только привлекать средства на рынке , но и использовать ресурсы стабилизационного фонда погашения текущего внешнего долга.

Сейчас  бюджет планируется  не на 1 , а на 3 года .На сегодняшний день, по расчетам, объем погашения  в течение 2006 - 2008 гг. будет чуть больше , чем мы  привлекаем на рынках.Это позволяет использовать средства стабилизационного фонда для погашения текущей задолженности и  тем самым уменьшать совокупный государственный долг. При этом в течение 2006 2008 гг. сохраниться очень жесткая консервативная политика на внешнем рынке , что предполагает практический отказ от привлечения на внешнем средств за счет размещения еврооблигаций.

  Акцент будет сделан на внутреннем рынке. По государственным ценным бумагам  в течение 3 лет необходимо привлечь около 870 млрд.руб., чистое привлечение без погашения составит более 600 млрд.руб.

  За 3 года (2003 - 2005гг.) объем привлечения составил около 500 млрд.руб.. чистое привлечение - около 250 млрд.руб. При этом  происходило увеличение объемов привлечения. Если в 2003г. Объем чистого привлечения составил около 30 млрд.руб., то в 2004 г. - 96 млрд.руб.; в 2005 г. В соотв. с Законом  о бюджете мы должны обеспечить чистое привлечение  по госбумагам в размере 125 млрд.руб.; в последующие годы - соответственно 170, 200 и 230 млрд.руб.

  Государственный долг будет снижаться по отношению к валовому внутреннему продукту .По оценка, к концу 2004 г. Соотношение совокупного государственного долга к ВВП достигло примерно 23,5%, а к концу 2008 г. Этот показатель составит около 12,4%.при этом основное снижение государственного долга по отношению к ВВП было обеспеченно за счет резкого снижения внешнего долга и роста ВВП.

  одновременно с этим меняется структура долга. Постепенно происходит приближение к той цели. Которая была поставлена 3 года назад; привести соотношение внутреннего и внешнего долга к значениям 50:50. Так на сегодняшний день этот показатель составляет примерно 20:80, а к концу 2008г. Достигнет примерно 43:57.

  Мы прогнозируем достаточно существенный рост объема долга , выраженного в государственных ценных бумагах. На момент 2005 г. Объем долга был равен 813 млрд.руб., а концу 2008 года рублевый долг . Выраженный в государственных облигациях , составит примерно 1,5 трлн.руб.

  При этом для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций. Первое размещение прошло в 2005 году. К 2008 г., около 300 млрд.руб. будет приходиться на рынок государственных  сберегательных облигаций и около 1250 млрд.руб. - на рынок облигаций федерального займа.

  Динамика  по внутреннему долгу впечатляющая, прирост более чем за 2 года составил почти 200%, увеличившись с 218 млдр.руб. На начало 2003 г. до 623 млрд.руб. на данный момент.

Это было достигнуто с  помощью следующих  мер. Во — первых, Минфин практически  отказался от нерыночных размещений государственных ценных бумаг.За 2003 — 2004 гг. привлечение с рынка около 300млрд.руб., по май. 2005 г. - еще около 70 млрд.руб.

  Во — вторых, в 2003 -2004 гг. мы провели операции переоформления имеющейся задолженности перед Центральным Банком РФ  в облигации федерального займа. Старые выпуски очень мелкого оьема практически не позволяли Банку России осуществить рыночные операции. В 2003 — 2004 гг. операции переоформления проведены на сумму около 340 млрд.руб. Вместо 117 выпусков Центральный банк получил 17 крупных по объему новых выпуском. Эти бумаг продаются на рынке либо используются для операций обратного РЕПО. 

Текущее состояние

  В 2005 году мы вышли на размещение бумаг со стандартными сроками обращения 3,5, 10 и 15 лет. Эта политика носит среднесрочный характер. По результатам  первых 4 месяцев практически 100% предложенных рынку бумаг были размещены.

В течение года продолжится  выпуск 3 -5 летних бумаги, их объемы будут доведены до 40 — 45 млрд.ру.; 10 летние бумаги будут выпускаться  а течение 2 лет. Например,  действующий сегодня выпуск 46017 с погашением в 2016 г. будет размещаться до 2006 года, суммарный выпуск и к концу 2006 г. составит окло 80 -85 млрд.руб.; 15 летние бумаги с погашением в 2021 г. (выпуск 46018  планируется размешать в течение 3 лет, объем такого выпуска будет доведен до 90 — 100 млрд.руб.яэто позволит нам выйти на график погашения.

В 2010 году  объем погашения  составил 100- 110 млрд.руб.. В условиях такого исполнения бюджета  наше годовое погашение  значительно меньше месячного поступления дохода в федеральный бюджет. Это позволяет говорить практически об отсутствии кредитных рисков..В 2005 г. выпустили в обращение бумагу с погашением в 2022 году. Это государственные сберегательные облигации , которые будут использованы для инвестирования пенсионных денег. Таким образом,  постепенно увеличивая долг до 1,5 трлн.руб., мы в течении 3 лет практически не создадим пиковых нагрузок для бюджета. Все платежи распространены равномерно и будут прирастать  в течении года на 20 — 30 млрд.руб. Бюжджет будет выполняться без каких либо проблем независимо от  его состояния. 

Рынок

Сегодня на рынке достаточно много средств, и  они весьма дешевые. Это и в какой  — то мере является одной из причин  сохранения доходности на таком низком уровне. Рынок госбумаг менее всего  волатилен по сравнению с другими рынками, и поэтому изменение доходности в течение года будет незначительным. В течении первых 3 — 4 месяцев 2005 г. доходность была достаточно скоректирована. Многи е считали , что Минфин сознательно не допустит того, чтобы доходность  по государственным ценным бумагам была выше 8%. Однако размещение «длинных» инструментов прошло по доходности 8,8 — 8,8% Минфин учел при принятии решения определенный  негативный макроэкономический фон. Если проанализировать ситуацию 2005 года , то уровень доходности по ОФЗ несколько вырос. Это было связано с выходом Минфина  на рынок с «длинными» инструментами. Индексы муниципальных, субфедеральных и корпоративных облигаций за этот период значительно уменьшились.

В 2004 году между Россией  и Москвой были значительные спрэды.Сегодня  уровень спрядов  составляет 10 — 30 б.п., т.е. Он значительно  снизился.

 

Пенсионные  накопления

Еще одна болезненная  тема — пенсионные накопления. Один из разделов долговой стратегии, которая была представлена на заседании правительства, былпосвящен размещению пенсиооных накоплений в государственные ценные бумаги. Тематика вызвала большой ажиотаж.

Почему  Минфин поднял эту  проблему сегодня? Данные Пенсионного фонда  России о том, как  будут прибавляться пенсинные накопления в ближайшие 10 -15 лет. На основе  этих данных были построены несколько моделей, чтобы спрогнозировать , сколько инструментов. Сколько инструментов для пенсионной системы в средней и долгосрочной перспективе мы можем предложить. Исходя из того, что федеральный бюджет будет сбалансирован. Это в рамках действующего бюджетного законодательства означает, что мы не можем привлечь больше средств , чем погашаем а течение текущего года. В 2009 году значительно снизился объем, 5 млрд.долл., то в 2009 году он упал до 5,5 млрд.долл. Таким образом Минфин в условиях сбалансированности бюджета  в 2009 году привлек на 4 — 5  млрд.долл. Меньше чем сейчас.

При этом объем пенсиооных накоплений имеет  тенденцию значительного  роста, и к 2009 году  ежегодные поступления  пенсиооных накоплений составил 300 млрд.руб. в год.

Это означает, что постепенно возникает проблема вложений средств  пенсионной системы  и возможного вытеснения  с рынка всех остальных  участников.

На  момент 2005 года  отношение рублевого  и валютного долга , выраженного в государственных ценных бумагах, составляет примерно 45:55.При этом происходит отказ от евробондов. В связи с этим на начало этого года объем государственного внешнего долга  в ценных бумагах составлял около 42 млрд.долл., к концу года он составлял меньше 30 млрд.долл.

Сохранится  тенденция  постепенного снижения внешнего долга  в ценных бумагах, являющегося одним  из инструментов , в  который могут  вкладываться пенсионные накопления - объем  внутреннего долга  в облигациях будет возрастать. Таким образом, к концу 2014 г. Обьем пенсионных накоплений может составить около 3 трлн.руб., внутреннего долга в бумагах - около 2,5 трлн.рую, внешнего долга в бумагах - около 500 млрд.руб.

Сегодня основная часть средств  пенсионных накоплений  сосредоточена в государственной управляющей компании. Причем отношение средств, находящихся ву государственной управляющей компании, и средств, находящихся в  частных компаниях, составляет 97/3. Если посмотреть структуру  портфеля государственной УК, то видно, что она приактически максимально использует  взможность вложения средств в рублевые госинструменты: 77% активов государственных управляющих компаний — это средства, вложенные в облгации федерального займа. По скольку Минфин выпускает эти инструменты , то его , безусловно волнует дальнейшее развитие рынка . Нужно менять действующие законы  с целью расширения перечня активов, с которыми могут работать управляющие компании , в том числе и государственные.

Кроме  того, не решен вопрос о нарушении монополии государственной управляющей компании и о допуске других управляющих компаний к управлению средствами.Уже начиная  2009 года призошел недостаток финансовых инструментов. 

Выводы

Попытаемся  проанализировать, что  может быть предложено в качестве альтернативы государственным ценным бумагам с фиксированной доходностью. Понятно, что что не любой финансовый инструмент годен для размещения пенсионных накоплений . Пенсионные накопления — это «длинные»  и очень консервативные средства. Анализ рынка субфедеральных ценных бумаг позволил прийти к выводу, что прироста такими темпами, как растут пенсионные накопления не будет. Внутеннего рынка в принципе недостостаточно для того, чтобы инвестировать пенсиооные накопления после 2010 г.. Поэтому поступило предложение вкладывать эти деньги за рубежом, если такая необходимость возникнет.

  Таким образом, с внесением изменений  в законодательство по инвестированию пенсионных накоплений  могут быть сняты барьры по вложению средств  в корпоративные инструменты и ценные бумаги СРФ.при сохранении действующей системы управления через одну государственную управляющую компанию.ю когда основная часть пенсионных средств приходться на «молчунов», возникает доминирование одной компании практически на всех сегментах рынка - федеральном , субфедеральном и корпоративном. Такая ситуация, безусловно, ухудшит качественное состояние рынков. Именно  этим руководствовался Минфин,  предлагая расширить перечень компаний, которые получат возможность управлять средствами «молчунов».

Информация о работе Внутренний и внешний долг России