Вопросы планирования прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить теоретические основы планирования прибыли на предприятии и провести планирование прибыли на примере ОАО «Энергия». Задачи курсовой работы:
Ø изучить теоретический материал по планированию прибыли на предприятии;
Ø дать общую характеристику ОАО «Энергия»;
Ø провести анализ прибыли в базисном году;
Ø определить величину прибыли в плановом периоде;
Ø предложить мероприятия по увеличению прибыли ОАО «Энергия».

Содержание работы

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы планирование прибыли. 5

1.1. Прибыль: сущность, функции, виды.. 5

1.1.1. Понятие прибыли. 5

1.1.2. Функции прибыли. 6

1.1.3. Источники получения прибыли. 7

1.1.4. Факторы, влияющие на величину прибыли. 8

1.1.5. Виды прибыли. 9

1.2. Методы планирования прибыли. 13

1.2.1. Метод прямого счета. 14

1.2.2. Аналитический метод. 16

Глава 2. Планирование прибыли на ОАО «Энергия». 18

2.1. Общая характеристика ОАО «Энергия». 18

2.2. Анализ прибыли в базисном году. 21

2.3. Определение прибыли в плановом периоде. 22

Глава 3. Совершенствование планирования прибыли на ОАО «Энергия» 25

3.1. Основные направления повышения прибыли. 25

3.2. Оценка эффективности мероприятий по увеличению прибыли 26

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 29

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 64.27 Кб (Скачать файл)

Введение. 3 
 
Глава 1. Теоретические основы планирование прибыли. 5 
 
1.1. Прибыль: сущность, функции, виды.. 5 
 
1.1.1. Понятие прибыли. 5 
 
1.1.2. Функции прибыли. 6 
 
1.1.3. Источники получения прибыли. 7 
 
1.1.4. Факторы, влияющие на величину прибыли. 8 
 
1.1.5. Виды прибыли. 9 
 
1.2. Методы планирования прибыли. 13 
 
1.2.1. Метод прямого счета. 14 
 
1.2.2. Аналитический метод. 16 
 
Глава 2. Планирование прибыли на ОАО «Энергия». 18 
 
2.1. Общая характеристика ОАО «Энергия». 18 
 
2.2. Анализ прибыли в базисном году. 21 
 
2.3. Определение прибыли в плановом периоде. 22 
 
Глава 3. Совершенствование планирования прибыли на ОАО «Энергия»  25 
 
3.1. Основные направления повышения прибыли. 25 
 
3.2. Оценка эффективности мероприятий по увеличению прибыли  26 
 
Заключение. 28 
 
Список использованной литературы.. 29 

Введение

 
Прибыль – это денежное выражение  основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой  формы собственности. Как экономическая  категория она характеризует  финансовый результат предпринимательской  деятельности предприятия. Прибыль  является показателем, наиболее полно  отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной  продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее  воздействие на укрепление коммерческого  расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности. 
 
Прибыль – один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов. 
 
Поэтому вопросы планирования прибыли являются сегодня очень актуальными. 
 
Объект исследования курсовой работы – финансово-хозяйственная деятельность открытого акционерного общества «Энергия». Предмет исследования – прибыль ОАО «Энергия». 
 
            Цель данной работы – изучить теоретические основы планирования прибыли на предприятии и провести планирование прибыли на примере ОАО «Энергия». 
 
         Задачи курсовой работы: 
 
Ø     изучить теоретический материал по планированию прибыли на предприятии; 
 
Ø     дать общую характеристику ОАО «Энергия»; 
 
Ø     провести анализ прибыли в базисном году; 
 
Ø     определить величину прибыли в плановом периоде; 
 
Ø     предложить мероприятия по увеличению прибыли ОАО «Энергия». 

 

Конечной целью и движущим мотивом предпринимательской деятельности является прибыль.  
 
Под прибылью понимается превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. 
 
Прибыль – главная цель предпринимательской деятельности. В условиях рыночных отношений – это превращенная форма прибавочной стоимости. Учет прибыли позволяет установить, насколько эффективно ведется хозяйственная деятельность. 
 
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. 
 
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит сто в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство. 

1.1.2. Функции прибыли

 
Прибыль как важнейшая категория  рыночных отношений выполняет определенные функции[1]. 
 
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически все сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализацию продукции и зарплаты, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. Перечисляемые факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость. 
 
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников. 
 
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. 

1.1.3. Источники  получения прибыли

 
В условиях рыночных отношений предприятие  должно стремиться если не к получению  максимальной прибыли, то, по крайней  мере, к тому объему прибыли, который  позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта своих  товаров и оказания услуг, но и  обеспечивать динамичное развитие его  производства в условиях конкуренции. В конечном итоге это предполагает знание источников формирования прибыли  и нахождение методов по лучшему  их использованию. 
 
Как свидетельствует мировая практика, имеются три основных источника получения прибыли[2]: 
 
·                   первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или (и) уникальности продукта. Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянное обновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны других предприятий. 
 
·                   второй источник связан непосредственно с производственной и предпринимательской деятельностью. Практически он касается всех предприятий. Эффективность его использования зависти от знания конъюнктуры рынка и умение адаптировать развитие производства под эту постоянно меняющуюся конъюнктуру. Здесь все сводится к проведению соответствующего маркетинга. Величина прибыли в данном случае зависит, во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким опросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей; послепродажное обслуживание); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от структуры снижения издержек производства. 
 
·                   третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянной обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.

 

1.1.4. Факторы, влияющие  на величину прибыли

 
Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), роста прибыли. Для  определения основных направлений  поиска резервов увеличения прибыли  факторы, влияющие на ее получение, классифицируют по различным признакам[3]. 
 
К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. 
 
Внутренние факторы делятся на производственные и непроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. 
 
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объемов средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и т.д.  
 
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологий их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др. 
 
К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труд и быта и др. 
 
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимозависимости.  

1.1.5. Виды прибыли

 
При планировании прибыли следует  выделять валовую прибыль, балансовую прибыль и чистую прибыль.  
 
Валовая прибыль[4] представляет собой сумму прибыли (убытка): 
 
·                   от реализации продукции;  
 
·                   от реализации основных фондов; 
 
·                   от реализации иного имущества (например, производственных запасов). 
 
Она также включает доходы от внереализационных операций. Таким образом, финансовый результат предприятия делится на реализационный и внереализационный.  
 
Валовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в свободных оптовых ценах без НДС, акцизов и затратами на ее производство и реализацию: 
 
  Пр = ∑(Ци − Си) ×  

р 
                                                   (1.1) 
 
где Пр — прибыль от реализации продукции, руб.; 
 
n — номенклатура выпускаемой продукции; 
 
Ци — рыночная цена изделия; 
 
Си — себестоимость изделия; 
 
N— объем реализации продукции. 
 
При использовании предприятием метода определения выручки от реализации продукции по мере их оплаты валовая прибыль слагается из сумм, поступивших в оплату отгруженной продукции на расчетный счет предприятия или в кассу предприятия непосредственно, а также сумм, указанных при зачете взаимных требований. Предприятия, определяющие выручку от реализации продукции по моменту ее отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов, отражают валовую прибыль в размере стоимости этой продукции, указанной в расчетных документах. При этом учитывается результат от реализации на сторону продукции вспомогательных и подсобных производств предприятия. В случае, если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ), либо если сложившиеся цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже ее фактической себестоимости, то применяется (для целей налогообложения) фактическая цена реализации продукции. 
 
При исчислении валовой прибыли в состав доходов от внереализационных операций включаются:  
 
1)                доходы от сдачи имущества в аренду; 
 
2)                дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам; 3) доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; 
 
3)                доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции; 
 
4)                признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров; 
 
5)                прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;  
 
6)                положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте; 
 
7)                суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности (за исключением средств, зачисляемых в уставный капитал предприятий их учредителями в порядке, установленном законодательством); 
 
8)                другие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции (работ, услуг). 
 
Балансовая прибыль[5] предприятия представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникающих в планируемом или отчетном периоде: 
 
    Пб = Пр + Ппр + Пвр                                            (1.2) 
 
где Пб — балансовая или общая годовая прибыль; 
 
Пр — прибыль от реализации продукции; 
 
Ппр — прибыль от прочей реализации; 
 
Пвр — прибыль от внереализационной деятельности.  
 
При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус». 
 
 
 К убыткам (потерям) предприятия относятся, прежде всего, суммы сомнительных долгов по расчетам с другими предприятиями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность предприятия, которая не погашена в сроки, установленные договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями (залогом). 
 
К убыткам предприятия также относятся:  
 
1)                затраты по аннулированным заказам, а также затраты на производство, не давшее продукции; 
 
2)                присужденные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций; 
 
3)                затраты на содержание законсервированных производственных мощностей; 
 
4)                убытки по операциям с тарой; 
 
5)                судебные издержки и арбитражные расходы; 
 
6)                убытки по операциям прошлых лет, выявленные в текущем году; потери от стихийных бедствий, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий; 
 
7)                потери от уценки производственных запасов и готовой продукции; убытки от хищений, виновники которых по решению суда не установлены. 
 
Расчетная (чистая) прибыль[6] предприятия определяется как разность между балансовой прибылью и общей суммой налоговых отчислений: 
 
Пч = Пб − Но                                                         (1.3) 
 
где Пч - чистая годовая прибыль; 
 
Но - общая сумма налоговых отчислений в год. 
 
Под расчетной прибылью понимается плановая и фактическая прибыль от реализации продукции, работ, услуг и другие финансовые результаты, учитываемые при планировании прибыли, за вычетом налогов и процентов за краткосрочный кредит. 
 
Не планируемые доходы, расходы и потери, включая суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций, относятся на прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий. 
 
Плановая и фактическая прибыль направляется на: 
 
·                   уплату процентов за краткосрочные кредиты банков, включая проценты за банковский кредит внешнеторговых фирм, не наделенных правами юридических лиц; 
 
·                   отчисления в государственный (в том числе в местный) бюджет по установленным нормативам к расчетной прибыли; 
 
·                   остающаяся в распоряжении трудового коллектива чистая плановая и фактическая прибыль направляется на образование по установленным нормативам фондов развития производства, науки и техники, социального развития, оплаты труда, сальдо экономических санкций, отчислений в фонд материального поощрения и др. 
 
Для целей анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия или для некоторых естественных монополистов (если установлен предельный уровень рентабельности) определяют плановый и фактический уровень рентабельности как отношение прибыли к полной себестоимости реализованной продукции (рентабельность продукции) либо как отношение прибыли к производственным фондам (рентабельность производства). При этом за основу берется балансовая прибыль, уменьшенная на сумму внереализационных доходов. Такой метод определения прибыли позволяет получить точные данные об уровне рентабельности продукции и производства.

 

1.2. Методы планирования  прибыли

 
Планирование прибыли – составная  часть финансового планирования. Оно проводиться по всем видам  деятельности предприятия. Раздельное планирование обусловлено различиями  в методологии исчисления и налогообложении прибыли от различных видов деятельности.      В процессе разработки финансовых планов учитываются все факторы, влияющие на величину прибыли, и моделируются финансовые результаты о принятия различных управленческих решений. 
 
В условиях стабильной развивающейся экономики планирование прибыли осуществляется на период от трех до пяти лет. При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования распространено текущее планирование в рамках одного года. При нестабильной экономической и политической ситуации планирование возможно на кратковременный период.     
 
Основными методами планирования прибыли являются: 
 
Ø                метод прямого счета; 
 
Ø                аналитический метод; 
 
Ø                метод совмещенного расчета. 

1.2.1. Метод прямого  счета

 
Метод прямого счета[7] является наиболее распространённым. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. В наиболее общем  виде прибыль – это разница между ценой и себестоимостью, но при расчете плановой величины прибыли необходимо уточнить объем продукции, от реализации которой ожидается эта прибыль. Прибыль по товарному выпуску планируется на основе сметы затрат на производство и реализацию продукции, где определяется себестоимость товарного выпуска планируемого периода: 
 
Птп = Цтп  – Стп                                                   (1.4) 
 
где  Птп - прибыль по товарному выпуску планируемого периода; 
 
Цтп - стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок); 
 
Стп - полная себестоимость товарной продукции планируемого периода (рассчитана в смете затрат на производство и реализацию продукции). 
 
Исходя из того, что объем реализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выражении определяется, как сумма остатков нереализованной продукции на начало планируемого периода и объема выпуска товарной продукции в течении планируемого периода без остатков готовой продукции, которые не будут реализованы в конце этого периода , то расчет плановой суммы от реализации продукции примет вид: 
 
Прп= По1 + Птп − По2                                           (1.5)   
 
где Прп  - прибыль от реализации продукции в планируемом периоде; 
 
По1 - прибыль в остатках продукции, не реализованной на начало планируемого периода; 
 
Птп - прибыль по товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде; 
 
По2 - прибыль в остатках готовой продукции, которая не будет реализована в конце планируемого периода. 
 
Именно такая методика расчета лежит в основе применения укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости. 
 
Другая разновидность метода прямого счета – метод поассортиментного планирования прибыли. Прибыль определяется по каждой ассортиментной  позиции, для чего необходимо располагать соответствующими данными. Прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода. После расчета прибыли от реализации продукции она увеличивается на прибыль от прочей реализации и планируемые внереализационные результаты. 
 
Укрупненный метод прямого счета применим на предприятиях с незначительной номенклатурой выпускаемой продукции. Метод поассортиментного расчета используется при более широком ассортименте, если планируется себестоимость по каждому виду продукции. Главным достоинством метода прямого счета при известных ценах и неизменных  затратах в течение планируемого периода является его точность. 
 
В современных условиях хозяйственный метод прямого счета можно использовать при планировании прибыли только на короткий период времени, пока не изменились цены, зарплата и другие обстоятельства. Это исключает его применение при перспективном планировании прибыли. Расчет прибыли не позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль и при  большой  номенклатуре очень трудоёмок. 

Информация о работе Вопросы планирования прибыли