Возникновение финансов и развитие науки о финансах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 16:55, реферат

Описание работы

Финансы (с англ.) переводиться как наличность или доход.
Исторически возникновение финансов характеризуется: во-первых, развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; во-вторых, усилением и расширением функций государства. Финансы в эпоху свободной конкуренции по сравнению с предыдущими эпохами приобретают качественно новые закономерности.
Сначала во Франции, а затем и в других европейских государствах под словом “финансы” стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В России такое толкование распространилось в 18 веке.

Файлы: 1 файл

Возникновение финансов и развитие науки о финансах.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

1.Возникновение финансов и развитие науки о финансах

 

Финансы (с англ.) переводиться как  наличность или доход.

Исторически возникновение финансов характеризуется: во-первых, развитием, укреплением и расширением товарно-денежных отношений; во-вторых, усилением и расширением функций государства. Финансы в эпоху свободной конкуренции по сравнению с предыдущими эпохами приобретают качественно новые закономерности.

Сначала  во Франции, а затем  и в других  европейских государствах под словом “финансы” стали понимать всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В России такое толкование распространилось в 18 веке.

 

Финансы представляют собой экономическую категорию, которая связана с формированием, распределением и использованием денежных средств на всех уровнях управления общественными процессами.

Финансы отличает тесная взаимосвязь  с такими экономическими категориями как цена, кредит, заработная плата.

 Цена- денежное выражение стоимости товара. От цены зависит величина денежных средств, которые поступят к собственникам продукции от ее реализации.

Функционирование цены и финансов осуществляются в тесной взаимосвязи, т.к. цена является конкретной формой выражения  финансовых отношений и категорий  через которые происходит первичное распределение ВВП и Национального дохода.

Взаимосвязь финансов и  кредитов чётко проявляется в банковском проценте. Между финансами и кредитом существуют определённые различия:

а) кредитные ресурсы обладают такими признаками: возвратность, срочность, платность, что не характерно для финансов.

б) кредитные ресурсы выражены двухсторонним движением : от кредитора к заёмщику и обратно, а финансовые ресурсы только односторонним движением.

в) кредитное перераспределение связано с перемещением денежных средств между субъектами хозяйствования, а также в рамках каждого из них

г)кредитные ресурсы формируются в процессе перераспределения за счёт временно свободных денежных средств;  финансовые же - из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.

Взаимосвязь финансов и  заработной платы.

Как экономическая категория заработная плата имеет общие черты и  отличия с финансами.

Взаимодействие финансов и заработной платы осуществляется двояко: с одной  стороны с помощью финансовых отношений формируется фонд оплаты труда, с другой стороны заработная плата выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятия.

Признаки финансов:

-материальной основой финансов является финансовые ресурсы, возникающие в результате движения входных и выходных потоков денежных средств,

-способность финансов удовлетворять потребность государства, что в свою очередь зависит от уровня эффективности экономики и рациональной организации финансового механизма.

-активный характер финансовых инструментов обуславливается экономическими интересами всего общества и его отдельных участков,

-финансы всегда выступают в форме денежных потоков и образуются в процессе создания, аккумуляции и использования денежных средств

Финансы- это специальная форма производственных отношений, возникающих по поводу распределения и перераспределения части продукта, главным образом чистого дохода, и формирования на этой основе централизованных и децентрализованных  фондов денежных средств, используемых на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общегосударственных потребностей.

Расширенное воспроизводство- это постоянно повторяющийся процесс производства благ и услуг, в котором воспроизводится рабочая сила, производственные отношения, средства производства, предметы потребления и услуги.

 

 

2.Функции финансов и  их содержание

Функции финансов

1.аккумуляция денежных доходов

2.распределение денежных доходов

3.контроль за эффективностью использования денежных ресурсов

Аккумулирующая функция: первостепенная её содержание и назначение- это есть определение механизма формирования доходов.

Распределительная функция обеспечивает каждое звено финансовой системы финансовыми ресурсами и проявляется при распределении Национального дохода.

Первичное распределение недостаточно для успешного формирования экономики. Перераспределение происходит при  помощи налогов и сборов в соответствии с законом РБ.

Распределительная функция финансов позволяет:

-создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, местных органов власти

-осуществляет внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между производственными и непроизводственными средствами и социальными группами.

-создавать резервы на всех уровнях.

Контрольная функция финансов проявляется в контроле за распределением Национального дохода по соответствующим фондам и за целевым их использованием.

Эффективность реализации функции  финансов достигается только в случае рациального организации финансового механизма формирования и распределения финансовых ресурсов

 

 

3.Финансовый  механизм, его содержание и методы  реализации

Финансовый механизм представляет собой совокупность методов и форм,  инструментов и рычагов воздействия на экономическое и социальное развитие общества в процессе осуществления распределительных и перераспределительных финансовых отношений. Следует выделить финансовый механизм коммерческих и некоммерческих предприятий, страховой механизм и механизм функционирования государственных финансов. В соответствии с территориальным делением РБ выделяют механизм республиканских и местных органов власти. Существует понятие единого финансово-кредитного механизма, поскольку финансовые и кредитные ресурсы тесно взаимосвязаны и практически неразрывны.

Функционирование финансового  механизма на основе движения финансовых ресурсов характеризуют два метода финансового воздействия на развитие общества: фининсовое обеспечение и финансовое регулирование. Чем выше уровень развития общества и его народного хозяйства, тем значительнее роль финансового регулирования.

Формы финансового обеспечения: самофинансирование, кредитование, безвозвратное финансирование.

        4. Понятие и состав финансовых ресурсов

     Финансовые  ресурсы являются материальной  основой финансов и создаются  в процессе распределения ,  перераспределения денежных средств на всех уровнях хозяйствования.

     Финансовые  ресурсы – денежные доходы  и поступления субъектов хозяйствования  и государства в лице его  органов предназначены для целей  расширенного воспроизводства, материального  стимулирования, удовлетворения финансовых  потребностей, нужд обороны и  государственного управления.

Классификация финансовых ресурсов.

Уровень хозяйствования

Субъекты

Источники финансирования

Централизованные

Государство

Налоговые (бюджетные) и неналоговые (внебюджетные) сборы Внешнеэкономическая  деятельность, прочие (приватизация, акцизы, разгосударствление)

Децентрализованные

Предприятия и организации

Прибыль, доходы от финансовых операций и мобилизации внутренних ресурсов и др.


 

     В основе  финансовых ресурсов лежит добавленная  за определенный период стоимость по поводу которой возникают отношения распределения и перераспределения.

Чистый доход  в составе ВВП является основным источником формирования финансовых ресурсов.

К централизованным финансовым ресурсам относятся денежные средства аккумулируемые государством для выполнения своих ключевых функций и реализации установленной на конкретный период экономической и социальной  политики.

Основная часть централизованных финансовых ресурсов концентрируется  в государственном бюджете за счет мобилизации налоговых платежей предприятий и населения, также  за счет приватизации, разгосударствления, акционирования, внешнеэкономической, финансовой деятельности и т.д.

     Децентрализованные финансовые ресурсы создаются на микро-уровне конкретными предприятиями и организациями в процессе хозяйственной деятельности.  Данные ресурсы выступают в форме чистых доходов,  поступающих от реализации продукции и других операций после возмещения затрат на их получение. Источниками также являются  экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ выполненных особым способом, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, прирост устойчивых пассивов, выручка от реализации выбывшего и излишнего имущества.

  Обобщая вышеизложенное  делаем вывод: финансовые ресурсы в масштабе государства  формируются за счет: чистого дохода в составе ВВП; государственного бюджета; ссудного фонда(свободных средств предприятий и населения);денежных доходов и сбережений населения); страхового фонда и т.д.

 

5.  Государственный  бюджет и его роль в формировании  и использовании финансовых ресурсов

 

     Государственный  бюджет является центральным  звеном финансовой системы и  представляет собой систему денежных  отношений возникающих в процессе  перераспределения ВВП, главным  образом чистого дохода и отражаемых  в централизованном фонде финансовых  ресурсов. Началом перераспределения  чистого дохода становится момент  отчисления его по строго регламентированным  государством положениям (налоги, платежи).

     Из налогов  основное место занимает НДС,  акцизы, налог на прибыль, составляющие  более 75% от доходной части  бюджета. Главная задача государственного  бюджета состоит в том, чтобы  бюджет через оптимальные расходы обеспечивает  реализацию финансовой политики государства.

   Расходная часть  бюджета увеличивается за счет  появления новых расходных направлений:  необходимостью социальной защиты  малоимущих слоев населения, содержания  вооруженных сил, поддержка сельского  хозяйства.

     Дефицит государственного  бюджета покрывается за счет  увеличения старых и введения  новых налогов.

Доходы бюджета классифицируются:

    1. Налоговые доходы;
    2. Доходы от государственного социального страхования;
    3. Неналоговые доходы (доходы от продажи, сдачи государственного имущества в аренду, различные штрафы и т.д.);
    4. Безвозмездные поступления.

    Расходы бюджета  классифицируются

  1. Экономические  (текущие, капитальные)
  2. На социальные нужды
  3. На управление
  4. На оборону
  5. Общегосударственные

В Республике Беларусь бюджетная  система включает два уровня: Республиканский и местные бюджеты. Республиканский бюджет перераспределяет финансовые ресурсы между местными бюджетами (а именно между областями и городом Минском), для выравнивания их экономического и социального развития. Бюджетная система Республики Беларусь определяется административно- территориальным бюджетом государства и строится на основе принципов единства всех звеньев, полноты, реальности и самостоятельности, гласности всех входящих в нее бюджетов. Бюджетный процесс это регламентированная законодательными актами деятельность государственных органов, заключающаяся в разработке, рассмотрении проекта бюджета, а также исполнении его.

 

 

Этапы и содержание бюджетного процесса

Этапы

 Название

Краткое содержание

1

Составление проекта бюджета

Обосновывается объем  и структура доходов и расходов бюджета

2

Рассмотрение и утверждение  бюджета

Рассматривается парламентом  Республики Беларусь и Президентом  Республики Беларусь

3

Исполнение бюджета

Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих  бюджетов


 

Когда объем расходов бюджета  превышает доходы, образуется дефицит  бюджета:

  1. Активный дефицит – возникает в случае увеличения расходов на развитие экономики, ее модернизацию, на ее подъем;
  2. Пассивный – связан с увеличением расходов в связи с финансированием мероприятий на оборону страны, управленческие расходы и др.

     Финансирование  бюджетного дефицита осуществляется  за счет следующих источников:

  1. Внутренних – привлечение средств от банков, юридических и физических лиц;
  2. Внешних – кредиты международных финансовых организаций, а также иностранных государств и других иностранных кредиторов;
  3. Реализацию государственного имущества.

 

  1. Понятие финансовой системы и экономические основы построения

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых отношений  в форме взаимосвязанных и  взаимодействующих звеньев и  сфер, которые распределяют, перераспределяют и используют фонды денежных средств  хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств и государства.

1. рынок ценных бумаг


2. кредитный рынок

3. валютный рынок

1. Гос. Бюджет


2. бюджетные фонды

3. внебюджетные фонды

4. государственный консолидированный  резервный фонд

Финансы домохозяйств


Финансовый рынок


1. коммерческие предприятия и организации


2. некоммерческие организации

Финансы хозяйствующих субъектов


Общегосударственные финансы


Финансовая система


Республики Беларусь

Информация о работе Возникновение финансов и развитие науки о финансах