Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:28, реферат
Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Финансовый контроль
Министерство финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции.
Функцию бюджетного контроля выполняет также Главное управление федерального казначейства2, входящее в состав Министерства финансов. Казначейство как орган, ответственный за исполнение бюджета, призвано контролировать процесс формирования и расходования государственных средств. Оно осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей; контролирует поступление и использование внебюджетных средств. Казначейство ежемесячно информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета, состоянии бюджетной системы и финансовых операциях Правительства. Министру финансов такая информация предоставляется ежедневно.
Широкие
контрольные полномочия в рамках
бюджетного процесса предоставлены
налоговым органам. Налоги являются
основой доходной части государственного
бюджета, поэтому без налаженной системы
контроля за их уплатой бюджетная система
не может эффективно функционировать.
Результаты контрольно-ревизионной деятельности органов финансового контроля за 2009 г.
Если разграничить органы государственного финансового контроля по характеру компетенции, то все это можно представить в виде схемы 1:
Деятельность Счетной палаты РФ в 2009 г.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата в процессе реализации возложенных на нее задач осуществляет контрольно-ревизионную деятельность. Контрольно-ревизионная деятельность в 2009 году осуществлялась по всем направлениям деятельности, возглавляемым аудиторами Счетной палаты, в соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2009 год, утвержденным Коллегией Счетной палаты. В отчетном году Счетной палатой проведено 502 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них 253 в рамках обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Наибольшее количество контрольных мероприятий проведено в Минфине России (38),Минэкономразвития России (27), Минпромторге России (26), Федеральном казначействе (18), Минрегионразвития России (18), Минздравсоцразвития России (15), Федеральной таможенной службе(13), МИДе России, Минтрансе России, Минобороны России, Федеральном дорожном агентстве и Федеральном агентстве по образованию (по 12). Контрольные мероприятия осуществлялись в 69 субъектах Российской Федерации, многие из них с участием правоохранительных органов, высших органов финансового контроля иностранных государств и стран – участниц Содружества Независимых Государств, а также контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.
Всего за 2000-2009 годы Счетная палата провела 4483 контрольных мероприятия (в 2000 году - 390, в 2009 году - 375).
В
ходе контрольных мероприятий
По
результатам контрольных
В 2000-2009 годах было проведено 507 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 44, в 2009 году - 65). Рассмотрено 7035 вопросов (в 2000 году - 638, в 2009 году - 921).
К ближайшим мероприятиям, проведенным счетной палатой можно отнести:
К основным недостаткам деятельности органов финансового контроля в России относится:
И т.д.
Все это свидетельствует о том, что для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований.
Таким образом, основными путями организации и развития органов финансового контроля РФ являются:
Информация о работе Задачи, формы и методы финансового контроля