Задачи, формы и методы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 15:28, реферат

Описание работы

Важным элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны.
Финансовый контроль

Файлы: 1 файл

Фикр.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

  Министерство  финансов РФ является органом, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране, и обладает широкими контрольными полномочиями в данной сфере. Оно контролирует рациональное и целевое использование бюджетных средств главными распорядителями, распорядителями и получателями, проверяет составленные ими сметы. В пределах своей компетенции Минфин проводит комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета. Он организует проверки и ревизии получателей государственных гарантий, бюджетных кредитов, ссуд и инвестиций. К его функциям относится составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ, а также разработка единой методологии отчетов об исполнении бюджетов всех уровней. Все управления и отделы Минфина осуществляют финансовый контроль в пределах своей компетенции.

  Функцию бюджетного контроля выполняет также  Главное управление федерального казначейства2, входящее в состав Министерства финансов. Казначейство как орган, ответственный за исполнение бюджета, призвано контролировать процесс формирования и расходования государственных средств. Оно осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей; контролирует поступление и использование внебюджетных средств. Казначейство ежемесячно информирует высшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федерального бюджета, состоянии бюджетной системы и финансовых операциях Правительства. Министру финансов такая информация предоставляется ежедневно.

  Широкие контрольные полномочия в рамках бюджетного процесса предоставлены  налоговым органам. Налоги являются основой доходной части государственного бюджета, поэтому без налаженной системы контроля за их уплатой бюджетная система не может эффективно функционировать. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Результаты  контрольно-ревизионной  деятельности органов  финансового контроля за 2009 г.

  Если разграничить органы государственного финансового  контроля по характеру компетенции, то все это можно представить в виде схемы 1:

  

  Деятельность  Счетной палаты РФ в 2009 г.

  В соответствии со статьей 9 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Счетная палата в процессе реализации возложенных на нее задач  осуществляет контрольно-ревизионную деятельность. Контрольно-ревизионная деятельность в 2009 году осуществлялась по всем направлениям деятельности, возглавляемым аудиторами Счетной палаты, в соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2009 год, утвержденным Коллегией Счетной палаты. В отчетном году Счетной палатой проведено 502 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия, из них 253 в рамках обеспечения предварительного, оперативного и последующего контроля федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

  Наибольшее  количество контрольных мероприятий  проведено в Минфине России (38),Минэкономразвития  России (27), Минпромторге России (26), Федеральном  казначействе (18), Минрегионразвития  России (18), Минздравсоцразвития России (15), Федеральной таможенной службе(13), МИДе России, Минтрансе России, Минобороны России, Федеральном дорожном агентстве и Федеральном агентстве по образованию (по 12). Контрольные мероприятия осуществлялись в 69 субъектах Российской Федерации, многие из них с участием правоохранительных органов, высших органов финансового контроля иностранных государств и стран – участниц Содружества Независимых Государств, а также контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

     Всего за 2000-2009 годы Счетная палата провела 4483 контрольных мероприятия (в 2000 году - 390, в 2009 году - 375).

     В ходе контрольных мероприятий выявлено нарушений законодательства в финансово-бюджетной  сфере на сумму 1366,6 млрд. рублей (в 2000 году - 63,2 млрд. рублей, в 2009 году - 238,3 млрд. рублей).

     По  результатам контрольных мероприятий  в 2000-2009 годах Счетной палатой  было направлено органам государственной  власти, предприятиям и организациям 4165 представлений и предписаний. По выявленным фактам нарушения законодательства 997 материалов были направлены в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и иные правоохранительные органы, возбуждено более 1130 уголовных дел.

     В 2000-2009 годах было проведено 507 заседаний  Коллегии Счетной палаты (в 2000 году - 44, в 2009 году - 65). Рассмотрено 7035 вопросов (в 2000 году - 638, в 2009 году - 921).

К ближайшим  мероприятиям, проведенным счетной  палатой можно отнести:

  • 06.09.2010. Счетная палата проверила использование средств на осуществление природоохранных мероприятий при подготовке к Олимпиаде. Контрольно-надзорными органами выявлен ряд нарушений природоохранного законодательства, в результате чего на хозяйствующие субъекты было наложено 227 штрафов на общую сумму 6 млн. рублей.
  • 07.09.2010. Счетная палата проверила использование средств на продовольственное обеспечение военнослужащих. В ходе проведения контрольного мероприятия выявлено, что не соблюдался принцип жесткой экономии выделенных бюджетных средств и качества предоставляемых услуг. В 2009-2010 годах недобросовестными поставщиками в рамках ГОЗа поставлено около 3 тыс. тонн продовольствия, а также 47,7 тыс. рационов питания не соответствующих ГОСТам и условиям контрактации. При этом малоэффективными были принимаемые органами военного управления меры по усилению ответственности поставщиков за ненадлежащее исполнение условий контрактов. Для обеспечения Вооруженных Сил современными образцами технических средств (5,5 тыс. наименований), восполнение недостающего посудо-хозяйственного имущества и технологического оборудования продовольственной службы необходимо более 8,7 млрд. рублей.
  • 08.09.2010. Счетная палата проверила ФСФР и ФАС России.

   К основным недостаткам деятельности органов  финансового контроля в России относится:

  • Развитие коррупции
  • Халатность в выполнении нормативно-правовых актов и документов
  • Не выполнение в полном объеме бюджетных заданий
  • Не осуществляется должный контроль за эффективным расходованием средств государственной финансовой поддержки

    И т.д.

     Все это свидетельствует о том, что  для того, чтобы ГФК в России был действительно эффективным и соответствовал уровню развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований.

   Таким образом, основными путями организации  и развития органов финансового  контроля РФ являются:

  1. реформирование организационных структур
  2. создание целостных научно-исследовательской и учебной баз, формирование системы кадрового обеспечения
  3. современное материально-техническое (включая социально-бытовое) и финансовое обеспечение функционирования контролирующих органов.

Информация о работе Задачи, формы и методы финансового контроля