Западные экономические теории макрорегулирования и их воздействие на государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

После изучения параграфа вы сможете:
. изложить основные положения западных макроэкономических теорий;
. охарактеризовать значение государственных финансов для макрорегулирования экономики;
.проанализировать роль государственных финансов в различных западных экономических теориях макрорегулирования.

Файлы: 1 файл

Западные экономические теории макрорегулирования и их воздействие на государственные финансы.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

в регулировании экономических  процессов отводится косвенная

роль. В сфере государственных  финансов предлагается проведение

жесткой линии на достижение бездефицитного бюджета, сокращение

социальных программ и  снижение общей доли ВВП, перераспределяемой

через бюджет.

Неоклассики в качестве одного из важнейших механизмов перераспределения

дохода и обеспечения  экономического роста рассматривают

кредитно-денежную политику центрального банка. В неоклассической

теории широкое развитие получили два направления —теория

≪экономики предложения≫ и монетаризм.

Наиболее известными представителями  неоконсервативного направления,

или теории ≪экономики предложения≫, являются такие ученые-

экономисты, как М. Беркс, А. Лаффер, П. Роберте, Г. Стайн и др.

Эта теория предлагает радикальное  снижение налогов и предоставление

льгот субъектам предпринимательства  —предприятиям и корпорациям.

Ее авторы полагают, что  предложения кейнсианцев в сфере

проведения политики государственного антициклического регулирования

и соответствующий этой политике высокий уровень налогообложения

лишь создают искусственные  проблемы для нормального

рыночного саморегулирования  экономических процессов.

Второе ключевое положение  этой теории в сфере государственных

финансов —обязательное адекватное снижение государственных расходов.

Представители теории ≪экономики предложения≫ указывали

на зависимость между  величиной налоговых ставок и  деловой активностью

и утверждали, что при  снижении налогового бремени государство

получит ощутимый финансовый выигрыш благодаря расширению

налогооблагаемой базы и  экономии за счет расходов на содержание

репрессивного аппарата. Одним  из наиболее глубоких исследований

в сфере исследования проблем  уровня и структуры налогообложения

является теория А. Лаффера. Данная теория предлагает существенное

сокращение прогрессивности  налогообложения, что, по

мнению представителей этого  учения, приведет к усилению предпринимательской

активности, росту производительности труда, увеличению

объемов частных инвестиций. Следствием вышеуказанных процессов

будут изменение структуры  инвестиций, замена государственных

инвестиций частными, что  обусловит и существенное снижение

объемов государственных  расходов на экономику. При практической

реализации идей, выдвигаемых  в данной теории, выигрыш каждой социальной

группы тем более значителен, чем состоятельнее социальная

группа. Вместе с тем социальные программы для беднейших слоев  населения

предлагалось подвергнуть  жесткому секвестру, поскольку они

были одним из факторов, нейтрализующих работу рыночного механизма.

Предполагалось, например, что  одним из наиболее существенных

факторов, способствующих росту  безработицы, является система

государственных пособий  по безработице.

Результатом реформирования системы государственных финансов

в соответствии с идеями теории ≪экономики предложения≫ должна

была стать линейная налоговая  система, предоставляющая значительные

льготы субъектам предпринимательства. Средства, остающиеся в

распоряжении предпринимателей в результате снижения налогов, позволяют

частному капиталу наращивать инвестиционные ресурсы для

промышленности —основного сектора экономики, который производит

продукты потребительского назначения и уплачивает налоги. Падение

бюджетных доходов планировалось  компенсировать адекватным

снижением бюджетных расходов, прежде всего за счет социальных

программ.

Наиболее известный представитель монетаристского экономического

учения —М. Фридман. Ключевой идеей предложенной им макроэкономической

теории является саморегулируемость экономической

системы. Соответственно воздействие  государства на экономику лишь мешает механизму саморегулирования рынка. Таким образом, для скорейшего

достижения экономического роста необходимо максимально

ограничить присутствие  государства в экономической  жизни общества,

минимизировать налоги, заменить государственные инвестиции частными,

осуществить переход большей  части непроизводственной сферы

с бюджетного финансирования на самоокупаемость, а государству

отвести лишь косвенную роль в регулировании экономических  процессов,

главным образом посредством  изменения денежной массы и

процента банковских ставок. Существенная роль отводилась идее регрессивности

налоговых ставок: поскольку  высокие доходы непосредственно

трансформируются в инвестиционные ресурсы, то чрезмерное

их налогообложение снижает  предложение инвестиционных ресурсов

и замедляет экономический  рост; уровень налогообложения

низких и средних доходов  может быть и более высоким, поскольку,

во-первых, данные доходы имеют  в основном потребительскую, а не

инвестиционную направленность, а во-вторых, их воздействие на инвестиционную

ситуацию имеет лишь косвенный  характер (через механизмы

совокупного спроса) и значительный временной лаг.

Один из важнейших практических выводов, сделанный монетаристами

—это вывод о необходимости  ограничения налоговой и бюджетной

деятельности государства  и сведения централизованного регулирования

к устойчивой кредитно-денежной политике, независимой

от фазы цикла и имеющей  преимущественно антиинфляционную направленность.

Приоритет в регулировании  экономики отдается самому

рыночному механизму, проводится идея жесткого ограничения

бюджетно-налоговой деятельности государства, выражающегося в

свертывании социальных программ и сокращении расходов на социальные

нужды и дальнейшем снижении налогов, что является предпосылкой

для последующего экономического роста.

Современный монетаризм предусматривает  проведение курса на

устойчивое увеличение денежного  предложения под контролем центрального

эмиссионного органа государства  при максимальном ограничении

государственного вмешательства  в экономику. Снижение государственного

воздействия на экономику  должно проводиться как

посредством отказа государства  от широкого использования административных

методов влияния на экономические процессы, так и посредством

сокращения государственных  расходов. Соответственно при

снижении государственных расходов органы власти получают возможность

адекватно снизить доходы бюджета, образующиеся прежде всего

за счет налогового бремени, и сохранить при этом сбалансированный бюджет. Монетаристы уделяли значительное внимание вопросам

налоговой политики, но считали  ее недостаточно гибким и надежным

инструментом.

Подводя итог, необходимо отметить, что каждая экономическая

теория государственного регулирования финансов (в широком  их понимании)

появляется не на ≪пустом месте≫, а на основе глубокого анализа

предшествующего опыта и  обязательно в тесной взаимоувязке с

конкретными условиями развития отдельной страны и мировыми тенденциями.

Попытки использовать какую-либо теорию макрорегулирования

в отрыве от конкретных экономических  условий обречены на

провал. Это надо учитывать  и при разработке стратегии экономического

развития современной  России.

(?) ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ  ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Перечислите основные  экономические теории макрорегулирования.

2. Охарактеризуйте их  различия в подходе к государственным  финансам.

3. Какие теории допускают  вмешательство государства в  регулирование

рыночной экономики?

 


Информация о работе Западные экономические теории макрорегулирования и их воздействие на государственные финансы