Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 21:45, контрольная работа
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену, и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений.
Введение………………………………………………………………………….........3
Понятие финансовой системы…………………………………………………. .5
2.1. Возникновение финансовой системы России…………….……………………7
2.2. Современная структура финансовой системы………………….……………..9
Заключение…………………………………………..………………………………...16
Интернет ресурсы……………………………………………………………
Высшего профессионального образования
«Волжский университет имени В.Н.Татищева (институт)»
Факультет – Экономический
Специальность – «Экономическая безопасность»
Контрольная работа
по дисциплине: «История развития финансово-кредитной системы»
Тема: «Зарождение финансовой системы в России »
Дата сдачи ______________
Оценка _______________
Тольятти 2013
Содержание:
Содержание ………………………………………………………………………….2
Введение…………………………………………………………
2.1. Возникновение финансовой системы России…………….……………………7
2.2. Современная
структура финансовой системы……
Заключение…………………………………………..……
Интернет ресурсы……………………………………
Введение
Финансы являются одной из важнейших
экономических категорий, отражающей
экономические отношения в процессе создания и использования денежных
средств. Их возникновение произошло в
условиях перехода от натурального хозяйства
к регулярному товарно-денежному обмену,
и было тесно связано с развитием государства и его потребностей
в ресурсах.
Первоначальной сферой
возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости
общественного продукта, когда эта стоимость
распадается на составляющие ее элементы
и происходит образование различн
Условием функционирования
финансов является наличие денег, а причиной
появления финансов служит потребность
субъектов хозяйствования и
государства в ресурсах, обеспечивающих
их деятельность.
Финансы объективно необходимы, так
как обусловлены потребностями общественного
развития. Государство же может, учитывая объективную
необходимость финансовых отношений,
разрабатывать различные формы их использования:
вводить или отменять различные виды платежей,
изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно
не подготовлено ходом общественного
развития. Оно устанавливает только формы
проявления объективно назревших экономических
отношений.
Без финансов невозможно
обеспечить индивидуальный и общественный
кругооборот производственных фондов
на расширенной основе, регулировать отраслевую
и территориальную структуру экономики, стимулировать
быстрейшее внедрение научно-технических
достижений, удовлетворять другие общественные
потребности.
Таким образом, данная
тема всегда была актуальной и еще более
актуальной она является в настоящее время для нашей страны в
связи со становлением рыночных отношений
в экономике.
Целью данной
курсовой работы является:
показать зарождение
и
развитие финансовой системы
в России.
В соответствии с поставленной целью задачи
курсовой работы заключаются в следующем:
- рассмотреть понятие финансовой системы
в экономике;
- проследить зарождение и развитие финансовой
системы;
Финансы представляют собой довольно сложное общественное явление. Они охватывают широкую гамму разнообразных отношений, отображающихся в не менее разнообразных денежных потоках. При единой сути этих отношений в них выделяются отдельные элементы, которые имеют свои характерные признаки и особенности. Характеристика финансов применяется как для понимания их необходимости, сущности и роли в обществе, так и для детализации
конкретных форм финансовых
отношений.
Выделение форм финансовых
отношений характеризует относительное
обособление определенных составных финансов.
Совокупность этих составных определяется
термином «финансовая система». Как и
любая другая система, она является не
простым набором, а совокупностью взаимосвязанных
элементов, имеющих однородные признаки.
Финансовая система
вообще трактуется как совокупность отношений,
существующих в границах данной общественно-экономической
формации. В более узком понимании она
рассматривается как система финансовых
учреждений государства. В процессе эволюции
социально-экономических отношений или
результате революционных изменений и
реформ общественно-экономическая формация
сталкивается с изменениями финансовой
системы, с их сужением или расширением,
обусловленным необходимостью выполнения
новых функций и задач государственным
аппаратом, включая повышение финансовой
маневренности.
Финансовую систему
можно представить в виде следующей схемы
(схема 1).
Схема
1
Основу финансовой
системы составляют денежные фонды. Под
денежными фондами (или денежными, финансовыми
активами) следует понимать определенные
суммы денег или других ценных бумаг, которые
имеют, во-первых, соответствующие и четко
определенные направления формирования,
во-вторых, такие же соответствующие и
четко очерченные направления использования.
Финансовая система пронизывает всю национальную
экономическую систему, начиная от домохозяйств,
индивидуальных и партнерских предприятий,
корпоративных предприятий и заканчивая
государством.
В странах рыночной
экономики финансовая система включает
такие составляющие: государственный
бюджет, местные финансы, специальные
фонды, финансы государственных корпораций
(предприятий).
2.1 Возникновение финансовой системы России.
Финансовая система
Русского государства стала
В XVIII веке в России
было создано министерство финансов, которое
занималось только государственными доходами.
Государственными расходами занималось
Государственное казначейство. Государственный
контролер занимался ревизией всех счетов.
Надо отметить, что
в эпоху бурного развития капитализма
в России (конец XIX - начало XX веков) налоги
были щадящими, что стимулировало предпринимателей
к получению максимальной прибыли. Налоговые
поступления составляли около 60 % доходов
государственного бюджета. При этом бюджет
был профицитным, а Россия – одной из крупнейших,
ведущих держав мира.
Первая мировая война
отрицательно сказалась на финансовой
системе России. Для покрытия растущих
военных расходов правительство стало
повышать ставки налогов, а также вводить
новые налоговые платежи .
После Октябрьской
революции 1917 г. в результате политики
«военного коммунизма» финансовая система
России (так же как и денежно-кредитная)
была разрушена. Ее восстановление началось
только с началом НЭПа, когда были сняты
запреты на торговлю, на местный кустарный
промысел, появились иностранные концессии.
Была разработана система налогов, займов,
кредитных операций, приняты меры по укреплению
денежной единицы. В период НЭПа существовали
различные формы собственности, действовали
экономические законы, что являлось одним
из главных условий функционирования
налоговой системы.
В дальнейшем
после отмены в конце 20-х годов НЭПа финансовая
система России эволюционировала в направлении,
противоположном процессу общемирового
развития. От налогов перешли к административным
методам изъятия прибыли предприятий
и перераспределения финансовых ресурсов
через государственный бюджет. Таким образом,
в 30-х годах прошлого столетия впервые
в мировой практике хозяйствования была
внедрена абсолютно новая модель экономики
– экономика центрального планирования
или плановая экономика, основанная на
стопроцентной монополии государственной
собственности на землю, недра и все средства
производства. В такой модели нет и не
может быть места налоговой системе по
простой причине исчезновения основного
субъекта налогообложения – самостоятельного
частного собственника. Экономически
абсурдными представлялись налоговые
отчисления предприятий государству,
поскольку доход, созданный предприятиями,
фактически являлся государственной собственностью.
Полная централизация
денежных средств и отсутствие какой-либо
самостоятельности предприятий в решении
финансовых вопросов лишало хозяйственных
руководителей всякой инициативы и постепенно
подводило страну к финансовому кризису,
который разразился в конце 80-годов XX столетия
и получил название «перестройки» или
«рыночных преобразований».
После прихода
к власти Горбачева в соответствии с законом
СССР 1987 г. «О государственном предприятии
(объединении)» был проведен эксперимент
по распространению новых методов хозяйствования
на предприятии. Суть эксперимента сводилась
к тому, что основными принципами деятельности
предприятий признавались полный хозрасчет
и самофинансирование. Данные принципы
означали ограничение и полный отказ от
бюджетных ассигнований. При этом предприятия
использовали нормативный метод распределения
доходов. Устанавливались нормативы платежей
в бюджет, в фонд производственного и социального
развития, в фонд оплаты труда, в другие
централизованные фонды и резервы.
Нормативный метод
распределения доходов стал переходом
от остаточного принципа формирования
ресурсов предприятий из бюджета к системе
налогов. Логическим завершением этого
перехода стало принятие и ввод в действие
с 1.01.1991 г. Закона СССР «О налогах с предприятий,
объединений, организаций». После развала
Советского Союза и начала кардинальных
экономических преобразований с 1.01.1992
г. вступил в силу новый Закон «Об
основах налоговой системы Российской
Федерации», давший
начало современной российской налоговой
системе.
Итак, мы видим, что финансовая система нашего государства начала складываться с момента его образования, и в течение более тысячи лет изменялась и преобразовывалась, в зависимости от политического строя России. В 1991 г. с образованием независимого государства России, финансовая система страны начала преобразовываться в соответствии с рыночными реформами государства.
Финансовая система
любого государства включает
в себя несколько
а) совокупность финансовых
институтов, каждый из которых способствует
образованию и использованию соответствующих
денежных фондов;
б) совокупность государственных
органов и учреждений, осуществляющих
в пределах своей компетенции финансовую
деятельность.
Совокупность финансовых
институтов, регулирующих создание, перераспределение
и использование фондов
денежных
средств,
образует финансовую систему, которая отражает особенности развития
государства в условиях перехода
к рынку.
Так, в частности,
финансовую систему Российской
Федерации составляют следующие
фонды денежных средств и соответствующие
им правовые институты:
1) Бюджетная система, состоящая
из федерального бюджета, бюджетов субъектов
Федерации и бюджетов органов местного
самоуправления.
2) Государственные внебюджетные
фонды ( регулированию которых посвящена
непосредственно глава 17 БК РФ.
Так, согласно ст. 144 БК, государственными
внебюджетными фондами Российской
Федерации являются: Пенсионный фонд
Российской Федерации; Фонд социального
страхования Российской Федерации; Федеральный
фонд обязательного медицинского
страхования; Государственный фонд занятости
населения Российской Федерации) .
3) Фонды страхования.
4) Государственный кредит.
5) Финансы хозяйствующих субъектов
(ресурсовые фонды).
6) Фондовый рынок.
В основе финансовой
системы РФ лежит принцип
Рисунок 1 - Основные звенья финансовой системы РФ
Сначала рассмотрим общегосударственные
финансы. Основой общегосударственных
финансов являются бюджеты соответствующего
уровня. К общегосударственным финансам
относятся также государственные
социальные внебюджетные фонды, государстсвенное
кредитование.
Общегосударственным
финансам принадлежит ведущая роль в регулировании
экономических процессов и распределительных
отношений на макро уровне. Общегосударственные
финансы аккумулируются в распоряжении
государства и местных органов самоуправления,
их формирование и распределение имеют
централизованный характер.
А теперь рассмотрим
Через финансовую
систему государство, принимая соответствующие
законы, нормативные акты, воздействует
на формирование централизованных и децентрализованных
финансовых ресурсов, используя для этого
финансовые инструменты: налоги, систему
кредитования, механизм ценообразования
и т.д.
Общегосударственные финансы органически связаны с другими звеньями финансовой системы.
С одной стороны,
главным источником доходов
С другой стороны,
процесс расширенного воспроизводства
предприятиями осуществляется не только
за счёт собственных средств, но и за счёт
прямых ассигнований из бюджета либо государственного
кредита.
Финансы предприятий
связаны также с кредитной системой. При
недостатке собственных денежных средств,
особенно на пополнение оборотного капитала,
используют кредиты банков.
Для решения своих финансово-экономических проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих субъектов (предприятий, страховых компаний, банков и т.д.).Это может осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.
Таким образом, взаимосвязь
и взаимозависимость составных звеньев
финансовой системы обусловлены их единой
сущностью.
Роль, которую государство
выполняет в социально-экономическом
развитии общества, определила необходимость
централизации в его распоряжении значительной
части финансовых ресурсов. Формами их
использования являются бюджеты и государственные
внебюджетные фонды, государственный
кредит. Через привлечение свободных денежных
средств хозяйствующих субъектов и населения
формируются финансы страхования и кредитно-банковской
системы. Финансы коммерческих предприятий
образуются из собственных денежных доходов
и накоплений самих предприятий. Остановимся
более подробно на рассмотрении звеньев,
составляющих финансовую систему нашей
страны.
Федеральный, региональные
и местные бюджеты являются основной составляющей
общегосударственных финансов и представляют
собой форму образования и использования
централизованного фондаденежных средств,
необходимых для обеспечения задач и функций
государства и местных органов самоуправления.