Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:25, курсовая работа
В унитарных государствах бюджетная система включает два уровня:
- государственный бюджет;
- местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней:
- государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
- бюджеты членов федерации (штатов – в США, провинций – в Канаде, субъектов федерации – в России);
- местные бюджеты.
Введение
Бюджетный дефицит и проблемы его оценки.
2.1.Сущность бюджетного дефицита.
2.2.Виды бюджетного дефицита.
2.3.Бюджетный дефицит в России.
Проблемы финансирования бюджетного дефицита.
3.1. Сущность понятия управления бюджетным дефицитом.
3.2. Государственный долг.
3.3. Государственные займы.
3.4. Влияние государственных займов на формирование бюджетного долга в России в 1995-1999г.
Зарубежный опыт управления бюджетным дефицитом и возможности его использования на практике в РФ.
4.1. Управление бюджетным дефицитом в развитых странах.
4.2. Проблемы управления бюджетным дефицитом в России и возможности использования зарубежного опыта.
V. Заключение.
VI. Список использованной литературы
С 1990 по 1995 г.г. для покрытия бюджетного дефицита в России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. Только за три квартала 1991 года рублевая масса увеличилась с 989 млрд. рублей до 1,7 трлн. рублей. Правительства часто прибегают к этому средству в критической ситуациях–во время войны, длительность кризиса. Последствия эмиссии известны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимуляторы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены – заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.
В начале 1992 года ситуация продолжала ухудшаться. Нарастание инфляционных процессов выразилось в увеличении цен на товары и услуги
(так называемая видимая инфляция) и резким увеличением уровня неудовлетворенности платежеспособного спроса (подавленная, т. е. скрытая инфляция). Это существенно снизило жизненный уровень населения, привело к обострению социальной напряженности.
Бюджетный кризис разразился в 1996 г., когда началась финансовая стабилизация и у правительства резко сократились возможности извлекать доходы из инфляционного налога.
Инфляционный налог возникает как будто сам собой, его никто не устанавливает и не взимает. Это потери реальных доходов населения в результате инфляции, поскольку имеющиеся у людей деньги теряют свою стоимость по мере роста цен. Когда ради восполнения дефицита правительство печатает деньги, оказывается, что инфляционный налог в точности равняется этому дефициту. От такой формы налогообложения ускользнуть особенно трудно. Даже самое слабое правительство может прибегнуть к ней, когда оно уже неспособно ни на что другое. Однако возможности сбора денег таким путем не беспредельны: на определенном этапе ускоренная инфляция начинает ''съедать'' и доходы от инфляционного налога. Требуется еще и еще увеличить денежную базу. Это ведет к гиперинфляции с ее разрушительными последствиями.
Бюджетный кризис,
связанный с этими
За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов.
Доходная часть
бюджета систематически падала, а
расходы государства
С одной стороны,
государству нужно было отказаться
от значительной части своих обязательств.
Обязательства российского
С другой стороны, существовали серьезные ограничения на дальнейшее сокращение расходов. Сказывался сложившийся в советское время и ставший привычным уровень государственной поддержки населения. Кроме того, отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определялось динамикой социальных расходов государства, а его расходы на поддержание высокого уровня образования населения отражались на темпах экономического роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону, правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удавалось бы без предварительных радикальных реформ в этих сферах. Что, в свою очередь требовало немалых бюджетных средств.
Дефицит федерального бюджета России продолжал нарастать и составил в 1999 г. предельный размер дефицита в сумме 101,4 млрд. руб., или 17,7% расходов федерального бюджета, или 2,5% по отношению к ВВП.
Государство стало жить в долг. В 1999 году на покрытие дефицита федерального бюджета была направлена сумма доходов от продажи драгоценных металлов. Бюджетный дефицит, будучи следствием несбалансированности государственного финансирования, стал причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Наличие ежегодного увеличения дефицита государственного бюджета является первым признаком кризиса финансовой системы России.
Консолидируемый бюджет Российской Федерации в 1990 – 2000 г.г.
( в фактически действовавших ценах, млрд. руб. )
Показатели |
1990 |
1992 |
1994 |
1995 |
1999 |
2000 |
Доходы (всего) |
159,5 |
5327 |
172379 |
137006 |
473,6 |
797,2 |
Расходы (всего) |
151,0 |
5969 |
234385 |
486111 |
575,0 |
855,0 |
Профицит(+)//дефицит (-) |
+8,5 |
-642 |
-64000 |
-49105 |
-101,4 |
-57,8 |
За 1999г. и 2000г. данные
III. Проблемы финансирования бюджетного дефицита.
3.1. Сущность понятия управления бюджетным дефицитом.
Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование общепринятых в мировой практике методов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или иного) и каким темпами нужно стремиться к сбалансированному бюджету расходов и доходов.
При выработке стратегии борьбы с дефицитом необходимо руководствоваться следующим:
1. Бюджетный дефицит – зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, ибо в этом случае вместо ''лечения'' экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми государству гораздо труднее.
2. Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично развивающейся экономики. Мировой опыт убедительно показывает, что на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для каждой страны, вполне допустимы бюджетные дефициты.
3. Величина бюджетного
дефицита, о чем свидетельствует
мировой опыт, не должна превышать
предельно допустимого размера,
4. Для покрытия
бюджетного дефицита могут
5. Для преодоления бюджетного дефицита необходимо ''лечение'' самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.
Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы не стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.
В программу конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы притоки денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся:
1. Изменение
направлений инвестирования
2. Стремление
к уменьшению некоторых статей
расхода на содержание
3. Упорядочение
налоговой системы, уменьшение
количества налогов и
4. Необходимо
вести решительную борьбу с
инфляцией, добиться
5. Укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий промышленности и сельского хозяйства.
6. Устранению
кризисных явлений также будет
способствовать выплата
7. Нужно добиться
уменьшения спада
8. Необходимо увеличить долю бюджетных заимствований в небанковском секторе за счет привлечения средств населения, предприятий, организаций и других инвесторов; расширить круг государственных ценных бумаг для населения. Для поддержания сбалансированности внутреннего финансирования рынка должна быть обеспечена необходимая координация выпуска федеральных, региональных, муниципальных займов.
9. С целью
стимулирования иностранных
Структура финансирования дефицита федерального бюджета
(по определению МВФ) % к итогу.
Источники финансирования |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
Внешнее финансирование
- связанные кредиты -несвязанные кредиты - еврооблигации - платежи по основному долгу
Внутреннее финансирование
- Центральный банк - прямые кредиты - покупка ценных бумаг - ГКО-ОФЗ - прочие источники |
0,3
7,4 0,9 0,0
-8,1
99,7
92,4 80,3 12,1 11,0 -3,7 |
-3,6
9,7 3,1 0,0
16,4
103,6
27,7 0,0 27,7 53,0 23,0 |
7,3
5,0 7,4 3,1
-8,2
92,7
27,0 0,0 27,0 60,1 5,6 |
27,2
7,8 10,2 15,1
-5,9
72,8
17,5 0,0 17,5 52,6 2,7 |