Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:25, курсовая работа
Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) занимают наибольший удельный вес всех расходах предприятия. Они складываются из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) основных фондов, сырья, мате-риалов, комплектующих изделий, топлива и энергии, труда и иных затрат. От формирования этой группы расходов зависит величина прибыли предприятия. Затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг) возмещаются после завершения кругооборота средств за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Прямые затраты, как материальные, так и трудовые, всегда являются переменными, так как непосредственно зависят от объемов производства и продаж продукции. Затраты электроэнергии, топлива, вспомогательных материалов, которые относятся к общепроизводственным расходам, также могут быть переменными. Например, от физических объемов производства и продаж продукции зависят затраты на продажи — на упаковку, складирование, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, транспортировку, охрану грузов. Таким образом, часть косвенных расходов может быть классифицирована как переменные. Переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной.
Условно-переменные затраты зависят от объема производства, но эта зависимость не является прямо пропорциональной.
К условно-переменным относятся затраты на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, а также заработная плата управленческого персонала в составе общепроизводственных расходов.
Условно-постоянные затраты практически не зависят от изменения объема производства продукции — это общехозяйственные расходы, часть общепроизводственных расходов (сумма начисленной амортизации по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию и т п.), часть расходов на продажу (расходы на рекламу продукции).
Условно-постоянные расходы, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства, т.е. с увеличением объема производства их величина на единицу продукции уменьшается.
2.1.4 По участию в процессе производства затраты разделяют на производственные и связанные с процессом продаж продукции (коммерческие).
Производственные затраты связаны с изготовлением продукции и образуют се производственную себестоимость.
Напомним, что затраты на продажу — это затраты поставщика, связанные с отгрузкой и продажей продукции.
2.1.5 В зависимости от эффективности затраты делятся на производительные и непроизводительные,
Производительные затраты относятся непосредственно к производству продукции установленного качества при наличии рациональной технологии и организации производства и соотносятся с доходами, полученными от производственной деятельности.
Непроизводительные затраты вызваны недостатками в технологии и организации производства, системе сохранности имущества, а также внешними обстоятельствами (неокупаемые затраты).
К непроизводительным расходам можно отнести оплату простоев производства по вине администрации цехов и организаций, а также по внешним причинам, виновники которых не установлены, доплата за сверхурочную работу, сверхнормативные (невозмещенные) потери от брака, убытки от стихийных бедствий, штрафы, уплаченные другим организациям, потери от списания безнадежных долгов и др.
2.1.6 По составу затраты делятся на одноэлементные и комплексные.
Одноэлементные затраты состоят из одного элемента (заработной платы, амортизации и т.п.), комплексные — из нескольких элементов.
К комплексным затратам относят, например, общезаводские и общецеховые расходы, в состав которых входят заработная плата, амортизация и другие одноэлементные расходы.
2.1.7 По отнесению к периоду затраты делятся на расходы будущих периодов (отложенные затраты) и зарезервированные расходы.
Расходы будущих периодов (отложенные затраты) -— это затраты, понесенные организацией в отчетном периоде, но не признанные в качестве расходов данного периода, а рассматриваемые как активы, — например, суммы арендной платы или страховых платежей, уплаченные на несколько месяцев или лет вперед. Эти расходы обычно подлежат включению в затраты на производство продукции (работ, услуг) в последующие месяцы или годы равномерно.
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.
Зарезервированные затраты еще не наступили фактически, но уже включены и затраты на производство продукции (работ, услуг), т.е. зарезервированы на плановую (прогнозируемую) сумму предстоящих затрат.
Зарезервированные затраты образуют специальные резервы, средства которых по мере необходимости используются на оплату отпусков, ремонт основных средств, выплату ежегодных пособий за выслугу лет и пр.
Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.
Зарезервированные затраты еще не наступили фактически, но уже включены и затраты на производство продукции (работ, услуг), т.е. зарезервированы на плановую (прогнозируемую) сумму предстоящих затрат.
Зарезервированные затраты образуют специальные резервы, средства которых по мере необходимости используются на оплату отпусков, ремонт основных средств, выплату ежегодных пособий за выслугу лет и пр.
2.2 Классификация затрат на реализацию продукции.
В состав расходов на продажу в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, включают:
2.2.1 Расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки; стоимость тары, приобретенной на стороне; оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);
2.2.2 Расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиторских контор);
2.2.3 Комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям в соответствии с договорами;
2.2.4 Затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты; на участие в выставках, ярмарках; стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;
2.2.5 Прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.).
3. Планирование затрат на производство и реализацию продукции.
Источниками информации для анализа себестоимости продукции растениеводства являются отчет ф.8 – АПК "Затраты на основное производство", ф.9 – АПК "Производство и себестоимость продукции растениеводства", производственные отчеты бригад и ферм, лицевые счета арендаторов, журнал доходов и расходов фермеров, а также первичные документы по учету затрат на производство продукции, плановые и нормативные данные.
3.1 Анализ общей суммы затрат на производство продукции растениеводства.
Общая сумма затрат на производство продукции, в т.ч. и продукции растениеводства, может изменяться из-за объема производства продукции, ее структуры, уровня переменных затрат на единицу продукции и суммы постоянных расходов. При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы, постоянные расходы остаются неизменными, при условии, что производственные мощности предприятия не меняются. К переменным расходам относятся – сдельная заработная плата производственных рабочих; прямые материальные затраты и услуги.
К постоянным расходам – амортизация,
арендная плата, повременная зарплата
рабочих и административно-
Общие затраты при наличии постоянных и переменных расходов можно выразить уравнением:
ΣЗ=BiXi+Аi, где
З – затраты на производство продукции
А – абсолютная сумма постоянных расходов;
В – уровень переменных расходов на единицу продукции
Х – объем производства продукции
Переменные расходы в себестоимости всего объема продукции растут пропорционально изменению объема производства, зато в расчете на единицу продукции они составляют постоянную величину и рассчитываются:
, где
С – себестоимость 1ц. продукции
А – абсолютная сумма постоянных расходов на 1 га
в – величина переменных расходов на 1 ц
х – объем производства (услуг)
Взаимосвязь объема производства продукции растениеводства и объема суммы затрат должна учитывается при анализе себестоимости как всего объема, так и единицы продукции, сравнивая фактические показатели с плановыми.
Для наглядности и удобства оценки показателей информацию целесообразно свести в таблицу.
За плановые показатели взяты показатели предыдущего года (2008г), отчетный год – 2013год.
Таблица 3.1.1. – Затраты на 1ц продукции ведущих культур, руб.
Проанализировав данную таблицу, мы видим, что затраты на 1 ц зерновых и зернобобовых, а так же корнеплодов, свеклы кормовой увеличиваются. При чем увеличиваются как постоянные затраты, так и переменные. Так же при этом происходит уменьшение их объема производства. А вот затраты на 1ц кукурузы и подсолнечника резко сокращаются за счет уменьшения постоянных и переменных затрат. При этом объем производства кукурузы резко увеличивается, а объем производства подсолнечника уменьшается.
Выявить причины изменения затрат по каждому виду продукции в целом по предприятию. На изменение общей суммы затрат влияет 4 фактора: объем произведенной продукции, коэффициент выполнения плана (структура), переменные и постоянные затраты.
Методику расчета, позволяющую выявить причины изменения затрат, можно показать используя таблицу.
Таблица 3.1.2 - Расчет влияния факторов на изменение общей суммы затрат при производстве с/х продукции.
Определим влияние каждого фактора на изменение затрат.
Таким образом, сокращение объема производства на 8774 ц повлекло за собой сокращение объема затрат на 10750,78тыс.руб.
2) 147137,08 – 156528,79 = -9391,79
Таким образом, не выполнение плана на 6% повлекло за собой сокращение затрат на 9391,79 тыс.руб.
3) 147136,75 – 147137,08 = -0,33
Таким образом сокращение постоянных затрат на 0,34 тыс.руб повлекло за собой сокращение общего объема затрат на 0,33тыс.руб.
4) 71555,83 – 147136,75 = -75580,92
Таким образом, сокращение переменных затрат на 0,63 тыс.руб. повлекло за собой сокращение общего объема затрат на 75580,92 тыс.руб. Данный фактор оказывает наибольшее влияние на изменение общего объема затрат.
Проверим правильность расчета: сумма всех четырех факторов с учетом знаков должна равняться отклонению фактических затрат в сравнении с плановыми.
1) сумма отклонений = -10750,78 – 10750,78 – 9391,79 – 0,33 – 75580,92 = -95723,82
2) отклонение фактических затрат от плановых = 71555,83 – 167279,57 = - 95723,74
Так как -95723,82 ≈ - 95723,74, значит, расчет влияния факторов на изменение общей суммы затрат при производстве сельскохозяйственной продукции произведен правильно.
3.2 Анализ себестоимости продукции ведущих культур в ООО "«Агрофирма»
На изменение себестоимости 1 ц. продукции сельского хозяйства оказывают влияние объективные и субъективные факторы.
К объективным факторам относятся те факторы, которые не зависят от деятельности предприятия – например рост цен в связи с инфляцией на промышленную продукцию (технику, запасные части, электроэнергию, удобрения) и более высокие темпы оплаты труда по сравнению с его производительностью – как результат инфляции.
К субъективным факторам относятся факторы, связанные с уровнем хозяйствования, использованием имеющихся ресурсов предприятия и выражаются в первую очередь уровнем продуктивности.
При современном уровне технического развития, технологии производства затраты на 1 га посева в разных хозяйствах существенно не различаются, тогда как продуктивность земель имеет более резкие различия. При более низкой урожайности сельскохозяйственных культур больше постоянных затрат приходится на единицу продукции. Меры направленные на повышение продуктивности земли, являются одним из основных источников снижения себестоимости продукции.
Большое влияние на величину себестоимости продукции оказывают уровень механизации производственных процессов, организации труда, степень концентрации, специализации и технологии производства.
Внедрение интенсивных технологий в растениеводстве позволяет увеличить объем производства продукции при одновременном сокращении затрат труда и материальных ресурсов на единицу продукции.
Расчет влияния факторов на изменение уровня себестоимости единицы продукции производится с помощью факторной модели. Поскольку сумма постоянных затрат и объем производства продукции в растениеводстве зависят от размера посевной площади, эти показатели рассчитываются на 1га посевной площади, в результате факторной модели себестоимости продукции будет иметь вид: