Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы рассмотреть деятельность ПФР и его влияние на финансовую деятельность.
Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в работе:
Исторические особенности деятельности ПФР.

Содержание работы

Введение
1. Пенсионный фонд России - его история, состав и значение
.1 История возникновения и развития пенсионного страхования в России
.2 Современные сущность, роль и основные задачи ПФР
2. Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе
.1 Оценка итогов работы Пенсионного фонда России за последнее время
.2 Специфические проблемы построения российской пенсионной системы
. Совершенствование пенсионной системы РФ
.1 Пути развития пенсионной системы
.2 Перспективные направления деятельности Пенсионного фонда
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 38.04 Кб (Скачать файл)

 

2. Анализ деятельности  Пенсионного фонда РФ на современном  этапе

 

.1 Оценка итогов  работы Пенсионного фонда России  за последнее время

 

Сегодня это единая федеральная  централизованная система, которая  присутствует во всех субъектах Российской Федерации, в каждом районе, и обеспечивает обслуживание населения страхователей  по единым правилам и стандартам. Это  значит, что где бы ни находился  гражданин Российской Федерации, он везде на всей нашей территории может  получить одинаковые услуги Пенсионного  фонда.

Пенсионный фонд осуществляет следующие  основные функции - это взаимодействие с около 40 млн пенсионеров и 17 млн льготников, это персонифицированный  учёт пенсионных прав более 100 млн наших  граждан, это работа по администрированию  почти с 4 млн страхователей и  около 3 млн самозанятого населения, это управление средствами пенсионных накоплений более 70 млн наших граждан, это предоставление средств материнского капитала более чем 2,5 млн рублей семьям и, наконец, это взаимодействие со всеми субъектами Российской Федерации  по программам софинансирования, строительства  и укрепления материально-технической  базы учреждений социального обслуживания населения и адресно-социальной помощи неработающим пенсионерам.

В процессе своей работы осуществляется тесное взаимодействие со многими федеральными органами исполнительной власти и организациями. Это и налоговая служба <#"justify">То есть в общем цели, которые перед  собой ставили, формулируя принцип  функционирования материнского капитала, достигаются.

И в этом году на эти средства запланировано 120 млрд рублей, подавляющее большинство  из них пойдёт на жильё. Вместе с  тем есть и тревожная тенденция: участились случаи махинаций со средствами материнского (семейного) капитала.

Ещё одно направление работы - долевое  финансирование региональных программ по укреплению материально-технической  базы учреждений обслуживания населения  и адресной помощи для неработающих пенсионеров. За пять лет действия программы (с 2006 года) были улучшены условия проживания более 188 тыс. наших граждан из 260 тыс. Было увеличено более чем  на 3 тыс. количество койко-мест. Только в 2010 году было отремонтировано 142 учреждения, ещё в 15 было дополнительно завезено оборудование. Адресная социальная помощь была оказана почти 100 тыс. неработающих пенсионеров.

В текущем году на эту программу  выделен 1 млрд рублей. Она идёт по новой  схеме через федеральный бюджет. И добавился новый вид расхода - приобретение автотранспорта для  полустационарных учреждений социального и медико-социального профиля для пожилых людей, то есть мы порядка 200 млн направим на закупку автотранспорта в регионы. Это как софинансирование.

Наконец, администрирование. Учитывая, что фонд её исполнял с 2002 года вместе с налоговой службой, мы достаточно оперативно перестроились, и, действительно, передача администрирования от налоговой  службы к Пенсионному фонду произошла  достаточно безболезненно.

План по взносам выполнен. Было собрано более 1,9 трлн рублей. Также  был наполнен и Фонд обязательного  медицинского страхования. Если говорить о первом квартале этого года, то ситуация очень позитивная. Собирается даже больше, чем мы себе намечали, то есть на 51% больше, чем в прошлом  году, поступило в этом. Хотя с  повышением страховых взносов должно было поступить на 43% больше.

И та же самая динамика с Фондом обязательного медицинского страхования. Тем не менее поскольку всё-таки увеличился тариф страховых взносов  и возросло количество льгот, что  затрудняет администрирование. В прошлом  году, для примера я хотел бы отметить, только 50% страхователей платили  по основному тарифу, остальные все - льготники. В этом году их категории  будут увеличены. Это требует  дополнительных усилий по контролю взимания страховых взносов.

Более того, сосредоточены в одних  руках и отчётность по персучёту, и страховая отчётность. Это даст возможность её унифицировать, упростить  и, таким образом, позволит и страхователям  чувствовать себя здесь как бы более… Есть возможность иметь более  оперативную информацию о состоянии  пенсионных прав для назначения выплат пенсий и пособий, имеем возможность  контролировать эту отчётность, поскольку, когда это было в разных местах, были неразнесённые суммы, а это  права граждан. И здесь очень  важным элементом, помимо унификации отчётности, является переход на электронное  взаимодействие со страхователем. В  соответствии с законодательством  сейчас это обязательно для организаций, имеющих 50 и более работников.

Необходимо сделать всё, чтобы  в ближайшие год-два нам перейти  исключительно на электронное взаимодействие со страхователем. Для этого кажется  необходимым обязать всех бюджетников  взаимодействовать по электронным  каналам связи. А для тех малых  предприятий, кому дорого платить, разрешено  предоставлять эти средства бесплатно  на начальном этапе.

В 2010 году все мероприятия по повышению  уровня пенсий, обеспечению уровня жизни наших граждан, по борьбе с  бедностью, по переходным страховым  взносам фондом реализованы. 2011 год  будет не менее сложным, поскольку  нам нужно будет сосредоточиться  на повышении качества работы фонда. Коллектив Пенсионного фонда  к этой работе готов и сделает  всё зависящее для того, чтобы  пенсионная система работала чётко, без сбоев, выполняя все социальные обязательства.

Хочется отметить также и то внимание, которое уделяют руководители регионов Российской Федерации, губернаторы  работе пенсионной системы и её поддержке. Растёт коэффициент замещения, то есть тот уровень пенсий, которые получают наши граждане, увеличивается по сравнению  с заработной платой, от которой  эта пенсия рассчитывается.

Это движение в абсолютно правильном направлении, это общая задача. В  некоторых регионах эта задача уже  решена. Она решена, правда, в связи  с тем, что зарплаты там невысокие, но нам нужно добиваться того, чтобы  в среднем по стране этот коэффициент  увеличивался.

Увеличивается также использование  современных средств обслуживания людей практически по всем регионам Российской Федерации.

2.2 Специфические  проблемы построения российской  пенсионной системы

 

Однако остановимся на проблемах. Первая из них - это, конечно, совершенствование  правовой базы работы пенсионной системы, Пенсионного фонда. В Правительстве  это обсуждается, с тем чтобы  улучшить работу с гражданами, с  тем чтобы не было потерь при решении  вопросов и работе с банкротной массой при банкротстве предприятий, с  тем чтобы не было потерь пенсионной системы при взыскании достаточно большого объёма, но в каждом конкретном случае маленьких сумм задолженностей, а также как минимизировать расходы  и создать более благоприятные  условия для работы Пенсионного  фонда.

Главным вызовом и трудноразрешимой проблемой для российской пенсионной системы является деформация структуры  расходов бюджета Пенсионного фонда  Российской Федерации, вследствие значительного  количества пенсий, назначающихся до наступления общеустановленного пенсионного  возраста.

Правовой институт досрочных пенсий, связан с презумируемой утратой  профессиональной трудоспособности ранее  достижения общего пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) вследствие длительного неблагоприятного воздействия  на организм человека:

вредных, тяжелых и опасных условий  труда (Списки № 1 и № 2, т.н. «малые списки»);

различного рода факторов производственной среды, связанных с постоянной повышенной эмоциональной и психологической  нагрузкой и высокой степенью ответственности за результаты труда (отдельные категории медицинских, педагогических и творческих работников);

медико-биологических и социальных особенностей развития и региональных условий проживания (многодетные  матери, родители детей-инвалидов, инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению, лилипуты, диспропорциональные  карлики, лица, длительное время проработавшие  в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).

Численность получателей досрочных  пенсий в настоящее время достигла 34% от числа пенсионеров по старости (10,5 млн. чел.) и продолжает расти, увеличивая нестраховое бремя расходов ПФР.

Форма собственности предприятий, на которых работают указанные лица, в ходе рыночных преобразований изменилась с государственной на частную (или  смешанную), но льготы по выходу на пенсию сохранились за счет государства, а  не собственника. В результате государство  фактически субсидирует новым собственникам  привлечение работников в неблагоприятные  производственно-технологические и  климатические условия.

Наличие огромного числа получателей  досрочных (льготных) пенсий по условиям труда, факторам производственной среды, медико-биологическим и социальным особенностям развития и региональным условиям проживания усугубляется большим  объемом накопленных, в силу ранее  действовавшего законодательства, «нестраховых»  государственных обязательств, которые  в рыночных условиях не обеспечены адекватными страховыми источниками  финансирования.

В целом в настоящее время 44,3% (15,8 млн. чел.) получателей трудовых пенсий составляют лица, на назначение пенсий которым пенсионный возраст  не влияет, включая: 10,5 млн. чел. - получатели досрочных пенсий по старости (в  том числе работники, занятые  на работах с тяжелыми и опасными условиями труда - 2,7 млн. чел.; лица, работавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - 2,5 млн.чел.; работники, занятые на подземных  работах, на работах с вредными условиями  труда и в горячих цехах - 1,98 млн. чел.), а также 3,9 млн. чел. - получатели пенсий по инвалидности и 1,7 млн. чел. - получатели пенсий по случаю потери кормильца.

В структуре новых назначений трудовых пенсий перечисленные категории  получателей составляют примерно столько  же - 42,5%. При этом более 73% получателей  досрочных пенсий по старости, не достигших  общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем ¾ - на тех же рабочих местах. А из пенсионеров-угольщиков на тех же рабочих местах продолжают работать более 66%.

Кроме того, необходимо учитывать, что  с 01.01.2010 г. в Российской Федерации  действует эквивалентная формула  исчисления размера трудовой пенсии, не применяемая в странах, принявших  решение об увеличении пенсионного  возраста.

Данная формула основана на принципе прямого, ничем не ограниченного  роста пенсионных обязательств перед  застрахованным лицом, исходя из объема уплаченных за него страховых взносов  в ПФР. Это, по своей сути, аналог банковского депозита - сколько страховых  взносов перевел работодатель на индивидуальный счет работника в  ПФР, столько затем работник при  наступлении пенсионного возраста получает с этого счета в виде пенсии.

То есть, чем больше период и  объем страховых отчислений, тем  больше размер обязательств ПФР перед  будущими пенсионерами. При сокращении числа работников, за которых уплачиваются страховые взносы, ПФР не будет  располагать необходимыми доходными  источниками для исполнения возросших  обязательств перед предыдущим (более  многочисленным) поколением.

В условиях применения эквивалентной  пенсионной формулы меры по повышению  возрастной границы выхода на пенсию не только не принесут в долгосрочной перспективе существенной экономии средств на выплату пенсий, а как  уже отмечалось, еще более усугубят дефицит ПФР.

Негативное влияние демографической  ситуации и недостатков пенсионной системы усугубляется неблагоприятной  макроэкономической ситуацией: важнейшие  для развития пенсионной системы  макропараметры не достигнуты. Самый  главный из них - доля фонда заработной платы в ВВП - остается на уровне 23-25% (в 2000 г. она составляла 19% и лишь в 2009 г. возросла до 27%) против прогнозировавшихся в начале 2000-х годов 38%. Цена рабочей  силы остается крайне низкой (соотношение  средней заработной платы в экономике  с прожиточным минимумом трудоспособного  населения в 2000 г. составляло 1,7, к 2008 г. оно возросло до 3,5), что не позволяет  большинству населения осуществлять накопления (в том числе для  пенсионных целей).

Уровень безработицы, несмотря на снижение по сравнению с началом 2000-х годов (когда он превышал 13% численности  экономически активного населения) на протяжении десятилетия остается крайне высоким (даже в наиболее стабильные 2007 - начало 2008 г.г. он составлял 6,1-6,4%), тем  самым уменьшая возможности зарабатывания  застрахованными лицами страхового стажа и, следовательно, большего объема пенсионных прав.

Таким образом, в ответ на глобальные демографические вызовы развитые зарубежные пенсионные системы осуществили  параметрические реформы. Однако российская пенсионная система по причине объективных  особенностей демографического и макроэкономического  характера, а также огромного  груза накопленных пенсионных обязательств советского периода должна реализовать уникальный комплекс мероприятий, который выходит далеко за пределы зарубежного опыта повышения пенсионного возраста или внедрения накопительного компонента. В ответ на демографические вызовы в отечественной пенсионной системе осуществлена социально-страховая пенсионная реформа, в ходе которой последовательно реализуются базовые принципы социального страхования.

Нужно подумать, конечно, и о том, чтобы полностью исключить любые  злоупотребления при использовании  материнского капитала.

Пенсии подросли и улучшаются условия  обслуживания граждан. В то же время  пенсии-то подросли и коэффициент  замещения увеличивается, но всё-таки сделать нам нужно больше. Мы знаем, как растут тарифы, инфляция ещё  большая. Одними усилиями Пенсионного  фонда такая глобальная задача, как  повышение доходов наших пенсионеров, решена быть не может, но всё-таки от него тоже многое зависит - зависит от того, как он организует свою работу. И  что точно от него зависит - это  качество обслуживания людей. 40 млн  человек постоянно так или  иначе сталкиваются с работой  Пенсионного фонда, с работой  пенсионной системы. От того, насколько  качественно он работает, почти одна треть граждан нашей страны судит  о качестве работы государственных  органов.

Информация о работе Анализ деятельности Пенсионного фонда РФ на современном этапе