Особого внимания заслуживает
ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 «О внесении изменений
в законодательные акты РФ», основным
нововведением которого, является изменение
порядка предоставления льгот гражданам,
имеющим на них право, путем их
предоставления в денежном выражении
(монетизация льгот). Функции по выплате
этих сумм (ежемесячных денежных выплат)
возложены на ПФР и его территориальные
органы.
В основные задачи ПФР входят:
- целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФР;
- организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;
- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.
Таким образом, в системе
пенсионного обеспечения РФ закреплены
страховые принципы, гарантирующие
застрахованному лицу, при наступлении
страхового случая, осуществление выплаты
пенсии в размере, пропорциональном
размеру уплаченных за него работодателем
(страхователем) страховых взносов.
Формирование бюджета
Пенсионного фонда РФ осуществляется
в соответствии с Федеральным законом
от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном
пенсионном страховании в Российской
Федерации», с дополнениями и изменениями.
Бюджет ПФР формируется за счет:
- страховых взносов;
- средств федерального бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
- добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
- иных источников, не запрещенных законодательством РФ.
Денежные средства обязательного
пенсионного страхования хранятся
на счетах ПФР, открываемых в учреждениях
Центрального банка РФ, а при их
отсутствии на счетах, открываемых
в кредитных организациях, перечень
которых на конкурсной основе определяется
Правительством РФ.
В составе бюджета ПФР
отдельно учитываются суммы страховых
взносов на накопительную часть
трудовой пенсии, средства, направляемые
на инвестирование, выплаты за счет средств
пенсионных накоплений, а также расходы
бюджета ПФР, связанные с формированием
и инвестированием средств пенсионных
накоплений, ведением специальной части
индивидуальных лицевых счетов и выплатой
накопительной части трудовой пенсии.
В соответствии с федеральными законами
«Об обязательном пенсионном страховании
в Российской Федерации» № 167-ФЗ от
15.12.2001 и «О трудовых пенсиях в
РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 трудовые пенсии
по старости и инвалидности могут
состоять из трех частей: базовая, страховая
и накопительная.
При этом базовая часть
финансируется за счет сумм единого
социального налога (взноса), зачисляемых
в федеральный бюджет, страховая
часть - за счет сумм страховых взносов,
уплачиваемых страхователем за застрахованных
лиц на финансирование страховой
части трудовой пенсии, накопительная
– за счет сумм страховых взносов,
уплачиваемых страхователями за застрахованных
лиц на накопительную часть трудовой
пенсии и дохода от их инвестирования,
учтенных в специальной части
индивидуального лицевого счета
застрахованного лица.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ
«Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части
трудовой пенсии в Российской Федерации»
дал определение понятия пенсионные
накопления – это совокупность средств,
включающая в себя:
- суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, включающие чистый финансовый результат, который получен от временного размещения указанных страховых взносов Пенсионным фондом Российской РФ и порядок расчета которого в целях настоящего Федерального закона устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- средства, переданные в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам и их правопреемникам и еще не направленные на выплату пенсий;
- средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от управляющих компаний для передачи в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц и еще не переданные негосударственным пенсионным фондам;
- средства, поступившие в Пенсионный фонд РФ от негосударственных пенсионных фондов в соответствии с законодательством РФ и еще не переданные в доверительное управление управляющим компаниям.
Расходы на пенсионное обеспечение
– это самый объемный поток
социальных трансфертных платежей в
России. Согласно ст.147 Бюджетного Кодекса
РФ – расходование средств государственных
внебюджетных фондов осуществляется исключительно
на цели, определенные РФ, субъектов
РФ, регламентирующим их деятельность,
в соответствии с бюджетами указанных
фондов, утвержденными федеральными
законами, законами субъектов РФ:
- выплату в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
- доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств бюджета ПФР;
- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности страховщика (включая содержание его центральных и территориальных органов);
- иные цели, предусмотренные законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Расходы, не предусмотренные
бюджетом ПФР на соответствующий
год, осуществляются только после внесения
изменений в указанный бюджет
в установленном федеральным
законом порядке.
Средства, образовавшиеся в
результате превышения сумм поступлений
единого социального налога (взноса)
в части, зачисляемой в федеральный
бюджет, над расходами, осуществляемыми
на финансирование выплаты базовой
части трудовой пенсии, зачисляются
в бюджет ПФР в полном объеме.
Указанные средства расходуются
в следующем порядке:
- на возмещение недостатка средств бюджета ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;
- на дополнительное повышение базовой части трудовой пенсии исходя из инфляции на очередной финансовый год.
Обязательным страховым
обеспечением по обязательному пенсионному
страхованию являются:
- страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
- страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
- страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.
Ответственность за нецелевое
расходование денежных средств ПФР
определяется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Для обеспечения в среднесрочной
и долгосрочной перспективах финансовой
устойчивости системы обязательного
пенсионного страхования в случае
возникновения профицита бюджета
ПФР создается резерв, размер которого,
порядок формирования и расходования
определяются ФЗ о бюджете ПФР.
1.2 Характеристика Фонда социального
страхования
Фонд социального страхования
был создан в целях обеспечения
государственных гарантий в системе
социального страхования и повышения
контроля за правильным и эффективным
расходованием средств социального
страхования и является самостоятельным
финансово-кредитным учреждением. Управление
осуществляется Правительством РФ.
ФСС, включая исполнительные органы,
является некоммерческой организацией,
не занимающейся предпринимательской
деятельностью. Денежные средства и
иное имущество, находящееся в оперативном
управлении Фонда, а также имущество,
закрепленное за подведомственными
Фонду санаторно-курортными учреждениями,
являются федеральной собственностью.
Денежные средства ФСС не входят в
состав бюджетов соответствующих уровней,
других фондов и изъятию не подлежат.
В Фонд социального страхования
Российской Федерации входят следующие
исполнительные органы:
- региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
- центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства;
- филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Основными задачами ФСС являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Фонд организует исполнение бюджета
государственного социального страхования,
утверждаемого ежегодно федеральным
законом, контролирует использование
средств социального страхования.
В необходимых случаях Фонд перераспределяет
средства социального страхования
между регионами и отраслями,
поддерживая финансовую устойчивость
системы. Кроме того, Фондом разрабатываются
и реализуются государственные
программы по совершенствованию
социального страхования, охраны здоровья
работников.
Средства ФСС образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).