Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Принятие в феврале этого года Государственной Думой Закона о Федеральном бюджете на 1999 год привлекло к проблеме бюджетной политики государства пристальное внимание средств массовой информации. Со страниц газет и журналов не сходили интервью и статьи влиятельных экономистов и политологов, споривших о достоинствах и недостатках нового бюджета. Мнения зачастую были настолько противоречивы, что захотелось разобраться самой в сложном бюджетном механизме и определиться в собственном отношении к главному финансовому документу страны на весь 1999 год – Государственному Бюджету

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ…………………5
1.1. Бюджетная система РФ……………………………………………………7
1.2. Принципы бюджетной системы РФ………………………………………9
1.3. Формирование доходов и расходов бюджетов разных уровней………12

2.Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ…………......19
2.1. Федеральный бюджет РФ……………………………………………..…19
2.2. Бюджеты субъектов РФ…………………………………………….……27
2.3. Местные бюджеты……………………………………………………….35

3.Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы……………………….40

Заключение……………………………………………………………………...46

Файлы: 1 файл

бюджет.docx

— 74.40 Кб (Скачать файл)

- города Костромы в размере 45%,

- города Галича, Костромского, Макарьевского  районов в размере 25%,

- остальных городов и районов  области в размере 50%;

  • акцизов на остальные товары, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат) и услуги по ее перекачке, природный газ, бензин автомобильный, масла для дизельных и карбюраторных двигателей, на дизельное топливо и легковые автомобили, производимые на территории:

- городов Шарьи, Волгореченска  и Красносельского, Костромского  районов в размере 90%,

-   остальных городов и  районов области в размере 100%;

  • подоходного налога с физических лиц, собираемого на территории города Волгореченска в размере 40% от суммы средств, зачисляемых в территориальный бюджет субъекта РФ,

- остальных городов и районов  области в размере 5%;

  • налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, в размере 40%;
  • налога на пользование недрами – по нормативам, установленным законодательством РФ;
  • налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, оставляемого в распоряжении субъектов РФ для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы;
  • средств земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков и земли сельскохозяйственного назначения, аккумулируемых в областном бюджете для финансирования централизованных мероприятий;
  • платежей за пользование лесным фондом в размере 30%;
  • платы за пользование водными объектами в размере 30%
  • налога на имущество предприятий (организаций) в размере 50%;
  • средств от приватизации по установленным нормативам в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • доходов от использования и сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности;
  • налога с продаж в размере 40%;
  • единого налога с субъектов малого предпринимательства в соответствии с действующим законодательством;
  • единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с действующим законодательством;
  • прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в областной бюджет в соответствии с законодательством РФ.16

Рассмотрим данные об исполнении областного бюджета за 1998 год. В областной бюджет за 1998 год поступило собственных доходов в сумме 721 090 тыс. рублей или 84,5% от плана, в том числе налоговых доходов 443 475 тыс. рублей (93,4%) и неналоговых 277 615 тыс. рублей (73,3%).

 

Исполнение областного бюджета по доходам за 1998 год

по сравнению с аналогичным периодом 1997 года.

Виды доходов

1997 год

1998 год

план

факт

%исп.

план

факт

%исп

Налоговые доходы

216550

340230

157,1

475040

443475

93,4

  в том числе:

Налог на прибыль

 

24000

 

80393

 

335,0

 

131527

 

138066

 

105,0

Подоходный налог с физ. лиц

0

0

0

15730

163740

104,1

НДС

12000

41656

347,1

94353

109456

116,0

Акцизы

80700

105841

131,2

92840

83354

89,8

Лиценз. и регистрац. сборы

350

863

246,6

890

1409

158,3

Налоги на имущество

80000

87077

108,8

100450

84120

83,7

Платежи за пользование природными ресурсами

 

7500

 

5248

 

70,0

 

35216

 

4082

 

11,6

Прочие налоги, пошлины и сборы

 

12000

 

19152

 

159,6

 

4034

 

6605

 

163,7

Неналоговые доходы

798898

769709

96,3

378607

277615

73,3

  в том числе

Доходы от имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности

 

 

 

500

 

 

 

488

 

 

 

97,6

 

 

 

6770

 

 

 

3128

 

 

 

46,2

Доходы от продажи имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности

 

 

1700

 

 

5023

 

 

295,5

 

 

4500

 

 

29

 

 

0,6

Прочие неналоговые доходы

796698

764198

95,9

367337

274458

74,7

Итого собственные доходов

1015448

1109939

109,3

853647

721090

84,5

Трансферт

825064

492524

59,7

550200

466088

84,7

Взаимные расчеты с Министерством Финансов РФ

 

305466

 

305466

 

100,0

 

112000

 

112000

 

100,0

Взаимные расчеты с районами

128820

1288220

100,0

274

112

40,9

Отчисления в гос. фонд борьбы с преступностью

 

 

-348

       

Всего доходов

2274798

2036401

89,5

1516121

1299290

85,7


 

За 1998 год в консолидированный бюджет области поступило собственных доходов в сумме 1 447 770 тыс. рублей или 84,3% от плановых назначений, в том числе налоговых доходов 1 129 146 тыс. рублей (92,5%) и неналоговых – 318 634 тыс. рублей (64,1%). К соответствующему периоду 1997 года объем собственных доходов уменьшился на 478 097 тыс. рублей, в том числе по налоговым доходам 12 642 тыс. рублей. Уменьшение поступлений платежей в бюджет по налоговым доходам в 1998 году по сравнению с аналогичным периодом 1997 года произошло за счет роста недоимки.

Исполнение консолидированного бюджета по доходам за 1998 год

по сравнению с аналогичным периодом 1997 года.

Виды доходов

1997 год

1998 год

план

факт

%исп.

план

факт

%исп

Налоговые доходы

1009902

1141778

113,1

1220918

1129136

92,5

  в том числе:

Налог на прибыль

 

221961

 

260187

 

117,2

 

258587

 

255782

 

98,9

Подоходный налог с физ. лиц

228197

223634

98,0

253448

220879

87,1

НДС

171264

209365

122,2

204327

206819

101,2

Акцизы

80700

105842

131,2

107327

92699

86,4

Лиценз. и регистрац. сборы

23960

27673

115,5

26968

28109

104,2

Налоги на имущество

152849

170167

111,3

191954

166722

86,9

Платежи за пользование природными ресурсами

 

48945

 

51065

 

104,3

 

87273

 

63313

 

72,5

Прочие налоги, пошлины и сборы

 

82026

 

93845

 

114,4

 

91034

 

94813

 

104,2

Неналоговые доходы

816743

784089

96,0

497048

318634

64,1

  в том числе

Доходы от имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности

 

 

 

6216

 

 

 

7177

 

 

 

115,5

 

 

 

18840

 

 

 

15520

 

 

 

82,4

Доходы от продажи имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности

 

 

3241

 

 

6842

 

 

211,1

 

 

8990

 

 

4398

 

 

48,9

Прочие неналоговые доходы

807286

770070

95,4

469218

298716

63,7

Итого собственные доходов

1826645

1925867

105,4

1717966

1447770

84,3

Трансферт

825064

492524

59,7

550200

466088

84,7

Взаимные расчеты с Министерством Финансов РФ

 

305466

 

305466

 

100,0

 

112000

 

112000

 

100,0

Отчисления в гос. фонд борьбы с преступностью

 

-437

 

-732

 

167,5

     

Всего доходов

2956738

2723125

92,1

2380166

2025858

85,1


 

В бюджетах территорий главными выступают расходы на социальные цели. На народное образование и профессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более 60% всех расходов консолидированного бюджета РФ, на здравоохранение – около 55%, на социальное обеспечение – более 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство – свыше 90%.17

Расходы областного бюджета подразделяются на:

  1. Расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
  2. Расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления и т.д.

На финансирование в 1998 году учреждений образования планировалось направить 18,4% средств расчетного бюджета области против 17,3% в 1997 году, учреждений культуры 2,1% против 1,86% в 1997 году, учреждений здравоохранения и физической культуры 13,1% против 10,8%,социальную политику 9,5% против 7,2% в 1997 году.

 

2.3. Местные бюджеты.

 

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.18

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов. Однако их доходная база не была расширена. Об этом свидетельствуют следующие данные. В 1992 году из общей суммы доходов консолидированного бюджета РФ в федеральный бюджет поступило 55,9%, в региональные – 16,5% и в местные бюджеты – 27,6%, а по данным на начало 1995 года – соответственно – 49%, 26,4% и 24,6%, т.е. произошли повышение доходов бюджетов субъектов Федерации и снижение доходов местных бюджетов. В конце 1994 года собственные доходы бюджетов городов составляли 23,9%, поселков – 11,9%, сельских районов – 11,8% и сельских поселений – 5,8%.19 Эти цифры свидетельствуют о необходимости резкого укрепления собственной доходной базы местных бюджетов.

Муниципальные органы власти получают в свои бюджеты как часть сумм от федеральных налогов, так и собираемые местные налоги. Их перечень регламентирован федеральным законодательством, но не является обязательным для введения в действие всех 23 налогов. Лишь три местных налога подлежат безусловному взиманию в бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Использование остальных местных налогов является прерогативой местных властей, однако, по большинству налогов установлены верхние пределы ставок. Наиболее распространенными в настоящее время являются:

  • сборы за право торговли;
  • сборы на содержание милиции и благоустройство;
  • налог на рекламу;
  • сбор за выдачу ордера на квартиру;
  • сбор за право использования местной символики;
  • сбор за открытие игорного бизнеса и т.п.

С 1994 г. Указом Президента предоставлено право субъектам Федерации и местным органам власти вводить дополнительные налоги на местах, но уплачиваться они должны только за счет прибыли, остающейся после уплаты основного налога на прибыль.

Решение Думы города Костромы от 18.05.99 года №46 «О бюджете города Костромы на 1999 год» утвердило бюджет города на 1999 год по расходам в сумме 521 020 тыс. рублей, по доходам в сумме 469 356 тыс. рублей, предельный размер дефицита бюджета города в сумме 51 664 тыс. рублей или 9,9% расходной части бюджета.

Дума решила, что доходы бюджета города формируются за счет:

  • налога на прибыль предприятий и организаций: в размере 15% - до изменения ставки налога на прибыль федеральным законодательством, в размере 13% - с момента изменения ставки налога на прибыль федеральным законодательством;
  • налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории города: в I квартале 1999 года – в размере 17%, с 1 апреля 1999 года – в размере 10%;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку, ликеро-водочные изделия, спиртосодержащие растворы – в размере 5%;
  • акцизов на остальные товары за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат) и услуги по ее перекачке, природный газ, бензин автомобильный, масла для дизельных и карбюраторных двигателей, на дизельное топливо и легковые автомобили, производимые на территории города – в размере 10%;
  • подоходного налога с физических лиц, удерживаемого предприятиями и организациями – в размере 95% от суммы средств, зачисляемых в территориальный бюджет субъекта РФ;
  • подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, в размере 100%;
  • средства земельного налога и арендной платы за землю – в размере 50%;
  • налога на имущество предприятий – в размере 50%;
  • платы за пользование водными объектами – в размере 30%;
  • других платежей за пользование природными ресурсами по нормативам, установленным законодательством РФ;
  • налога с продаж – в размере 60%;
  • единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности по предпринимателям – в размере 65%;
  • средств от приватизации по установленным нормативам в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • доходов от использования и сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности;
  • прочих налогов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджет города в соответствии с законодательством РФ20.

Информация о работе Бюджет, бюджетная система и бюджетное устройство РФ