Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 21:03, реферат
В конце ноября 2008 г. Вступил в силу Федеральный закон №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 годов».
Впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 г., станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
название вместо бюджет 2009 года.
Бюджет как основа обеспечения финансовой устойчивости страны.
А.Л.Кудрин, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов РФ.
В конце ноября 2008 г. Вступил в силу Федеральный закон №204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010-2011 годов».
Впервые очередной трехлетний бюджет принимался в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры, продолжающегося мирового финансового кризиса, замедления темпов роста отечественной экономики. Ближайшие годы и, прежде всего 2009 г., станут серьезным испытанием на прочность для бюджетной системы и экономики страны.
Установленные Законом №204-ФЗ относительно высокие темпы роста расходов федерального бюджета в 2009-2010 гг. значительно превышают прогнозируемые темпы роста национальной экономики, темпы роста инфляции. Принятый бюджет полностью соответствует целям и задачам экономической политики. Утвержденные на 2009 г. Бюджетные расходы учитывают изменившуюся финансово-экономическую ситуацию в стране и в мире и не нуждаются в каких-либо принципиальных пересмотрах. Конкретные корректировки в расходной части федерального бюджета, конечно, возможны, но лишь как ответная реакция на воздействия внешней среды в процессе оперативного финансового управления.
Для обеспечения долговременной бюджетно-финансовой устойчивости и предотвращения последствий неблагоприятных экономических тенденций необходимо проведение государством контрциклической политики, не допуская наращивания бюджетных обязательств в период пика мировых цен на углеводороды, но поддерживая и повышая внутренний спрос во время снижения темпов экономического роста, замещая, таким образом, снижение внешнего спроса. Строительство объектов транспортной и промышленной инфраструктуры, осуществление социальных программ, оснащение Вооруженных Сил – все это должно дать в 2009 г. Новые рабочие места, увеличение внутреннего спроса, обеспечение заказами отечественных производителей.
Для расширения внутреннего спроса будут использованы ресурсы Резервного фонда, который служит надежной страховкой для экономики в моменты кризиса. К концу 2009 г. объем Резервного фонда прогнозируется в размере 5,1 трлн. руб., а в течение года из его ресурсов будет израсходовано более 1 трлн. руб. на пополнение доходной части федерального бюджета, поскольку показатели доходов оказались ниже прогнозируемого уровня. Кроме того, из этого же источника будет оказана финансовая помощь регионам, компенсирующая выпадающие доходы их бюджетов вследствие снижения ставок ряда налогов, которые по предварительной оценке Минфина России составят 550-560 млрд. руб.
В
доходах бюджетной системы
В связи с этим может возникнуть сомнение в реальности исполнения федерального бюджета на 2009 г. и трехлетнего бюджета в целом в условиях снижения нефтегазовых доходов, замедления роста ВВП в сравнении с запланированными показателями, усиления инфляционных ожиданий, нестабильностью в банковской системе, вызовами мировой финансовой системы, оказывающими негативное влияние на российскую экономику. Однако оснований для таких сомнений сегодня нет.
Благодаря плодотворной совместной работе правительства и депутатского корпуса в течение последних лет сейчас имеется возможность обеспечить стабильность бюджета при низких ценах на нефть. Созданная в России «подушка безопасности» будет служить защитой бюджетной стабильности более трех лет.
На начало 2008 г. (т.е. до своего разделения) размер Стабилизационного фонда был равен 3,849 трлн. руб. К декабрю 2008 г. объемы Фондов, выделившихся из него, составили соответственно: Резервного – 3,588 трлн. руб., Национального благосостояния – 1,672 трлн.руб. Поэтому при цене нефти в 50 и в 40 дол. за баррель все социальные обязательства государства будут выполнены.
Конечно, накопленные финансовые резервы не ликвидируют всех рисков мирового финансового кризиса, который в силу своего глобального характера затронул Россию. Но эти резервы дают возможность правительству обеспечить социальную поддержку в случае высвобождения части рабочих местсоответствующим образом профинансировать пособия, обеспечить возможность переквалификации, перераспределение рабочей силы, переход к новому этапу развития предприятия. Это – функция государства, и она будет исполняться неукоснительно.
По прогнозам, рост мировой экономики в 2009 г. будет самым низким за последние 20 лет. Международный валютный фонд прогнозирует, что по паритету покупательной способности он не превысит 2,2%. Это означает, что все страны мира в разной степени будут иметь рост, но в наиболее развитых странах, странах Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель будет иметь отрицательную величину. Например, ожидаемое падение ВВП в США в 2009 г. составит 0,7%, в странах Еврозоны – 0,5%. Соответственно, снижение идет и на других развивающихся рынках.
Федеральный бюджет на 2009 г.и плановый период 2010 и 2011гг. сформирован исходя из необходимости финансирования всех заявленных Правительством РФ программ, в первую очередь социальных.
Объемы ВВП по прогнозам составят: в 2009 г. – 51 трлн.руб., в 2010 г. – 59 трлн.руб., в 2011 г. – более 67 трлн.руб. Рост ВВП планируется не менее 6% в год.
Уровень инфляции будет снижаться с 8,5% в 2009 г.до 6,8% в 2011г.
Трехлетний бюджет сформирован с профицитом, который на 2009 г. Заложен в размере 1,9 трлн.руб., на 2010г. – 1,4 трлн.руб., на 2011 г. – 1,5 трлн.руб. Доходы бюджета на 2009 г. Определены в объеме почти 11 трлн.руб. К 2011 г. они должны возрасти до 13 трлн.руб. При этом темпы их прироста должны составлять в среднем около 9% в год. Таким образом, темпы роста доходов бюджета запланированы более низкие, чем они были в 2008 г., что связано, в первую очередь, с сокращением нефтяных доходов.
Планирование бюджетных расходов впервые осуществлялось раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств. Расчет ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств осуществлялся с учетом решений, принятых в этом году и направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения, а также рост заработной платы работников федеральных государственных учреждений и денежного довольствия военнослужащих.
Общий объем расходов федерального бюджета на 2009 г. предусмотрен в размере 9 трлн. 25 млрд.руб. В 2010-2011 гг. расходы бюджета увеличатся, в первую очередь за счет увеличения ассигнований на социальную сферу. Можно сказать, что главный акцент в бюджете сделан на улучшение качества жизни людей.
Этого возможно достичь только с помощью ускоренного инновационного экономического развития страны. Поэтому одним из главных приоритетов бюджетных расходов является увеличение ассигнований, направленных на развитие национальной экономики. Впервые на ее нужды выделяется 1 трлн.руб., что на 34,8% больше расходов на эти же цели в 2008 г. Также впервые бюджетных средств на экономику будет выделено больше, чем на такие традиционно затратные разделы бюджета, как «национальная безопасность и правоохранительная деятельность». При этом почти 40% выделяемых средств пойдет на развитие транспорта и дорожного хозяйства.
Объем финансирования экономической сферы к 2011 г. по сравнению с 2008 г. увеличивается почти в 1,8раза. Свыше 2 трлн. руб. в 2009 г. будет израсходовано на нужды национальной обороны и безопасности страны.
По инициативе Председателя Правительства РФ В.В.Путина пособия по безработице с 1 января 2009 г. будут увеличены на 1,5 тыс. руб. и составят 4,9 тыс. руб., что обойдется бюджету примерно в 30 млрд. руб.
Рост расходов заложен практически по всем статьям бюджета. В 2009 г. существенно, более чем на 59% увеличатся ассигнования на здравоохранение, на 20% - на культуру, на 26% - образование. Дополнительные средства получат наука и спорт. Полностью будут профинансированы олимпийские стройки.
Особое внимание в современных условиях требует долговая политика. При формировании бюджета пришлось учитывать не только накопленный долг бюджетной системы, но и внешнюю корпоративную долговую нагрузку на экономику, что повлекло за собой увеличение процентных расходов после наблюдавшейся в 2006-2007 гг. тенденции их сокращения. Расходы на обслуживание государственного долга в 2011 г. по сравнению с 2009 г. возрастут в 1,6 раза.
В
связи с уточнением из-за последствий
глобального финансового
Информация о работе Бюджет как основа обеспечения финансовой устойчивости страны