Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 16:23, доклад
Бюджет субъекта Российской федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской федерации Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовые отношения, складывающиеся у региона с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджет субъекта Российской федерации - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской федерации Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовые отношения, складывающиеся у региона с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными.
Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда региона составляет понятие регионального бюджета.
По экономической сущности региональный бюджет - это денежные отношения, возникающие у региона с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода.
Функционирование регионального бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов. Доходы и расходы бюджета - это категории каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности региона, расходы - удовлетворению обще региональных потребностей. Для каждого региона структура бюджета имеет свои особенности.
Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности региона, какие слои общества отчисляю больше из своих доходов. Доходы бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, а также пени и штрафы.
Основную часть доходов регионального бюджета в 2015 г. составили налоговые поступления.
К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней.
Существуют проблемы по формированию доходной части бюджета которые можно разделить на две основные группы:
1.
Проблемы, касающиеся перераспределения
налогов между бюджетами
2. Проблемы, связанные с неуплатой налогов в бюджет.
3. Проблемы, связанные с наполнением бюджета реальными денежными поступлениями.
Решение проблем любого территориального бюджета зависит от проведения подлинной, а не декларируемой бюджетной реформы, цель которой - создание прочной бюджетной системы, функционирующей на приемлемых для всех принципах, усиливающей влияние каждого звена бюджетной системы на экономику и социальную сферу, развязывающую инициативу и поднимающую ответственность всех субъектов власти за результаты своей деятельности. Необходимо, чтобы бюджетная система и каждая из ее составляющих способствовали улучшению социальных условий проживающих граждан на соответствующей территории.
Бюджетное устройство Томской области
Бюджетный процесс в Томской области строится в соответствии с федеральным законодательством, Законом Томской области от 11 ноября 2005 г. №197-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области», а также другими нормативными правовыми актами.
Проект областного бюджета, закон об областном бюджете, годовой отчет об исполнении областного бюджета, ежеквартальные сведения о ходе исполнения областного бюджета, а также о численности государственных гражданских служащих области и работников государственных учреждений области с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию. По проекту областного бюджета и проекту годового отчета об исполнении областного бюджета проводятся публичные слушания.
Помимо проекта областного бюджета, разрабатывается перспективный финансовый план на 3 года, который составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации и ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Томской области.
Доходы областного бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.
Доходы областного бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. Государственная Дума Томской области устанавливает региональные налоги, определяет в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации, элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, может устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Законы области о внесении изменений в налоговое законодательство в пределах компетенции области, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения закона области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Внесение изменений в законодательство области о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений в закон области об областном бюджете на текущий финансовый год.
Расходы областного бюджета осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы государственной власти области ведут реестры расходных обязательств области в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации и в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами области.
Доходная часть бюджета Томской области
Доходная часть бюджета Томской области характеризуется низкой степенью зависимости от безвозмездных поступлений. При этом наблюдается тенденция к сокращению их доли – если в 2011 г. данный показатель составлял около 28%, в 2015 г. данный показатель достиг 15,3%.
Основу доходов бюджета Томской области составляют налог на прибыль предприятий и налог на доходы физических лиц. За период с 2011 по 2015 г. их доля увеличилась с 26,7% до 84,7%.
Доходы бюджета Томской области с 2011 г. по 2015 г. увеличились более чем в 2,5 раза.
При этом динамика роста доходов продолжала оставаться существенной, несмотря на спад экономического роста на фоне сложностей в развитии нефтедобычи.
Бюджету также удалось справиться с другой значительной проблемой – централизацией с 2011 г. 95% налога на добычу нефти в федеральном бюджете. Отражением данной инициативы стало сокращение доли налогов на природные ресурсы с более чем 20% в 2012-2014 гг. до менее 6% доходов в 2014 г. Подробнее представлено в таб. 1
«Выпадающие» доходы были компенсированы
ростом доли имущественных налогов с 7-8%
в 2011-2013 гг. до более 11% в 2015 г. Стоит отметить,
что в приведенных таблицах и графиках
данные в целях сопоставимости представлены
в соответствии с действующей бюджетной
классификацией, за предыдущие годы произведена
перегруппировка статей. Поэтому сопоставление
учитывает включение транспортного налога
в состав имущественных.
Таблица 1 Динамика доходов областного бюджета, тыс.руб.
Наименование показателей |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 | |
Доходы |
11 501 874 |
13 099 992 |
12 992 005 |
9 481 933 |
11168 149 | |
Налоги на прибыль, доходы |
2 038 664 |
2 776 280 |
4173 892 |
8 451 354 |
10 514 689 | |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
173 059 |
753 561 |
784179 |
1 025 479 |
1 138310 | |
Налоги на совокупный доход |
42 904 |
31 783 |
168621 |
222 742 |
353 751 | |
Налоги на имущество |
510 946 |
703 934 |
982 546 |
1 853 015 |
2 294 734 | |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1 615 678 |
2 190 858 |
2 220 473 |
1 114 558 |
1 188 080 | |
Государственная пошлина |
0 |
0 |
0 |
215 |
190 | |
Задолженность по отмененным обязательным платежам |
950 867 |
380 491 |
248 710 |
306891 344 735 |
6 123 436 307 | |
Доходы от использования имущества |
53 877 |
149 288 |
199 596 |
|||
Платежи при пользовании природными ресурсами |
32 477 |
55 671 |
133 833 |
97 004 |
136 214 | |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат |
4 509 |
8 262 |
6 458 |
58036 |
88 156 | |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
47 553 |
18 380 |
10 139 |
0 |
0 | |
Административные платежи и сборы |
30 510 |
25 782 |
35 035 |
1 138 |
1227 | |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
626 |
2 065 |
1032 |
346 |
2 268 | |
Прочие неналоговые доходы |
204 |
4 966 |
21 649 |
4 325 |
2 429 | |
Доходы от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет |
0 |
-1 329 |
5 842 |
2 095 |
7 173 | |
Возврат остатков субсидий и субвенций в федеральный бюджет |
0 |
-1 501 | ||||
Безвозмездные поступления |
2142135 |
2 530 957 |
2 718 964 |
2 625 269 |
3 101 084 | |
Итого доходов |
7 644 009 |
9 630 949 |
11 710 969 |
16 107 202 |
20 269 233 |
Заключение
Бюджет субъекта Российской федерации – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской федерации Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Современное состояние бюджетной системы в Российской Федерации характеризуется исторически сложившимися межбюджетными отношениями и общим кризисным состоянием российской экономики. Все это оказывает влияние на региональные бюджеты различных территорий, в том числе и на бюджет Томской области.
Формирование территориального бюджета вызывает много трудностей не только в нашем регионе. В источниках информации встречаются предложения по повышению собираемости налоговых платежей в казну по другим территориям Российской Федерации.