Бретль Екатерина
Эк-ка корпораций
4 курс
Бюджетирование.
Бюджет организации — календарный план доходов и расходов организации, сформулированный в стоимостных и количественных
величинах для принятия решений, планирования и контроля в процессе управления деятельностью
компании. Бюджет организации составляется в
натуральном и/или денежном выражении
и определяет потребность компании в ресурсах,
необходимых для получения прогнозируемых
доходов.
Бюджетирование — это производственно-финансовое
планирование деятельности предприятия
путем составления общего бюджета предприятия,
а также бюджетов отдельных подразделений
с целью определения их финансовых затрат
и результатов. Назначение бюджетирования
на предприятии заключается в том, что
это основа планирования и принятия управленческих
решений на предприятии, оценки всех аспектов
финансовой состоятельности предприятия,
контроля и управления материальными
и денежными ресурсами предприятия, укрепления
финансовой дисциплины и подчинения интересов
отдельных структурных подразделений
интересам предприятия в целом и собственникам
его капитала.
Задачи бюджетирования:
повышение эффективности работы организации
при помощи целевой ориентации и координации
всех событий на предприятии
выявление рисков и снижение их уровня
повышение гибкости и приспособляемости
к изменениям.
Главной целью бюджетирования является обеспечение
производственно-коммерческого процесса
необходимыми денежными ресурсами.
Для достижения этой цели должны быть
выполнены следующие задачи:
Установление объектов бюджетирования
Разработка системы бюджетов операционных
и финансовых
Расчёт соответствующих показателей
бюджетов
Вычисление необходимого объёма денежных
ресурсов, обеспечивающих финансовую
устойчивость, платежеспособность и ликвидность
баланса предприятия.
Расчёт величины внутреннего и внешнего
финансирования и выявление резервов
их дополнительного привлечения
Прогноз доходов, расходов и капитала
организации
Общий (основной) бюджет — это
скоординированный по всем подразделениям
и функциям план работы предприятия в
целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов
и характеризующий информационный поток
для принятия и контроля управленческих
решений в области финансового планирования. Основной бюджет представляет
итог многочисленных обсуждений и решений
о будущем предприятия, обеспечивает как
оперативное, так и финансовое управление.
Виды бюджета:
Операционный бюджет включает в себя бюджет доходов и расходов, базой для разработки которого являются следующие бюджеты: бюджет производства, бюджет продажи продукции, прочих доходов, затрат на материалы и энергию, бюджет оплаты труда, амортизационных отчислений, общехозяйственных и общепроизводственных расходов, бюджет расходов по налогам (в зависимости от налога может включаться в общехозяйственные расходы).
Финансовый бюджет состоит из четырёх финансовых документов:
прогноз отчёта о финансовых результатах
прогноз отчёта о движении денежных средств
прогноз бухгалтерского баланса
прогноз движения собственного капитала
Типы бюджетов:
Бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает
сбор бюджетной информации от исполнителей
к руководителям нижнего уровня и далее
– к руководству организации.
Бюджет, составленный сверху вниз, требует
от руководства компании чёткого понимания
основных особенностей организации и
способность формировать реалистичный
прогноз на рассматриваемый период.
Классификация бюджетов:
Долгосрочные (от полугода до 1 года) и краткосрочные (неделя, 10 дней, месяц, квартал). При этом долгосрочные бюджеты являются первичными по отношению к краткосрочным, потому что именно на их основе составляется краткосрочный бюджет. Однако управляем предприятием мы через бюджет краткосрочный, потому что именно он дает нам критерии для принятия текущих решений, и на основании анализа именно его исполнения мы принимаем решения о корректировке долгосрочных бюджетов или даже целей компании. Поэтому в дальнейшем под «бюджетным управлением» мы будем понимать управление предприятием посредством или при помощи краткосрочных бюджетов. Долгосрочный бюджет не может быть слишком детальным, но должен дать ориентиры основных показателей — объемов, прибыли, инвестиций — и позволить определить стратегию
компании в части финансирования. В отличие
от бюджета карта системы сбалансированных
показателей является предельно детальным
документом.
Постатейные бюджеты — предусматривают жесткое ограничение
суммы по каждой статье расходов, без возможности
переноса в другую статью
Бюджеты с временным периодом — на конец периода по бюджету остаток
средств не переносится на следующий период.
Гибкие и статические бюджеты — находятся вне зависимости от объемов
производства. Гибкие ставятся в зависимость
от параметра, который характеризует объем
производства или продаж
Преемственные бюджеты (имеет определённый шаблон, который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом) и бюджеты с нулевым уровнем (бюджет, который каждый раз составляется заново, т.е. с нуля)
Профицитные (доходы превышают расходы), дефицитные (расходы превышают доходы) и сбалансированные.
Федеральный бюджет, бюджет субъекта,
местный бюджет и консолидированный бюджет (это свод бюджетов всех уровней на определенной территории, необходимый для дальнейшего планирования).
Достоинства
бюджетирования:
· оказывает положительное воздействие
на мотивацию и настрой коллектива;
· позволяет координировать работу предприятия
в целом;
· анализ бюджетов позволяет своевременно
вносить корректирующие изменения;
· позволяет учиться на опыте составления
бюджетов прошлых периодов;
· позволяет усовершенствовать процесс
распределения ресурсов;
· способствует процессам коммуникаций;
· помогает менеджерам низового звена
понять свою роль в организации;
· служит инструментом сравнения достигнутых
и желаемых результатов.
Недостатки
бюджетирования:
· различное восприятие бюджетов у разных
людей (например, бюджеты не всегда способны
помочь в решении повседневных, текущих
проблем, не всегда отражают причины событий
и отклонений, не всегда учитывают изменения
условий; кроме того, не все менеджеры
обладают достаточной подготовкой для
анализа финансовой информации);
· сложность и дороговизна системы бюджетирования;
· если бюджеты не доведены до сведения
каждого сотрудника, то они не оказывают
практически никакого влияния на мотивацию
и результаты работы, а вместо этого воспринимаются
исключительно как средство для оценки
деятельности работников и отслеживания
ошибок;
· бюджеты требуют от сотрудников высокой
производительности труда; в свою очередь,
сотрудники противодействуют этому, стараясь
минимизировать свою нагрузку, что приводит
к конфликтам, вызывает состояние подавленности,
страха, а следовательно, снижает эффективность
работы;
· противоречие между достижимостью
целей и их стимулирующим эффектом: если
достичь поставленных целей слишком легко,
то бюджет не имеет стимулирующего эффекта
для повышения производительности; если
слишком сложно — стимулирующий эффект
пропадает, поскольку никто не верит в
возможность достижения целей.