Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:08, реферат
Бюджетная политика государства — это совокупность мероприятий в сфере организации бюджетных отношений с целью обеспечения его денежными средствами для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов
Бюджетная политика
государства — это совокупность мероприятий
в сфере организации бюджетных отношений
с целью обеспечения его денежными средствами
для выполнения своих функций.
Бюджетная политика предполагает определение
целей и задач в области государственных
финансов, разработку механизма мобилизации
денежных средств в бюджет, выбор направлений
использования бюджетных средств, управление
государственными финансами, налоговой
и бюджетной системой, организацию с помощью
фискальных инструментов регулирования
экономических и социальных процессов.
В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:
• концентрация финансовых ресурсов на
решении приоритетных вопросов;
• снижение налоговой нагрузки на экономику;
• упорядочивание государственных обязательств;
• создание эффективной системы межбюджетных
отношений и управления государственными
финансами.
Основными инструментами проведения
государственной бюджетной политики выступают,
прежде всего такие фискальные рычаги
воздействия, как налоги, государственные
расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Бюджетная политика государства как часть
налоговой политики находит свое выражение
в видах применяемых налогов, величинах
налоговых ставок, установлении круга
налогоплательщиков и объектов налогообложения,
в налоговых льготах. Ориентируется в
основном на достижение уравновешенного
бюджета, сбалансированного по государственным
доходам и расходам.
Бюджетная политика на очередной
финансовый год определяется Бюджетным
посланием Президента РФ, направляемом
Федеральному Собранию в начале (не позднее
марта) предшествующего года. Согласно
Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание
Президента РФ Федеральному Собранию
РФ о бюджетной политике на очередной
год является неотъемлемым элементом
процедуры подготовки федерального бюджета.
Бюджетное послание задает стратегические
и краткосрочные ориентиры бюджетной
политики, согласованные с общими целями
и задачами экономической политики государства,
которые являются определяющими в среднесрочном
бюджетном планировании и при составлении
проекта федерального бюджета на очередной
финансовый год.
Проводимая бюджетная политика
в РФ ориентированна на достижение стратегических
целей развития страны, повышение благосостояния
населения и уменьшение бедности на основе
динамичного и устойчивого экономического
роста и повышения конкурентоспособности
страны. Осуществляется реализация приоритетных
национальных проектов. Создается основа
для решения назревших проблем, повышения
качества образования, улучшения здоровья
населения, обеспечение граждан доступным
и комфортным жильем, формирование доступных
условий жизни на селе и развития агропромышленного
производства.
Бюджетная политика РФ на долгосрочную
перспективу должна формироваться исходя
из необходимости улучшения качества
жизни населения, создания условий для
обеспечения позитивных структурных изменений
в экономике и социальной сфере, решения
проблем макроэкономической сбалансированности,
повышение эффективности и прозрачности
управления общественными финансами.
Таким образом, бюджетная
политика является ядром экономической
политики государства и отражает все его
финансовые взаимоотношения с общественными
институтами и гражданами. Данная политика
содействует достижению устойчивых темпов
экономического роста и повышению уровня
народного благосостояния.
Бюджетный механизм является
активным инструментом реализации бюджетной
политики государства. Для благоприятного
воздействия бюджета на общественные
процессы в условиях становления рыночных
отношений создаются определенные предпосылки
и соблюдаются основополагающие принципы
бюджетного регулирования. К ним можно
отнести устойчивость денежного обращения
в стране, наличие законодательных актов,
определяющих рамки и содержание бюджетного
процесса в стране, обязанности, права
и взаимоотношения его участников.
Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через:
1) формы организации отношений
в бюджетной сфере;
2) методы концентрации бюджетных средств;
3) принципы расходования бюджетных средств;
4) объем средств бюджета, которые используются
государством, регионами, органами местного
самоуправления.
В структуре бюджетного
механизма определены
три звена:
1) концентрация денежных средств в бюджеты
различных уровней;
2) использование денежных средств бюджета
юридическими и физическими лицами;
3) распределение бюджетных средств между
бюджетами различных уровней.
Данные звенья бюджетного механизма функционируют
при взаимодействии методов, способов,
условий, объемов, движений бюджетных
средств
Важнейшим звеном экономической политики государства является бюджетная политика.
В ней отражаются все его финансовые взаимоотношения с юридическими и физическими лицами. Бюджетная политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов.
Главной задачей в бюджетной политике было и остается укрепление государственных финансов, снижение бюджетного дефицита, создание благоприятных финансовых условий для развития отраслей народного хозяйства. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения экономической социальной стабильности. Острейшей проблемой, влияющей на социально-экономические отношения между государством и обществом, является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов. Поэтому государство не в состоянии полностью профинансировать мероприятия, соответствующие этим обязательствам. В первую очередь это касается социальных гарантий, предусмотренных Конституцией.
В разработанной и одобренной Правительством РФ экономической программе на долгосрочную перспективу определены следующие основные направления финансово-бюджетной политики нашего государства: 1)снижение налоговой нагрузки на экономику;
2) упорядочение государственных обязательств;
3) концентрация
финансовых ресурсов на
4) снижение зависимости
бюджетных доходов от
5) создание эффективной
системы межбюджетных
Проведение налоговой реформы должно снизить налоговую нагрузку, упростить налоговую систему, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков и повысить уровень управления всей системой налогообложения.
Будет осуществлен пересмотр размера и структуры обязательств государства.
Это
будет произведено на основе
перехода к адресной
Предусматривается сокращение расходов на государственное управление за счет сокращения функций государственной власти и уменьшения численности государственных служащих.
Финансирование расходов на оборону будет базироваться на утвержденной военной доктрине. Расходы будут учитывать необходимость перевооружения армии при сокращении численности отдельных родов войск и поэтапном переводе части армии на профессиональную основу.
Поддержка судебной системы – одна из важнейших функций государства. Поэтому предстоит переход к полному финансированию судебной системы за счет средств федерального бюджета, что позволит добиться независимости судей, в том числе от решения региональных властей.
Ключевой
задачей является совершенствов
Важное
направление финансово-
Перевод всех бюджетов на казначейское исполнение усилит контроль общества за использованием бюджетных ресурсов.