Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:58, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ внедряемой и декларируемой государственной бюджетной политики на федеральном и региональном уровнях.

Содержание работы

Введение
Основа составления бюджета
Основы рассмотрения и утверждения бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

основа составления, рассмотрения и утверждения бюджета.docx

— 27.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Основа  составления бюджета

Основы  рассмотрения и утверждения бюджета

Заключение

Список  использованной литературы

Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической  политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству  осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным  звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая  возможность выполнения возложенных  на государственные органы функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством  мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную  перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Составление бюджета - стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и  объем доходов, расходов и поступлений  из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Рассмотрение  и утверждение бюджета - это стадия бюджетного процесса, которая относится  к компетенции соответствующих  законодательных (представительных) органов  государственной власти и представительных органов местного самоуправления.

Исполнение  бюджета - это стадия бюджетного процесса, на которой осуществляется совокупность процедур, обеспечивающих полное и  своевременное поступление доходов  и источников финансирования дефицита бюджета в разрезе каждого  из источников; своевременное финансирование и осуществление расходов в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями, а также учет исполнения бюджета.

Целью данной работы является анализ внедряемой и декларируемой государственной  бюджетной политики на федеральном  и региональном уровнях.

Объектом  исследования является федеральный  и региональный бюджет.

Предметом исследования является бюджетный процесс.

Методами  исследования в данной работе являются аналитический, статистический, исторический и математический.

Информационной  базой реферата являются: данные официальных  сайтов, Бюджетный Кодекс РФ, а также  труды отечественных и зарубежных специалистов в данной области.

Основа  составления бюджета

Проекты бюджетов составляются с учетом необходимости  достижения минимальных государственных  социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных  услуг в соответствии с другими  нормами (нормативами), установленными законодательством, а также правовыми  актами органов местного самоуправления. Составление бюджетов -- стадия бюджетного процесса, на которой определяется состав и объем доходов, расходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на очередной финансовый год.

Основой для своевременного и качественного  составления проектов бюджетов служат необходимые для этого сведения: о составе и ставках налогов  в соответствии с действующим  налоговым законодательством; нормативах отчислений от собственных и регулирующих доходов бюджетов других уровней; предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой  из других бюджетов; видах и объемах  расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы РФ на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг; нормативах минимальной бюджетной обеспеченности. Финансовые органы имеют право на получение указанных сведений от финансовых органов другого уровня бюджетной системы РФ, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц.

Разработка  проекта бюджета включает две  стадии -- подготовительную и конкретно-адресную. На подготовительной стадии проводятся организационно-методические мероприятия; определяется ожидаемое исполнение бюджета за текущий год, планируются показатели бюджета очередного года. Финансовые органы на этой стадии разрабатывают методические указания по исчислению бюджетных показателей на очередной финансовый год, по применению действующих норм, индексов-дефляторов, по заполнению форм расчетов; устанавливают для своих подразделений контрольные цифры по доходам и расходам соответствующих бюджетов. Конкретно-адресная стадия состоит в установлении объема доходов бюджета, конкретных направлений использования бюджетных средств по отраслям, ведомствам, территориям, программам, мероприятиям, источников покрытия дефицита бюджета.

На  основании прогноза социально-экономического развития страны, сводного баланса  финансовых ресурсов определяются основные направления бюджетной политики на очередной финансовый год, составляющие суть Бюджетного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ (оно направляется не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году). С Бюджетного послания и начинается непосредственная работа над составлением проекта бюджета. Она является исключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление бюджета основывается на:

(1) Бюджетном послании Президента РФ;

(2) прогнозе социально-экономического развития соответствующих территорий на очередной финансовый год;

(3) основных направлениях бюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очередной финансовый год;

(4) прогнозе сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;

(5) плане развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год.

Выработка и согласование федерального бюджета  на очередной финансовый год завершается  не позднее 15 июля года, предшествующего  планируемому году.

В проекте закона (решения) о бюджете  должны содержаться:

* основные характеристики бюджета  (общий объем доходов и расходов  бюджета, дефицит бюджета), а также  прогнозируемые доходы бюджета  по группам, подгруппам и статьям  классификации доходов бюджетов  РФ и нормативы отчислений  от собственных доходов бюджета,  передаваемых бюджетам других  уровней бюджетной системы РФ;

* расходы бюджета по разделам  и подразделам функциональной  классификации расходов бюджетов  РФ; общий объем капитальных и  текущих расходов бюджета; расходы  и доходы целевых бюджетных  фондов; объемы финансовой помощи  бюджетам других уровней бюджетной  системы РФ, предоставляемой в  форме дотаций и субвенций,  в разрезе бюджетов, получающих  указанную финансовую помощь;

* распределение бюджетных ассигнований  по главным распорядителям бюджетных  средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета;

* источники финансирования дефицита  бюджета за счет государственных  или муниципальных внутренних  заимствований;

* верхний предел государственного  или муниципального долга по  состоянию на 1 января года, следующего  за очередным финансовым годом;

* предел предоставления государственных  или муниципальных гарантий третьим  лицам на привлечение заимствований.

В проекте федерального закона о федеральном  бюджете должны быть также определены:

(а)  верхний предел государственного  внешнего долга России по состоянию  на 1 января года, следующего за  очередным финансовым годом;

(б)  предел государственных внешних  заимствований Российской Федерации;

(в)  объемы и перечень этих заимствований  по показателям источников внешнего  финансирования дефицита федерального  бюджета;

(г)  пределы предоставления Российской  Федерацией государственных кредитов  иностранным государствам и их  юридическим лицам, а также  международным организациям (в том  числе государствам -- участникам СНГ);

(д)предел предоставления государственных гарантий третьим лицам на привлечение внешних заимствований.

Одновременно  с проектом бюджета на очередной  финансовый год составляются:

(1)прогноз  консолидированного бюджета соответствующей  территории на очередной финансовый  год;

(2)адресная  инвестиционная программа на  очередной финансовый год;

(3)план  развития государственного или  муниципального сектора экономики;

(4)структура  государственного или муниципального  долга и программа внутренних  и внешних заимствований, предусмотренных  на очередной финансовый год  для покрытия дефицита бюджета;

(5)программа  предоставления государственных  или муниципальных гарантий на  очередной финансовый год;

(6)оценка  потерь бюджета от предоставленных  налоговых льгот; оценка ожидаемого  исполнения бюджета за текущий  финансовый год.

Основы  рассмотрения и утверждения бюджета

В Государственной Думе создан Комитет  Государственной Думы по бюджету  и налогам; в Совете Федерации -- Комитет Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности. Эти комитеты рассматривают предложения по бюджету других комитетов и комиссий палат Федерального Собрания. Комиссии и палаты проводят постатейное рассмотрение представленного бюджета, выносят по нему сводное заключение и представляют его на рассмотрение Государственной Думы.

Центральный банк РФ представляет Государственной  Думе согласованный с Правительством РФ проект основных направлений денежно-кредитной  политики на следующий год.

Правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной  Думы проект закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год не позднее 15 августа текущего года. В случае возникновения разногласий  по проекту бюджета органы власти разных уровней образуют согласительную комиссию. Результаты ее работы должны быть доведены до сведения соответствующих  представительных органов власти в  установленные сроки. Окончательное  решение принимается соответствующим  вышестоящим органом представительной власти.

Государственная Дума рассматривает проект закона о  федеральном бюджете в нескольких чтениях. Это традиционный подход для  всех демократических государств. До рассмотрения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении комитеты и комиссии Думы представляют в Комитет Думы по бюджету и  налогам свои заключения по данному законопроекту, на основании которых указанный Комитет готовит заключение по проекту бюджета и представляет его на рассмотрение Думы. В первом чтении депутаты обсуждают его концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ на следующий год, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся: доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; распределение федеральных налогов и сборов между бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия; общий объем расходов. Комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении указанного законопроекта.

В случае отклонения проекта федерального закона о бюджете в первом чтении Государственная Дума может либо передать законопроект в согласительную комиссию, состоящую из представителей Думы, Совета Федерации и Правительства  РФ, по уточнению основных характеристик  федерального бюджета, либо вернуть  его в Правительство РФ на доработку, либо поставить вопрос о доверии  Правительству РФ. В случае передачи проекта федерального бюджета в  согласительную комиссию она разрабатывает  согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета  на следующий год и представляет проект закона о федеральном бюджете  на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении.

Решение согласительной комиссии принимается  раздельным голосованием ее членов от Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства РФ. Решение считается  принятым стороной, если за него проголосовало  большинство присутствующих на заседании  согласительной комиссии представителей данной стороны. Результаты голосования  каждой стороны принимаются за один голос. Решение считается согласованным, если его поддержали три стороны. Решение, против которого возражает  хотя бы одна сторона, считается несогласованным.

По  итогам рассмотрения в первом чтении проекта закона о федеральном  бюджете принимается постановление  Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

Информация о работе Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста