Бюджетная система Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 09:33, дипломная работа

Описание работы

Правительство и Национальный банк Республики Казахстан намерены продолжить работу в области управления государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом. Предпочтение будет отдаваться заимствованиям на финансирование окупаемых проектов. Правительственные гарантии будут ограничиваться в основном инвестиционными проектами, входящими в Программу государственных инвестиций. Целью данной дипломной работы является раскрытие понятия бюджетной системы доходов государственного и местного бюджета и его влияния на экономику страны.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы.
1.1. Функционирование бюджетной системы.
1.2. Бюджетный механизм и его элементы.
Глава 2. Доходы бюджета.
2.1. Состав и функционирование.
2.2. Организация местных бюджетов.
2.3. Доходы и расходы местных бюджетов.
2.4. Роль налогов в формировании бюджета.
Глава 3. Долги и дефицит бюджета.
3.1. Понятие бюджетного баланса.
Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день.
4.1. Бюджетная система РК состояние, перспективы.
4.1.1. Контроль за исполнением бюджета.
4.1.2. Состояние Бюджетной системы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РК.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Стр.2

Введение.

Стр.3

Глава 1. Экономическое содержание бюджетной  системы.

Стр.5

    1. Функционирование бюджетной системы.

Стр.9

    1. Бюджетный механизм и его элементы.

Стр.12

Глава 2. Доходы бюджета.

Стр.15

2.1. Состав  и функционирование.

Стр.15

2.2. Организация местных бюджетов.

Стр.19

2.3. Доходы  и расходы местных бюджетов.

Стр.24

2.4. Роль  налогов в формировании бюджета.

Стр.32

Глава 3. Долги и дефицит бюджета.

Стр.45

3.1. Понятие  бюджетного баланса.

Стр.45

Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день.

Стр.50

4.1. Бюджетная  система РК состояние, перспективы.

Стр.50

4.1.1. Контроль  за исполнением бюджета.

Стр.50

4.1.2. Состояние Бюджетной системы.

Стр.60

Заключение.

Стр.70

Список  литературы.

Стр.75


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Казахстанская экономика переживает трудности: остановился  рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается  собираемость налогов и других государственных  сборов и платежей, растут расходы  по обслуживанию внутреннего и внешнего долга. Сложное положение в социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.

В этих сложившихся  условиях в Министерстве финансов Казахстана подготовлены основные направления  бюджетной и налоговой политики на период до 2002 года. Ее целями и задачами являются:

  • достижение устойчивого экономического роста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
  • рост реальных доходов и потребления населения.

Правительство Республики Казахстан намерено продолжить реформирование бюджетной системы. Сбалансированный государственный бюджет должен отражать социально-экономические приоритеты государства.

Будет продолжена политика децентрализации государственных  функций и осуществляться меры по дальнейшему совершенствованию  процесса разделения ответственности центра и регионов за финансирование республиканских и местных бюджетных программ. Предусматривается разработать и внедрить среднесрочные стабильные нормативы. Межбюджетные взаимоотношения потребуют усовершенствования методики расчета субвенций из республиканского бюджета в местные бюджеты и изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет. Правительство нацелено на продолжение этого процесса, что потребует дальнейшего совершенствования Закона Республики Казахстан “О бюджетной системе”.

Будет продолжена работа по совершенствованию бюджетного программирования. В целях недопущения  неэффективного расходования государственных  средств предусматривается совершенствование  методов выбора приоритетов бюджетного финансирования.

Правительство и Национальный банк Республики Казахстан намерены продолжить работу в области управления государственным и гарантированным государством заимствованием и долгом. Предпочтение будет отдаваться заимствованиям на финансирование окупаемых проектов. Правительственные гарантии будут ограничиваться в основном инвестиционными проектами, входящими в Программу государственных инвестиций1.

Целью данной дипломной  работы является раскрытие понятия  бюджетной системы доходов  государственного и местного бюджета и его влияния на экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Экономическое содержание бюджета и бюджетной системы.

 

Распределительный процесс осуществляется, как известно, в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. При стоимостном  распределении участвуют разные экономические категории: финансы, налоги, бюджет и т.д. Специфика финансов состоит в том, что распределительный процесс, осуществляемый с их помощью, чрезвычайно многогранен, охватывает как первичное распределение, так и многочисленные стадии перераспределения. Следовательно, финансы выражают более общие финансовые отношения, чем бюджет.

Существование бюджета в качестве самостоятельной  сферы распределения объективно предопределено самим обществом, развитие которого  нуждается в соответствующих  централизованных ресурсах. Централизация денежных средств необходима для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабах всего народного хозяйства для обеспечения функционирования экономики. Развитие экономики требует перераспределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов между составляющими его звеньями в интересах достижения оптимальной структуры производства.

Существование специфической бюджетной среды  стоимостного распределения обусловлено  также природой и функциями государства. Именно оно нуждается в централизованных средствах для финансирования областей, развивающихся ускоренными темпами, для проведения социально-культурных мероприятий в масштабах всего общества, решения задач оборонного характера, покрытия общих издержек государственного управления. Поэтому. На наш взгляд, совокупность этих финансовых отношений выражается через экономическую категорию «государственный бюджет», объективная необходимость которой обуславливается потребностями расширенного воспроизводства, природой и функциями государства.

В государственном  бюджете реально воплощен принцип  финансовой централизации, который  осуществляется государством. Централизованные финансовые ресурсы позволяют государству  обеспечивать запланированные темпы  и пропорции общественного воспроизводства, добиваться совершенствования его отраслевой и территориальной структуры, формировать в необходимых размерах средства для первоначального развития прогрессивных отраслей экономики, проводить крупные социальные преобразования. Благодаря финансовой централизации денежные средства сосредотачиваются на решающих участках экономического и социального развития, подготавливая условия для успешной реализации экономической и социальной политики государства.

Как особая область  стоимостного распределения государственных бюджет выполняет специфическое общественное назначение – служит удовлетворению общегосударственных потребностей. За счет бюджетных средств осуществляются затраты по расширению производства, связанные с необходимостью ускорения научно-технического прогресса и достижения запланированных сдвигов в отраслевой и территориальной структуре общественного производства; образуются резервные фонды в общегосударственном масштабе; покрываются общие, не относящиеся к производству издержки управления; производятся затраты по совместному удовлетворению коллективных потребностей и формированию фондов для содержания нетрудоспособных, расходы по охране границ государства, содержанию армии, затраты, связанные с развитием интеграции и т.д.

Итак, государственный  бюджет характеризуется следующими чертами:

Является особой экономической формой распределительных  отношений, связанной с обособлением части стоимости общественного  продукта, национального дохода, валового внутреннего продукта в руках  государства и использованием ее на удовлетворение общегосударственных потребностей;

предназначен  для перераспределения стоимости  между отраслями народного хозяйства, территориями страны, секторами экономики, в отличие от финансов хозяйствующих  субъектов, опосредствующих процесс  создания и производственного потребления стоимости и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;

выражает такую  стадию стоимостного распределения, которая  непосредственно не связана с  движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном «отрыве» от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно  переплетаются с товарно-денежными;

пропорции и  формы бюджетного распределения  стоимости общественного продукта определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

область бюджетного распределения занимает центральное  место в составе финансов, выполняя ведущую роль по отношению к другим звеньям финансовой системы (финансам хозяйствующих субъектов, налогам и т.д.). Это обусловлено теснейшей взаимосвязью бюджета с другими звеньями финансовой системы, ее ключевым положением среди них (с его помощью обеспечиваются денежными средствами решающие участки экономического, социального и оборонного строительства); высокой степенью влияния бюджета на стоимостную структуру общественного производства и развитие непроизводственной сферы.2

Таким образом, государственный бюджет, как и  любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения в денежной форме и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (осуществляются) в централизованном фонде денежных средств государства. В результате реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизируемых и используемых государством денежных средств - бюджетных ресурсах.

Бюджетные ресурсы – это экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла известные стадии стоимостного распределения и поступила в распоряжение государства для удовлетворения потребностей производства, социально-культурных потребностей населения, обороны и управления. Формирование и использование бюджетных ресурсов выражает процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.

Итак, как экономическая категория государственный бюджет выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками производства в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства, повышение уровня жизни народа и удовлетворение общественных потребностей.

 

1.2. Функционирование  бюджетной системы.

Функционирование  бюджета связано с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, которое происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Это – специфические формы функционирования самого государственного бюджета, выражающие отдельные этапы стоимостного распределения. Доходы и расходы – категории отдельного (особенного) по отношению к более общей категории – государственному бюджету. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями. Более подробно это будет рассмотрено в следующих параграфах.

На наш взгляд, в настоящее время содержание экономической категории часто  не увязывается с механизмом ее практического использования. Наряду с объективными формами существуют организационные, представляющие внешнее проявление экономических отношений; они – продукт человеческой деятельности, объективны, хотя и зависят от того конкретного экономического содержания, которое заключено в них. Организационные формы в сфере бюджетных отношений  включают в себя конкретные виды доходных поступлений (налог на прибыль, НДС, акцизы, поступления от средств приватизации и т.д.), расходных назначений (расходы на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и т.д.), бюджетный дефицит, методы и способы определения объема доходов, расходов бюджета и его дефицита. Следовательно, организационные формы связаны с деятельностью государства, которое определяет формы бюджетных отношений, устанавливает конкретные виды налогов, сборов и расходов, регламентирует условия и порядок их функционирования путем выработки соответствующих правовых норм.

Все эти процессы осуществляются планомерно в определенной последовательности. Итак, плановый характер бюджетных связей, плановая форма движения централизованного фонда денежных средств государства приводят к тому, что бюджетные связи отражаются в соответствующем финансовом документе – основном финансовом плане страны. В нем предусматриваются те распределительные процессы, которые  составляют экономическое содержание бюджета; специфические статьи доходов и расходов основного финансового плана показывают источники формирования и направления использования централизованного фонда денежных средств государства.

Основной финансовый план является продуктом деятельности государства, в нем выражена воля государства, отражающего интересы народа. Показатели основного финансового  плана страны подлежат безусловному выполнению в соответствии с ежегодно принимаемым Законом о бюджете. К сожалению, в настоящее время, рассматривается и утверждается республиканский, а не государственный бюджет.

Сегодня на основе республиканского бюджета оценить  финансовое состояние экономики  республики очень трудно, так как в нем отражаются не все финансовые ресурсы государства. Поэтому во время рассмотрения и утверждения республиканского бюджета и возникает множество вопросов о социально-экономическом развитии республики.

В связи с  этим, на наш взгляд, показатели основного финансового плана должны основываться на глубоком знании объективных закономерностей развития экономики. Государство, устанавливая бюджетные показатели, должны учитывать объективные условия хозяйствования, экономические и финансовые возможности страны, необходимость первоочередного удовлетворения отдельных общественных потребностей. Решения, принимаемые государством в области бюджетных показателей, как и сами государственные формы правления, полностью зависят от уровня развития общества, степени зрелости производственных отношений.

Информация о работе Бюджетная система Республики Казахстан