Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 22:56, шпаргалка
Понятие бюджетной системы РФ. Взаимосвязь государственного устройства РФ и структуры бюджетной системы. Виды бюджетов в бюджетной системе: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Принципы построения бюджетной системы РФ.
Бюджетная система РФ (БК РФ) – основанная на эконом отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального б-та, б-та субъектов РФ, местных б-тов и б-тов гос внебюджетных фондов.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ
1. Бюджетная система РФ: понятие, структура, принципы построения
Понятие бюджетной системы РФ. Взаимосвязь государственного устройства РФ и структуры бюджетной системы. Виды бюджетов в бюджетной системе: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. Принципы построения бюджетной системы РФ.
Бюджетная система РФ (БК РФ) – основанная на эконом отношениях и гос устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального б-та, б-та субъектов РФ, местных б-тов и б-тов гос внебюджетных фондов.
Федеральный бюджет и бюджеты гос внебюджетных фондов разрабат и утвержд в форме фед законов, бюджеты субъектов РФ и бюдж территор гос. внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
БС состоит из бюджетов
1. Фед бюджет и бюджеты гос. внебюджетных фондов.
2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных гос. внебюджетных фондов.
3. Местные бюджеты, в т.ч.: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниц образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Одновременно с проектом б-та на очережной год составляется прогноз консолидированного б-та соответствующие территории (свод б-тов всех уровней БС). Консолидир б-ты законодательными органами не утверждаются и по сути являются сводом б-ных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их исп. Показатели консол б-та используюся при составлении сводного фин баланса, прогноза соц-экон развития федерации или региона, также при расчете бюджетной обеспеченности населения, территории или гос-ва в целом.
БС основана на следующих принципах:
1. Единства. Все бюджеты
основаны на единой правовой
базе, располагают едиными
2. Разграничения доходов
и расходов между уровнями
бюджетной системы РФ. Это означает
закрепление определенных
3. Самостоят бюджетов. Это право различных уровней власти на самостоятельный бюджет и бюджетный процесс. Каждая территория формирует бюджет самостоятельно; наличие собственных доходов у бюджета каждого уровня; самостоятельное использование дополнительных доходов территорий; необходимость компенсации доп. затрат нижестоящих бюджетов.
4. Равенства бюджетных
прав субъектов РФ, муниципальных
образований. Это означает определение
бюджетных полномочий органов
гос. власти субъектов РФ и
органов местного
5. Полноты отражения доходов
и расходов бюджетов, бюджетов
гос. внебюджетных фондов. Означает,
что все доходы и расходы
бюджетов, бюджетов гос. внебюджетных
фондов и иные обязательные
поступления подлежат
6. Сбалансированности бюджета.
Должно быть обеспечено
7. Эффективности и экономности
использования бюджетных
8. Общего (совокупного) покрытия
расходов бюджета. Все расходы
бюджета должны покрываться
9. Гласности. Обязательная публикация бюджета и отчета об исполнении.
10. Достоверности бюджета.
Означает надежность
11. Адресности и целевого
характера бюджетных средств. Средства
выделяются конкретным
Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного Кодекса (который был принят в 1998 году) и принятых в соответствии с ним фед. законов о фед. бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетных на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, которые не могут противоречить БК. Акты бюджетного законодательства РФ не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК или ФЗ.
Закон о бюджете принимается
на финансовый год и вступает
в силу со дня подписания. Он
подлежит опубликованию
К бюджетным правоотношениям
относятся: а) отношения, возникающие
между субъектами бюджетных
2. Доходы бюджетов
Понятие доходов бюджетов. Общая характеристика налоговых доходов и неналоговых доходов бюджетов. Распределение налогов между бюджетами бюджетной системы РФ (по Бюджетному Кодексу). Безвозмездные поступления как источник доходов бюджетов субъек-тов РФ и местных бюджетов.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Факторы, влияющие на структуру доходов:
1) Экономические или природно-
2) Наличие полезных испокаемых и степень их освоения (не достаточно знать, но и нужно иметь возможность их добыть);
3) Количество и уровень развития пром предприятий (чем больше предприятий, тем больше налогов можно собрать и получить доходы);
4) Численность насиления, его структура и уровень доходов (трудоспособное население);
5) Уровень развития
Виды доходов бюджета:
- Экономическая сущность
1. Налоговые доходы – бюджетообразующие налоги: для фед б-та – это косвенные налоги (НДС, таможенные пошлины (в 2005 г. выведены из состава налоговых в неналоговые), акцизы) – 62%; для региональных и местных б-тов – это собственные доходы, за исключением субвенций из фонда компенсации из вышестоящего б-та.
2. Неналоговые доходы – доходы от использования имущества (от сдачи в аренду, продажа), доходы от б-ных организаций (доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями), часть прибыли унитарных предприятий (после уплаты налогов); штрафы, компенсации и конфискации; иные суммы принудительного изъятия (непредсказуемы); межбюджетные трансферты (дотоции – безвозмездная и безвозвратная основа; субвенции – на безвозмездной и безвозвратной осноах на осуществление определенных целевых расходов, субсидии – на условиях долевого финансирования целевых расходов).
- По степени закрепленности за б-тами различных уровней
Собственные доходы (закрепленные) поступают в б-т на постоянной основе полностью или частично. Это доходы бюджетов: налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты соотв. уровня в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. Это доходы обеспечивают стабильность и устойчивость б-та. Для регион и местных б-тов все доходы собственные, за исключением субвенций из фонда компенсации из вышестояшего б-та.
С 01.01.2005 году в БК законодательно
ликвидировано понятие «
Регулирующие доходы – налоги,
которые распределялись между
б-там по
Принципы формирования: организационные, юридические и экономические.
Структура доходов:
1. Неналоговые (за счет огромной суммы доходов от внешнэкон деятельности – таможенные пошлины) – 39%;
2. НДС – 30%;
3. Налоги и сборы за природные ресурсы – 15%. Т.о. 84% доходов б-та состоит из этих трех единиц.
3. Расходы бюджетов
Понятие расходов бюджетов. Взаимосвязь полномочий (функций) органов власти и управления и расходов (расходных) обязательств. Расходы, финансируемые за счет бюджетов различных уровней: федерального бюджета, региональных и местных бюджетов. Отражение приоритетов развития территорий в расходной части бюджетов.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций гос-ва и местного самоуправления.
Факторы, влияющие на структуру расходов: 1) Совокупность задач, которые д.б. решены на территории города, страны, региона; 2) Совокупность фин ресурсов; 3) Уровень б-ной системы..
Формирование расходов
Структура и механизм расходов
бюджета определяются
Классификация расходов гос. бюджета производится по их социальному и экономическому значению.
Виды расходов:
1. Текущие (зарплата, медикоменты, коммун платежи, тех ремонт);
2.Капитальные – бюджет развития (строительство, ремонт капитальных конструкций, рекострукция). Н-р в расходы на образование включается текущие и капитальные.
Формы расходов: 1) Ассигнования на содержание б-ных учреждений; 2) Средства на оплату товаров, работ и услуг, выполненных по контрактам; 3) Трансферты населению на реализацию обязательных выплат (пенсии, стипендия, пособия) 4) Ассигнования на осущ-ние отдельных гос полномочей, передаваемых на другие уровни власти; 5) Субвенции и субсидии ф и юл; 6) Инвестиции в УК юл; 7) Кредиты иностр гос-вам; 8) Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.
Структура расходов б-та: 1) Межбюджетные трансферты – 33,0%; 2. Общие гос вопросы – 15%; 3. Нац оборона – 15%; 4. Нац безопасность и правоохранительная деят-ть – 12%.
Расходные обязательства РФ
Информация о работе Бюджетная система РФ: понятие, структура, принципы построения