Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 21:05, доклад

Описание работы

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Происхождение термина «бюджет» относится к 16 – 17 веку и имеет следующую историю: Министр финансов (т.е. канцлер казначейства) Англии, на палате общин доставал у всех на виду из своего портфеля документ, в котором были сформулированы положения о налогообложении. Это называлось открытием бюджета т.к. раньше слово «бюджет» в переводе с английского языка означало сумку (т.е. портфель). Позднее название портфеля было перенесено на сам документ. И начиная с 1870 года слово “бюджет” закрепилось в обиходе как название документа, заключавшего в себе утверждённый парламентом план доходов и расходов государства.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система РФ.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

- программа  государственных гарантий Российской  Федерации в иностранной валюте  на очередной финансовый год  и плановый период (приложение  к федеральному закону о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год и плановый период);

- приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных программ на очередной финансовый год и плановый период;

- текстовые  статьи проекта федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год  и плановый период.

В) В третьем  чтении (в течение 15 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении) утверждаются:

- ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год; 

- ведомственная  структура расходов федерального  бюджета на первый и второй  годы планового периода.

После чего законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

 

(до 2007 года Государственная  дума рассматривала закон о  бюджете в 4-х чтениях: 

- в 1 чтении - доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации; дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета; общий объем расходов федерального бюджета.

- в 2 чтении -  расходы федерального бюджета  по разделам функциональной классификации  расходов бюджетов РФ в пределах  общего объема расходов федерального  бюджета, утвержденного в первом чтении; размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ

- в 3 чтении -   расходы федерального бюджета  по подразделам функциональной  классификации расходов бюджетов  РФ; расходы федерального бюджета  по главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов РФ; распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации; основные показатели государственного оборонного заказа; расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ: Федеральной адресной инвестиционной программы, государственной программы вооружения в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета; программы предоставления гарантий Правительства РФ;  программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов: Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации, Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации, Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, перечень законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию.

- в 4 чтении -   проект  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый  год голосуется в целом).

 

4) Стадия порядка рассмотрения Советом Федерации бюджета. При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете голосуется на предмет его одобрения в целом в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.

Одобренный Советом  Федерации федеральный закон  о федеральном бюджете в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

В случае отклонения федерального закона о федеральном  бюджете Советом Федерации указанный  федеральный закон передается для  преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете, которая повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.

5) Стадия утверждения  Президентом РФ бюджета.

В случае утверждения  Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете, данный закон  подписывается и обнародуется, для  дальнейшего его исполнения.

В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете данный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента Российской Федерации. Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете. Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.

6) Стадия исполнения  бюджета. Исполнение бюджетов предусматривает:

А) Исполнение бюджетов по доходам включает в себя:

- перечисление  и зачисление доходов на единый  счет бюджета;

- распределение  в соответствии с утвержденным  бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне  уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов  бюджета и составление отчетности  о доходах соответствующего бюджета.

Б) Исполнение бюджетов по расходам включает в себя:

- составление  и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение  и доведение уведомлений о  бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

- утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств  до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- принятие денежных  обязательств получателями бюджетных  средств;

- подтверждение  и выверка исполнения денежных  обязательств;

- расходование  бюджетных средств.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета

Участниками бюджетного процесса в Российской Федерации  является: Президент РФ; органы законодательной  власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; органы, на которые законодательно возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия; бюджетные учреждения, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

 

Вопрос 9.2. Структура бюджетной системы РФ

Бюджетная система  Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов  (рис. 4).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В бюджетную систему  РФ входят:

1. Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций государства. Он взаимодействует со всеми звеньями финансовой системы РФ, а также выражает функционирование международных финансовых отношений, осуществляемых Российской Федерацией.

2. Бюджеты субъектов РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций соответствующего субъекта РФ.

В составе Российской Федерации находятся 84 субъекта РФ, которые разделены по 7 федеральным округам: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Бюджеты субъектов РФ включают в себя:

  • Бюджеты 21 республик в составе РФ: Карелия, Коми, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская, Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртская, Чувашская, Алтай, Бурятия, Тыва, Саха (Якутия), Хакасия.
  • Бюджеты 5 автономных округов: Ненецкий, Ханты-Мансийский – Юрга, Ямало-Ненецкий, Агинский Бурятский, Чукотский.
  • Бюджеты 8 краёв: Приморский, Хабаровский, Краснодарский, Ставропольский, Алтайский, Пермский, Красноярский (в результате объединения с 1 января 2007 года Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа), Камчатский (в результате объединения с 1 июля 2007 года Камчатской области и Корякского автономного округа).
  • Бюджеты 47 областей: Калининградская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Астраханская, Волгоградская, Ростовская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Курганская, Свердловская, Тюменская, Челябинская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская, Амурская, Магаданская, Сахалинская, Иркутская (в результате объединения с 1 января 2008 года Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа).
  • Бюджет 1 автономной области: Еврейская автономная область.
  • Бюджеты 2 городов: Москва и Санкт-Петербург.

3. Местные бюджеты – это бюджеты муниципальных образований в форме образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

К местным бюджетам относятся:

- бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских  и сельских поселений (входящие  в состав муниципального района).

4. Бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета. Они предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

5. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов - это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне бюджетов субъектов Российской Федерации.

 

 

 

Вопрос 9.3. Принципы бюджетной системы РФ

Построение бюджетной  системы РФ основывается на следующих принципах:

1) единство бюджетной  системы РФ;

2) разграничение  доходов и расходов между уровнями  бюджетной системы РФ;

3) самостоятельность  бюджетов;

4) равенство  бюджетных прав субъектов РФ  и муниципальных образований;

5) полнота отражения доходов и расходов бюджетов;

6) сбалансированность  бюджета;

7) эффективность  и экономность использования  бюджетных средств;

8) общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

9) гласность;

10) достоверность  бюджета;

11) адресность  и целевой характер бюджетных средств.

 

 

1) Единство бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы.

Принцип единства позволяет, используя необходимую  статистическую и бюджетную информацию, составлять  консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (рис. 5).

Консолидированный бюджет РФ включает в себя свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного образования.

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает закрепление в соответствии с законодательством доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств. Собственные  доходы бюджета – это доходы, закреплённые законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К ним относятся: налоговые доходы (т.е. федеральные, региональные или местные налоги); неналоговые доходы (т.е. доходы от продажи собственного имущества, от оказанных платных услуг, а также платежи в виде штрафов); доходы, в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.

  • Полностью закрепленные доходы – это доходы в виде налогов или других платежей закреплённые только за бюджетами одного уровня бюджетной системы РФ.
  • Частично закреплённые доходы – это доходы в виде налогов или других платежей, по которым устанавливаются процентные нормативы поступлений, распределяемые по разным уровням бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Например, в 2006 г.из 24 % налога на прибыль организаций - 17.5 % идёт в бюджет субъекта РФ (при этом ставка может быть уменьшена до 13,5 %), а 6.5 % поступает  в федеральный бюджет.

3) Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, самостоятельно осуществлять бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы.

Это обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их расходования на конкретные цели. К собственным источникам относятся налоги и сборы, поступающие в данный бюджет, доходы от реализации имущества, доходы от проведения лотерей и займов, полученные штрафы и т.п.

4) Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

Информация о работе Бюджетная система РФ