Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 14:03, курсовая работа
Объект курсовой работы – бюджетная система России.
Предметом выступают этапы эволюции бюджетной системы России.
Цель данной работы – выявить наиболее значимые проблемы, возникшие в результате эволюции бюджетной системы Росси на современном этапе, и определить возможные пути их решения.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
1.СТРУКТУРА И НАЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
1.1.Сущность и виды бюджетов в Российской Федерации
1.2.Особенности бюджетного устройства в России
2.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.Особенности реформирования бюджетной системы России
2.2.Перспективы развития бюджетной системы России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
* - здесь и далее: федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годы» с учетом изменений
Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП (рисунке 1):
Рисунок 1. Изменение доходов федерального бюджета
В номинальном выражении в 2011-2013 годах прогнозируется рост поступлений в федеральный бюджет: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 10,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом – на 6,0%, в 2013 году по сравнению с 2012 годом – на 9,3% (таблица 3):
Таблица3 - Динамика доходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
7 783,8 |
8 617,8 |
834,0 |
9 131,7 |
513,9 |
9 983,9 |
852,2 |
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
3 744,3 |
4 003,0 |
258,7 |
4 088,1 |
85,1 |
4 295,0 |
206,9 |
Ненефтегазовые доходы (млрд. рублей) |
4 039,5 |
4 614,8 |
575,3 |
5 043,6 |
428,8 |
5 688,9 |
645,3 |
Темпы прироста доходов к предыдущему году, % |
10,7 |
6,0 |
9,3 | ||||
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
6,9 |
2,1 |
5,1 | ||||
Ненефтегазовые доходы |
14,2 |
9,3 |
12,8 | ||||
Доля в общем объеме доходов, % |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|||
в том числе: |
|||||||
Нефтегазовые доходы |
48,1 |
46,5 |
- 1,6 |
44,8 |
- 1,7 |
43,0 |
- 1,8 |
Ненефтегазовые доходы |
51,9 |
53,5 |
1,6 |
55,2 |
1,7 |
57,0 |
1,8 |
Снижение прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году обусловлено более низкими темпами роста цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов экспорта нефтепродуктов по сравнению с темпами роста ВВП, а также снижением курса доллара США по отношению к рублю, налогооблагаемых объемов добычи и экспорта нефти [24].
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2011-2013 годах по отношению к 2010 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам (таблица 4):
Таблица 4 - Структура доходов федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||||
отчет |
% к ВВП |
закон с учетом изменений |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП |
прогноз |
% к ВВП | |
Доходы, всего |
7 337,8 |
18,8 |
7 783,8 |
17,3 |
8 617,8 |
17,4 |
9 131,7 |
16,5 |
9 983,9 |
16 |
в том числе: |
||||||||||
Нефтегазовые доходы |
2 984,0 |
7,6 |
3 744,3 |
8,3 |
4 003,0 |
8,1 |
4 088,1 |
7,4 |
4 295,0 |
6,9 |
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
40,7 |
- |
48,1 |
- |
46,5 |
- |
44,8 |
- |
43,0 |
- |
НДПИ |
969,2 |
2,5 |
1 317,1 |
2,9 |
1 314,0 |
2,7 |
1 392,8 |
2,5 |
1 495,2 |
2,4 |
Таможенные пошлины |
2 014,8 |
5,1 |
2 427,2 |
5,4 |
2 689,0 |
5,4 |
2 695,3 |
4,9 |
2 799,8 |
4,5 |
Ненефтегазовые доходы |
4 353,8 |
11,2 |
4 039,5 |
9,0 |
4 614,8 |
9,3 |
5 043,6 |
9,1 |
5 688,9 |
9,2 |
Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, % |
59,3 |
- |
51,9 |
- |
53,5 |
- |
55,2 |
- |
57,0 |
- |
НДС |
2 050,0 |
5,2 |
2 295,8 |
5,1 |
2 750,4 |
5,5 |
3 144,6 |
5,7 |
3 616,1 |
5,8 |
Налог на прибыль организаций |
195,4 |
0,5 |
217,3 |
0,5 |
233,4 |
0,5 |
246,1 |
0,4 |
274,2 |
0,4 |
ЕСН |
509,8 |
1,3 |
28,1 |
0,1 |
||||||
Акцизы |
101,5 |
0,3 |
134,5 |
0,3 |
260,1 |
0,5 |
312,2 |
0,6 |
423,7 |
0,7 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
12,3 |
0,0 |
16,7 |
0,0 |
31,0 |
0,1 |
35,1 |
0,1 |
36,0 |
0,1 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
494,6 |
1,3 |
558,8 |
1,2 |
673,7 |
1,4 |
718,2 |
1,3 |
784,4 |
1,3 |
Предельный объем расходов федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (таблица 5):
Таблица 5 - Расчет предельного объема расходов федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году |
прогноз |
прирост к предыдущему году | ||
Доходы, всего |
7 783,8 |
8 617,8 |
834,0 |
9 131,7 |
513,9 |
9 983,9 |
852,2 |
%% к ВВП |
17,3 |
17,4 |
16,5 |
16,1 |
|||
Источники покрытия дефицита |
2 428,6 |
1 767,3 |
- 661,3 |
1 712,9 |
- 54,4 |
1 765,2 |
52,3 |
%% к ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
|||
Расходы |
10 212,4 |
10 385,1 |
172,7 |
10 844,6 |
459,5 |
11 749,1 |
904,5 |
%% к ВВП |
22,7 |
20,9 |
19,6 |
19,0 |
|||
в том числе условно утверждаемые |
271,1 |
587,5 | |||||
%% к общему объему расходов |
2,5 |
5,0 |
Прогнозируемые объемы доходов федерального бюджета и целевые ограничения по размеру дефицита федерального бюджета формируют предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году [24].
В номинальном выражении в 2011-2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 6):
Таблица 6 - Динамика расходов федерального бюджета
Показатель |
2010 год |
Прогноз | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей |
552,3 |
172,7 |
459,5 |
904,5 |
% (в номинальном выражении) |
5,7 |
1,7 |
4,4 |
8,3 |
% (в реальном выражении) |
- 3,9 |
- 4,5 |
- 1,5 |
2,7 |
Дефицит федерального бюджета в 2011 году будет покрываться за счет средств Резервного фонда, средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, и государственных заимствований, в 2012 и 2013 годах – за счет средств от приватизации федеральной собственности и государственных заимствований (таблица 7):
Таблица 7 - Источники покрытия дефицита федерального бюджета (млрд. рублей)
Показатель |
2010 год |
Прогноз | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | ||
Источники покрытия дефицита федерального бюджета, всего |
2 428,6 |
1 767,3 |
1 712,9 |
1 765,2 |
%% к ВВП |
5,4 |
3,6 |
3,1 |
2,9 |
в том числе: |
||||
за счет средств Резервного фонда |
1 419,3 |
242,3 |
0,0 |
0,0 |
за счет Фонда национального благосостояния |
2,5 |
5,0 |
7,5 |
10,0 |
иные источники финансирования дефицита федерального бюджета (таб. 3.10) |
1 006,8 |
1 520,0 |
1 705,4 |
1 755,2 |
%% к ВВП |
2,2 |
3,1 |
3,1 |
2,8 |
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2013 годах в полном объеме на покрытие расходов (покрытие нефтегазового дефицита) поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010-2013 годах не планируются.
Прогноз объема Резервного
фонда на 2011-2013 годы представлен
в таблице 8:
Таблица 8 - Прогноз объема Резервного фонда (млрд. рублей)
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Объем Резервного фонда на начало года |
1 830,5 |
247,9 |
47,1 |
47,1 |
%% к ВВП |
4,1 |
0,5 |
0,09 |
0,08 |
Курсовая разница |
- 116,1 |
- 5,6 |
- |
- |
Использование средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета |
- 1 419,3 |
- 242,3 |
0,0 |
0,0 |
Объем Резервного фонда на конец года |
295,1 |
47,1 |
47,1 |
47,1 |
%% к ВВП |
0,7 |
0,09 |
0,09 |
0,08 |
Средства Резервного фонда, размещенные в финансовых активах |
47,1 |
47,1 |
47,1 |
47,1 |
Объем Резервного фонда на конец года без учета размещения в финансовых активах |
247,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Средства Фонда национального благосостояния в качестве источника финансирования дефицита федерального бюджета в 2011-2013 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан, что позволит сохранить ранее накопленные средства Фонда (таблица 9):
Таблица 9 - Прогноз объема Фонда национального благосостояния (млрд. рублей)
Показатель |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Объем Фонда национального благосостояния на начало года |
2 769,0 |
2 596,0 |
2 529,7 |
2 509,4 |
%% к ВВП |
6,2 |
5,2 |
4,6 |
4,2 |
Поступления и курсовая разница |
- 170,5 |
- 61,3 |
- 12,8 |
65,8 |
Использование средств
Фонда национального благососто |
- 2,5 |
- 5,0 |
- 7,5 |
- 10,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года |
2 596,0 |
2 529,7 |
2 509,4 |
2 565,2 |
%% к ВВП |
5,8 |
5,1 |
4,5 |
4,1 |
Средства Фонда национального благосостояния, размещенные в финансовых активах |
515,7 |
474,0 |
474,0 |
474,0 |
Объем Фонда национального благосостояния на конец года без учета размещения в финансовых активах |
2 080,3 |
2 055,7 |
2 035,4 |
2 091,2 |