Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 00:43, курсовая работа
Возникновение бюджета связано с зарождением и формированием государства, использующего бюджет в качестве основного инструмента обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения социально-экономической политики. Бюджет является основой функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет управлять финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.
Введение 3
ГЛАВА 1. Бюджетная система Российской Федерации
1.1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в РФ 7
1.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 15
1.3. Межбюджетные отношения в Российской Федерации 20
ГЛАВА 2. Анализ финансовых показателей законов о федеральных бюджетах и исполнении федеральных бюджетов 28
ГЛАВА 3. Проблемы, перспективы, пути развития бюджетной системы Российской Федерации 39
Заключение 44
Список литературы 47
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.
Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете.
Принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации проектов бюджетов, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования .
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами за пределами территории РФ, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.
Принципы бюджетной системы Российской Федерации являются нормами-принципами, широко применяются на практике и представляют собой правила поведения, обязательные для исполнения субъектами бюджетных правоотношений. Они обеспечивают исполнение всех функций бюджета.
Все указанные принципы являются основополагающими прикладными принципами бюджетной системы Российской Федерации и базируются на основных конституционных принципах, таких как федеративное устройство Российской Федерации, основанное на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти. Принципы бюджетной системы Российской Федерации находятся в системной взаимосвязи друг с другом, зачастую один принцип вытекает из другого.
1.3. Межбюджетные
отношения в Российской
Организация и принципы построения бюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством, составляют бюджетное устройство государства.
Бюджетное устройство государства определяется его государственным устройством, закрепленным в Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ Российская Федерация есть демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации.
Бюджетное устройство включает в себя четыре механизма:
Самой широкой компетенцией в области регулирования бюджетных правоотношений наделены органы государственной власти Российской Федерации. Более ограниченным перечнем бюджетных прав обладают субъекты РФ и органы местного самоуправления.
Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы.
Цель межбюджетных отношений – создание исходных условий для сбалансированности бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций при соблюдении минимальных государственных социальных стандартов на всей территории страны исходя из имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
• распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
• равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
• выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
• равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
С одной стороны, система межбюджетных отношений во многом зависит от финансовых возможностей федеральной власти, а, с другой – является важным фактором экономического развития и, соответственно, влияет на наполняемость федерального бюджета.
Воздействуя
на процессы формирования межбюджетных
отношений путем изменения
Естественно, что полного соответствия налогового потенциала и других бюджетных доходов потребностям региональных и местных органов власти достичь трудно, поэтому недостаток средств, как правило, приходится компенсировать за счет финансовых ресурсов вышестоящих бюджетов. Более того, ресурсы вышестоящих бюджетов могут и должны использоваться в целях воздействия на процесс формирования структуры расходов нижестоящих органов власти, отражающих приоритеты более высоких уровней власти.
Организация межбюджетных отношений предполагает существование единых подходов к организации всех видов финансовой помощи. Она должна в максимальной степени способствовать реализации потенциала их совокупного целенаправленного воздействия на экономику региона. В то же время разработка механизмов бюджетного выравнивания посредством оказания финансовой помощи регионам должна осуществляться таким образом, чтобы способствовать повышению заинтересованности государственной власти на местах в расширении собственной доходной базы, развитии инвестиционной активности, проведении структурных преобразований в экономике регионов.
Межбюджетные отношения в федеративном государстве складываются на принципах бюджетного федерализма. В России система бюджетного федерализма начала складывается только в начале 90-х гг. ХХ столетия вместе со становлением в России федеративного государственного устройства.
Бюджетный федерализм – это разделение полномочий между федеральными органами власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в бюджетной сфере. Эффективность взаимодействия властей разных уровней в решающей степени зависят именно от финансовых отношений. Нарушение принципов бюджетного федерализма чревато ослаблением государства, дестабилизацией бюджетной системы, снижением эффективности экономической политики.
Взаимоотношения
между бюджетами различных
Дотации – это межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе от одного бюджета другому без установления направлений и условий их использования. Основным направлением дотаций является финансирование текущих потребностей.
Субвенции – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету или юридическому лицу, на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидии – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету, юридическому или физическому лицу на безвозмездной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Кроме межбюджетных
трансфертов нижестоящие
Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируются на основе расходов федерального бюджета с учетом изменений бюджетного и налогового законодательства.
Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Так в отношениях между федеральным правительством и правительствами муниципалитетов трансферты обычно выполняют следующие функции:
В настоящее время существуют следующие проблемы бюджетного федерализма:
Для оптимального построения модели межбюджетных отношений на современном этапе необходимо обеспечить:
• сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
• заинтересованность органов государственной власти и органов местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета, наиболее полном и своевременном сборе налогов как собственных, так и регулирующих;
• повышение ответственности органов власти на каждом уровне за сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность;