Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 13:37, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие темы – бюджетная система Российской Федерации.
Задачи работы: раскрыть экономическое содержание бюджетной системы государства и её структуры в Российской Федерации, дать понятие бюджетной системы её типов и структуры; охарактеризовать принципы бюджетной системы Российской Федерации, межбюджетные отношения в России и проблемы их развития; рассмотреть перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Экономическое содержание бюджетной системы государства и ее структура в Российской Федерации
1.1. Понятие бюджетной системы…………………………………...5
1.2. Типы бюджетной системы………………………………………9
1.3. Структура бюджетной системы Российской Федерации……13
2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации
2.1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации………………………………………………………19
2.2. Межбюджетные отношения в России и проблемы их развития…………………………………………………………26
3. Перспективы развития межбюджетных отношений в Российской Федерации…………………………………………………………….31
Заключение……………………………………………………………….37
Список используемой литературы……………………………………...39
Неоправданно возросло число субвенций и субсидий, не связанных с реализацией национальных приоритетов, что, с одной стороны, усложняет их администрирование, с другой - ограничивает самостоятельность и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации, приводит к дублированию и распылению бюджетных средств. Софинансирование со стороны Российской Федерации, по сути, превращается в финансирование того или иного расходного обязательства субъекта Российской Федерации.
Ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение эффективного расходования средств, создание базы для расширения собственного доходного потенциала снижается. В ряде субъектов Российской Федерации и муниципальных образований управление бюджетным процессом остается на низком уровне, не внедряются в бюджетный процесс принципы бюджетирования, ориентированного на результат, отсутствует система оценки эффективности бюджетных расходов.
Причины существования и роста неэффективных расходов ясны - сохранение устаревшей системы финансирования сети учреждений исходя из фактических затрат, отсутствие конкуренции и барьеры на пути привлечения частного сектора к оказанию бюджетных услуг.
Стимулы для увеличения собственной доходной базы на региональном и местном уровнях невелики. Практически ни один элемент налоговой базы, кроме относительно небольших источников (налоги на имущество), не относится напрямую к источникам доходов этих бюджетов.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты недополучают доходы в связи с предусмотренными федеральным законодательством налоговыми льготами и изъятиями [12].
Межбюджетные отношения – это взаимоотношения между бюджетами различных уровней в рамках единого государства. Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и достойного уровня жизни.
Для бюджетного процесса федеративных государств характерно единство бюджетного процесса и его децентрализация («горизонтальная» и «вертикальная»). Для устранения «горизонтальных» и «вертикальных» диспропорций бюджетного федерализма необходима система межбюджетного выравнивания. Наиболее значимыми проблемами бюджетной системы РФ является проблема несоответствия доходов региональных и местных бюджетов расходным обязательствам региональных и местных органов власти.
Официальным предложением по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации на период конца 2012 года является «Концепция межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г.», принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 № 1123-р.
Обобщая основные положения Концепции можно сделать выводы о том, чтобы устранить проблемы развития межбюджетных отношений в России, необходимо дальнейшее совершенствование и повышение эффективности межбюджетных отношений по следующим направлениям:
1) разработка и законодательное
разделение полномочий и
2) наделение регионов и муниципальных образований достаточными финансовыми ресурсами. Здесь возникает сразу несколько принципиальных моментов. Разнообразие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по степени экономического развития, обеспеченности ресурсами, природно-климатическим условиям проживания, численности и составу населения затрудняют формирование одновременно справедливой, эффективной и макроэкономически стабильной системы межбюджетных отношений. Применяемая в настоящее время схема распределения финансовых ресурсов удобна и относительно проста. Макроэкономическая стабильность и социальная справедливость за счет горизонтального выравнивания осуществляются посредством усиления централизации налоговых доходов. Она же порождает сохраняющийся годами комплекс основных проблем в области межбюджетных отношений.
3) формирование стимулов
органов государственной
4) повышение качества
финансового менеджмента
5) консолидация усилий
субъектов Российской
6) повышение эффективности
распределения финансовой
Рассмотрим перспективы развития межбюджетных отношений на уровне субъекта Российской Федерации – Кировской области.
Губернатор Кировской области Белых Н.Ю. в своем бюджетном послании на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов предлагает следующие основные направления бюджетной политики в области межбюджетных отношений:
- укрепление доходной базы местных
бюджетов за счет передачи дополнительных
отчислений от федеральных и региональных
налогов и сборов. Данный механизм работает
в области уже на протяжении нескольких
лет и дает положительные результаты за
счет заинтересованности и активизации
работы местных властей по увеличению
объема собственных доходов. В целях дальнейшего
укрепления налоговой базы местных бюджетов,
а также с учетом положений Бюджетного
кодекса Российской Федерации предлагается
увеличить норматив отчислений
в бюджеты муниципальных районов от налога,
взимаемого в связи с применением упрощенной
системы налогообложения, до 50%, сейчас
это 10%, а также установить единый норматив
по акцизам на алкогольную, спиртосодержащую
продукцию, спирт и пиво в бюджеты муниципальных
районов в размере 5%. Передача дополнительных
нормативов позволит направить в бюджеты
муниципальных районов только в 2012 году
дополнительно 210 млн. рублей;
- продолжение реализации механизмов
для поощрения самостоятельности и инициативности
органов местного самоуправления, в том
числе стимулирования самообложения граждан.
На сегодняшний день самообложение граждан
введено в 213 поселениях, что составляет
почти 60% от общего количества поселений
области. В большей степени этому способствовало
решение о софинансировании со стороны
областного бюджета. Поэтому необходимо
продолжить данную практику исходя из
соотношения: один рубль, собранный муниципальными
образованиями, и один рубль, дополнительно
выделяемый из областного бюджета;
- продолжение программы поддержки местных инициатив. Необходимо продолжить и развивать этот механизм, подключив к реализации проектов не только поселения, но и сами муниципальные районы;
- заложение в бюджете дотации на стимулирование муниципалитетов с объемом не менее 60 млн. рублей, такой своеобразный грант;
- изменение соотношение объемов предоставления дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и субсидии на выравнивание, предоставляемой с учетом индивидуальных особенностей каждого муниципального образования, и как минимум свести его до 50% [18]
Таким образом, мы видим, что в настоящее время формирование межбюджетных отношений как эффективной системы не закончено. Необходима их дальнейшая корректировка и совершенствование, что обеспечит устойчивость и сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации.
Заключение
В результате написания курсовой работы и проведенного анализа фактических цифровых данных по интересующей проблеме были сделаны определенные выводы.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закрепленная в Конституции РФ. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы и не выработаны отлаженные механизмы функционирования и взаимоотношений бюджетов различных уровней. Необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации. Ведь конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одной из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государству необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему.
Бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития. И налицо вывод - оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность.