Бюджетная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 10:22, реферат

Описание работы

Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Файлы: 1 файл

бюджет.docx

— 19.97 Кб (Скачать файл)

Бюджетные отношения характеризуются  большим многообразием, поскольку  опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном и местном  уровнях с государственными, акционерными и иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

Совокупность бюджетных  отношений по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный  бюджет - это денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения  национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от ряда факторов:

уровня развития экономики;

методов хозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях;

решаемых обществом экономических и социальных задач и т.п.

Бюджет является формой образования  и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. 

Совокупность всех видов  бюджетов образует бюджетную систему  государства. Взаимосвязь между  ее отдельными звеньями, организацию  и принципы построения бюджетной  системы принято называть бюджетным  устройством. По мнению большинства экономистов, экономические бюджетные отношения обусловлены общественными потребностями и носят объективный характер. Это означает, что данные отношения как объективная экономическая категория могут существовать вне правового регулирования. В руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для выполнения подавляющей части государственных функций — экономических, социальных, управленческих, внешнеполитических.

Возникновение бюджетных  отношений немыслимо вне государства; но будучи связанными с государством, они тем не менее являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения – это органическая часть экономической структуры общества; их функционирование объективно предопределено тем, что нужна материально-финансовая база для осуществления государством его функций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Существует несколько  подходов к определению сущности бюджетных отношений, это может  объясняться недостаточной изученностью данной сферы, различным понимание  экономистами данного явления или  же многообразием элементов, которые  вовлеченные в бюджетные отношения.

 Но при всем этом многообразии взглядов разных экономистов на сущность бюджетных отношений общим для них является то, что эти отношения признаются частью объективно существующих финансовых отношений и соответственно обладают основными их признаками: денежным и распределительным характером.

Кроме того, сущность отношений также заключается в их определенности, которая делится на качественную и количественную.  Поэтому качественная определенность бюджетных отношений характеризуется обособленной сферой стоимостного перераспределения, выполняющей специфическое общественное назначение — удовлетворение наиболее важных общественных потребностей. Их внутреннюю количественную определенность выражает бюджетный фонд, имеющий сложную организационную структуру.

Он выступает как форма  материализации и проявления общественного  характера бюджетных отношений, как форма выражения их денежной природы. Совокупность денежных отношений государства с предприятиями, учреждениями, населением, а также между органами государственной власти, связанных с образованием и использованием на общественные потребности основного централизованного фонда, формирует внутреннюю структуру этого фонда или, что равнозначно, экономическое содержание бюджетных отношений.

Подводя итог, необходимо  еще раз отметить, что бюджетные отношения возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство, будучи при этом и непосредственным участником воспроизводственного процесса. Бюджетные отношения связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей, понимаемых не как потребности чиновного аппарата государственной власти, а как потребности граждан страны в услугах государства. Наконец, они включают отношения субъектов Федерации, муниципальных образований, местных государственных органов и структур самоуправления, а также граждан страны. Таким образом, бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, нацелены, прежде всего, на потребности граждан и хозяйствующих субъектов в получении от государства тех или иных услуг.

Иерархически выстроенная  по убыванию их юридической силы система  источников (форм) правового регулирования  бюджетных отношений выглядит следующим образом:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Общепризнанные принципы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации.

3. Решения Конституционного Суда РФ.

4. Внутренние договоры Российской Федерации.

5. Бюджетное законодательство, которое, в свою очередь, включает следующие элементы: а) федеральное бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс Российской Федерации); ежегодные федеральные законы о федеральном бюджете; б) региональное бюджетное законодательство (законы субъектов РФ, в том числе – о бюджете); в) муниципальные правовые акты, в том числе – о местных бюджетах (решения о местных бюджетах), принятые представительными органами местного самоуправления.

6. Подзаконные нормативные правовые акты по бюджетно-правовым вопросам: а) акты органов общей компетенции (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с бюджетной деятельностью, принятые органами исполнительной власти субъектов РФ, исполнительными органами местного самоуправления); б) акты органов специальной компетенции – ведомственные подзаконные нормативные правовые акты.

С момента введения в силу Бюджетного кодекса РФ ((от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (действующая редакция от 04.08.2013)) в него постоянно вносились изменения и дополнения. С одной стороны, это отражало развитие методологии и требования практики, но, с другой стороны, являлось следствием большого числа неурегулированных вопросов, пробелов и противоречий Кодекса, что ограничивало его применение.

Государство формирует и  корректирует бюджетные взаимосвязи, на-правления и каналы бюджетных потоков, тем самым, воздействуя на про-цессы бюджетных отношений. Оно меняет принципы, методы, способы формирования бюджетных доходов и расходов, обеспечивая регулирование бюджетной системы страны. Основу механизма бюджет-ного регулирования составляет организация целостной системы экономи-ческих отношений.


Информация о работе Бюджетная система