Бюджетное финансирование, его сущность, понятие и значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 06:18, курсовая работа

Описание работы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются налоговый, финансово-кредитный и ценовой механизмы. В 1991 г. Россия вступила в полосу реформ. Этот процесс продолжается до сих пор и носит глобальный характер. Затронуты все сферы общественной жизни, но наиболее сильным преобразованиям подвергается экономика. Происходит переход от сверхцентрализованной плановой экономики к рыночному хозяйству.

Содержание работы

Введение
1. Бюджетное финансирование, его сущность, понятие и значение
2. Принципы и особенности бюджетного финансирования
3. Формы бюджетного финансирования
4. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 101.09 Кб (Скачать файл)

Таким образом, эффективная бюджетная политика предполагает регулирование бюджетного дефицита и государственного долга.

Бюджетная политика России.

Начало XXI в. для бюджетной политики России знаменовалось положительными тенденциями: доходы как консолидированного, так и федерального бюджета стабильно превышали расходы, обеспечивая профицит бюджета на уровне 2-3% к ВВП.

При этом, помимо количественных улучшений показателей бюджета, положительным является тот факт, что прирост доходов был достигнут за счет не только налогообложения экспортно-импортных операций, но и увеличения налоговых поступлений от налогоплательщиков, работающих на внутреннем рынке. Большая часть профицита была использована на погашение государственного долга, в основном внешнего.

В начале 2003 г. была разработана правительственная Программа бюджетной политики Российской Федерации на ближайшие годы. Направленность на достижение сбалансированности государственных финансов в среднесрочной перспективе, превышение доходов бюджета над расходами предполагают использовать больше половины ожидаемого профицита на формирование финансового резерва.

Фактически речь идет о резервном бюджетном фонде стабилизационного характера, нормальное функционирование которого повысит устойчивость бюджетной системы в целом, так как зависимость доходной части бюджета от ситуации на мировых рынках не должна кардинально влиять на уровень расходов бюджета.

Резервный бюджетный фонд может выполнять две цели.

1. сбережение для будущих  поколений. Оно связано с долгосрочной  задачей создания механизма перераспределения  существующих ресурсов между  текущим моментом и будущим.

2. стабилизация. Она связана  с задачей выравнивания в краткосрочном  периоде государственных расходов  и в целом экономического развития  страны при резких колебаниях  конъюнктуры на мировых товарных  рынках. Сегодня стабилизационная  направленность бюджетного резервного  фонда является для России  наиболее актуальной.

Сберегательная составляющая также может рассматриваться в долгосрочном периоде, но до тех пор, пока Россия вынуждена ежегодно выплачивать значительные суммы в качестве внешнего долга. В целом основные принципы современной бюджетной политики нашего государства:

- недопущение опережающего  роста государственных расходов  над темпами роста экономики;

- безусловное исполнение  принятых сектором государственного  и муниципального управления  обязательств;

- приоритет среднесрочного  бюджетного планирования, отражающего  стратегические направления развития  экономики;

- конкурсные принципы  распределения бюджетных ресурсов:

- открытость и доступность  информации по расходам государственного  бюджета на всех уровнях.

2. ПРИНЦИПЫ И ОСОБЕННОСТИ  БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей.

Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств (инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями.

Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.

Бюджетное финансирование - это система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Сущность сметно-бюджетного финансирования состоит в том, что государственные и муниципальные учреждения непроизводственной сферы, не имеющие своих доходов, все свои расходы на текущее содержание и расширение деятельности покрывают за счет бюджета на основе финансовых планов - смет расходов.

Смета - это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций.

Объем необходимых затрат согласно сметам закрепляется в бюджетах всех уровней. Предусмотренные сметами расходов конкретных отраслей и учреждений и утвержденные бюджетами суммы денежных средств носят название бюджетных ассигнований.

Таким образом, сметно-бюджетное финансирование - это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов финансирования.

Однако ему свойственны и специфические принципы, а именно:

- отпуск средств на  обеспечение деятельности учреждений  и организаций из бюджета, соответствующего  их подчиненности;

- отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;

- планирование и финансирование  на основе научно обоснованных  экономических нормативов с применением  технических норм либо на конкурсной  основе с выбором приоритетных  направлений и контрактного выполнения  при соблюдении режима экономии.

На основе натуральных показателей и финансовых норм бюджетные сметы расходов делятся: на индивидуальные, общие, на централизованные мероприятия и сводные.

Индивидуальная смета - это смета, отражающая особенности отдельного учреждения.

Сметы на централизованные мероприятия составляются министерствами, ведомствами, управлениями и отделами органов местного самоуправления на расходы, связанные с проведением централизованных мероприятий. Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий. Сводные сметы объединяют все индивидуальные сметы подведомственных министерствам, ведомствам, исполнительным органам на местах учреждений и смету расходов на централизованные мероприятия.

Формы сводных и индивидуальных смет устанавливаются в централизованном порядке Министерством финансов РФ. В практике бюджетного финансирования используются два его способа:

1) по системе «нетто-бюджет» - бюджетные ассигнования выделяются  на довольно ограниченный круг  затрат, предусмотренных бюджетом;

2) по системе «брутто-бюджет» (для предприятий и организаций, полностью состоящих на бюджетном  финансировании) - бюджетные ассигнования  выделяются на все виды расходов, связанные и с текущим содержанием, и с расширением деятельности  бюджетных учреждений.

В области расходов бюджета выделяются следующие основные задачи:

1) обеспечение приоритетного  финансирования социальных расходов, сокращение и полное погашение  задолженности по выплатам населению;

2) расширение государственного  финансирования инвестиций в  приоритетных областях экономики;

3) сокращение расходов  на содержание государственного  аппарата и расходов по управлению  государственным долгом;

4) повышение эффективности  использования бюджетных средств  на национальную оборону на  основе постепенного проведения  военной реформы;

5) уменьшение дотации  на покрытие убытков отдельных  отраслей;

6) сокращение расходов  по отдельным целевым статьям  расходов и целевым программам;

7) концентрация расходов  бюджета на наиболее эффективных  затратах;

8) усиление контроля за использованием бюджетных средств;

9) ускоренное завершение  перехода к казначейской системе  финансирования расходов бюджета.

Муниципальные органы власти в целях выполнения ими своих функций наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами. Ресурсным обеспечением этих прав являются муниципальные финансы. Муниципальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Таким образом, муниципальные финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых для экономического и социального развития территории муниципального образования. Муниципальные финансы состоят из:

1. Муниципальные бюджеты;

2. Средства субъектов  хозяйствования: финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в муниципальной  собственности; финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций, используемые  ими на финансирование социально-культурных  и жилищно-коммунальных объектов.

3. Ценные бумаги, принадлежащие  органам МСУ;

4. Территориальные внебюджетные  фонды, на основе добровольных  взносов физических и юридических  лиц, специальных сборов и т.д.

Финансовой базой органов местного самоуправления являются их бюджеты. Конституция РФ определила право муниципалитетов: самостоятельно формировать, утверждать, и исполнять муниципальный бюджет; устанавливать местные налоги и сборы.

Составление и исполнение муниципального бюджета - обязанность исполнительного органа местного самоуправления. К ведению представительного органа относятся: рассмотрение проекта муниципального бюджета; утверждение проекта бюджета; утверждение отчета об исполнении бюджета. Важнейшими задачами бюджета являются: обеспечение полного и своевременного поступления доходов по каждому источнику; финансирование мероприятий в пределах утвержденных сумм на текущий финансовый год.

Местный бюджет - это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляет представительный орган МСУ. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования. Именно в прогнозе должна содержаться исходная информация, необходимая для разработки проекта бюджета и в первую очередь система приоритетов в расходовании средств бюджета. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет. Составление и исполнение местных бюджетов - обязанность органов местного самоуправления. Муниципальные бюджеты состоят из доходной и расходной части.

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законами РФ в распоряжение органов государственной и муниципальной власти. В соответствии с законодательством РФ муниципальные бюджеты состоят из собственных, закрепленных и регулирующих доходов. В соответствии с данной классификацией доходные источники состоят из: собственных доходов; поступлений от регулирующих налогов; средства, выделяемых из фонда финансовой поддержки муниципальных образований; средства, поступающие по взаимным расчетам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ; финансовая помощь в различной форме дотации, субвенции и т.д.; заемные средства; другие источники.

Собственные доходы - это доходы, закрепленные за местными бюджетами полностью или в определенной части на постоянной основе федеральными законами и законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления и уплачиваемые непосредственной в местные бюджеты. К собственным доходам муниципалитетов относятся: местные налоги и сборы, другие собственные доходы; доли федеральных налогов и доли налогов субъектов РФ.

Законом об основах налоговой системы определены бюджеты разного уровня, в которые зачисляются уплачиваемые суммы местных налогов и сборов, если иное не предусмотрено законодательными актами. Поэтому не допускается принятие решений, ущемляющих бюджетные права органов местного самоуправления. За нарушение принятых решений о введении местных налогов и сборов к плательщикам применяются санкции в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ».

К другим собственным доходам, согласно ст. 7 ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», относятся: доходы от приватизации и реализации, сдачи в аренду муниципального имущества; доходы от проведения муниципальных денежно-вещевых лотерей; штрафы, подлежащие зачислению а местные бюджеты; государственная пошлина.

Регулирующие доходы местных бюджетов - это федеральные и региональные налоги по которым устанавливаются нормативы отчислений в местные бюджеты в порядке бюджетного регулирования сверх собственных доходов. Средства бюджетного регулирования местных бюджетов:

- часть федеральных и  региональных налогов, передаваемых  в местные бюджеты по нормативам, утверждаемым органами государственной  власти субъектов РФ в порядке  бюджетного регулирования на  планируемый год;

- дотации и субвенции  из бюджетов субъектов РФ, а  по федеральным программам - и  из федерального бюджета;

- средства из Фонда  Финансовой Поддержки муниципальных  образований;

Информация о работе Бюджетное финансирование, его сущность, понятие и значение