Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:59, доклад
Бюджетное финансирование – выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных органов и бюджетных учреждений. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.
Бюджетное финансирование – выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных органов и бюджетных учреждений. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении.
Общие положения о расходах бюджетов рассмотрены в Главе 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Под расходами бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.
Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Бюджетные обязательства – расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Бюджетные ассигнования – предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
3. ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» утверждены доходы федерального бюджета на 2013 год в сумме 12 865 925,6 млн. рублей (19,3% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 5 925 497,5 млн. рублей (8,9% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 6 940 428,1 млн. рублей (10,4% к ВВП) (таблица 4).
В соответствии с абзацем третьим пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. № 1272 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» сформированы прогнозные показатели доходов федерального бюджета на I полугодие 2013 года (далее - прогноз доходов на I полугодие 2013 года).
Таблица 4
Основные показатели федерального бюджета по доходам
за I полугодие 2013 года
млн. рублей
Наименование |
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» |
Прогноз доходов федерального бюджета на I полугодие 2013 года |
Отчет за I полугодие 2013 года |
Отклонение отчета от прогноза на I полугодие 2013 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4-3 |
ВВП, млрд.рублей |
66 515,0 |
30 607,0 |
31 360,6 |
753,6 |
Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр. |
97,0 |
98,2 |
106,5 |
8,3 |
Курс доллара США к рублю |
32,4 |
32,3 |
31,0 |
-1,3 |
ДОХОДЫ |
12 865 925,6 |
5 827 085,1 |
6 257 653,7 |
430 568,6 |
в % к ВВП |
19,3 |
19,0 |
20,0 |
1,0 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
5 925 497,5 |
2 862 018,7 |
3 099 109,5 |
237 090,8 |
в % к ВВП |
8,9 |
9,3 |
9,9 |
0,6 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
6 940 428,1 |
2 965 066,4 |
3 158 544,2 |
193 477,8 |
в % к ВВП |
10,4 |
9,7 |
10,1 |
0,4 |
Доходы федерального бюджета за I полугодие 2013 года составили 6 257 653,7 млн. рублей (20,0% к ВВП) или 48,6% к объему доходов, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», и на 430 568,6 млн. рублей или на 7,4% больше прогноза доходов на I полугодие 2013 года.
Поступление нефтегазовых доходов за I полугодие 2013 года составило 3 099 109,5 млн. рублей (9,9% к ВВП), ненефтегазовых доходов – 3 158 544,2 млн. рублей (10,1% к ВВП) или соответственно 52,3% и 45,5% к прогнозу доходов, учтенному при формировании Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», 108,3% и 106,5% к прогнозу доходов на I полугодие 2013 года соответственно.
По сравнению с прогнозом доходов на I полугодие 2013 года фактическое поступление доходов в федеральный бюджет увеличилось на 430 568,6 млн. рублей или на 1,0% к ВВП, в том числе за счет нефтегазовых доходов – на 237 090,8 млн. рублей (на 0,6% к ВВП) и ненефтегазовых доходов – на 193 477,8 млн. рублей (на 0,4% к ВВП). Увеличение нефтегазовых доходов связано с отклонением фактических макроэкономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации от прогнозных (увеличение мировых цен на нефть марки «Юралс» на 8,3 долл.США/барр. и экспортных цен на газ природный на 14,0 долл.США/тыс.куб.м при снижении курса доллара США по отношению к рублю на 1,3 рубля). Рост ненефтегазовых доходов обусловлен, в основном, увеличением поступлений разовых платежей за пользование недрами, доходов федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации, доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации, поступлений ввозных таможенных пошлин.
Динамика исполнения доходов федерального бюджета за последние три года представлена в таблице .
Таблица 1 Фактическое исполнение доходов федерального бюджета
за I полугодие 2011 - 2013 годов
млн. рублей
Наименование |
I полугодие 2011 года |
I полугодие 2012 года |
I полугодие 2013 года |
1 |
2 |
3 |
4 |
ВВП, млрд.рублей |
25 273,6 |
28 815,2 |
31 360,6 |
Цена на нефть марки «Юралс», долл. США/барр. |
108,2 |
111,8 |
106,5 |
Цена на газ природный, долл.США/тыс.куб.м. |
315,6 |
351,3 |
345,0 |
Курс доллара США к рублю |
28,6 |
30,6 |
31,0 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США |
246,2 |
261,8 |
253,9 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл.США |
140,8 |
145,3 |
150,7 |
ДОХОДЫ |
5 306 370,2 |
6 200 399,5 |
6 257 653,7 |
в % к ВВП |
21,0 |
21,5 |
20,0 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 540 385,3 |
3 226 109,5 |
3 099 109,5 |
в % к ВВП |
10,1 |
11,2 |
9,9 |
НДПИ на нефть |
864 732,3 |
1 082 215,1 |
1 060 003,4 |
НДПИ на газ горючий природный |
71 559,3 |
135 271,1 |
158 145,8 |
НДПИ на газовый конденсат |
4 063,0 |
5 139,4 |
6 558,1 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую |
1 011 779,3 |
1 251 336,0 |
1 113 311,4 |
Вывозные таможенные пошлины на газ природный |
185 827,9 |
241 464,7 |
214 337,4 |
Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти |
402 423,5 |
510 683,2 |
546 753,4 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ |
2 765 984,9 |
2 974 290,0 |
3 158 544,2 |
в % к ВВП |
10,9 |
10,3 |
10,1 |
Налог на прибыль организаций |
161 141,4 |
177 768,8 |
160 561,5 |
Налог на добавленную стоимость |
1 550 476,6 |
1 735 120,7 |
1 747 668,1 |
НДС на товары, реализуемые на территории РФ |
889 015,7 |
978 426,7 |
978 688,9 |
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ |
661 460,9 |
756 694,0 |
768 979,2 |
Акцизы |
125 595,4 |
176 379,1 |
237 767,4 |
Ввозные таможенные пошлины |
304 934,2 |
346 986,6 |
325 743,7 |
Прочие ненефтегазовые доходы |
623 837,3 |
538 034,8 |
686 803,5 |
Разовые платежи за пользование недрами |
35 542,2 |
21 758,9 |
116 667,9 |
Доходы от перечисления части прибыли Банка России |
153 069,6 |
16 301,5 |
73 130,3 |
Прочие доходы |
435 225,5 |
499 974,4 |
497 005,3 |
Динамика поступления доходов
федерального бюджета за I полугодие
2011 - 2013 годов характеризуется
I полугодие 2011 года до 21,5% к ВВП за I полугодие
2012 года и снижением до 20,0% к ВВП за I полугодие
2013 года.
За I полугодие 2013 года доходы
федерального бюджета снизились
по сравнению с аналогичным
Структура доходов федерального бюджета за I полугодие 2011 - 2013 годов в разрезе нефтегазовых и ненефтегазовых доходов представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета за I полугодие 2011 - 2013 годов
В общей сумме доходов
федерального бюджета за I полугодие 2013 года нефтегазовые доходы
составили 49,5% и ненефтегазовые доходы
– 50,5%. При этом, динамика изменения доли
нефтегазовых доходов в общей сумме доходов
соответствует изменениям мировых цен
на нефть марки «Юралс» (рост за I полугодие
2012 года до 111,8 долл.США/барр. против 108,2
долл.США/барр. за I полугодие 2011 года и
снижение за I полугодие 2013 года до 106,5
долл.США/барр.) и экспортных цен на газ
природный
(I полугодие 2011 года – 315,6 долл.США/тыс.куб.м,
I полугодие
2012 года – 351,3 долл.США/тыс.куб.м, I полугодие
2013 года –
I полугодием 2011 года.
Структура доходов федерального бюджета за I полугодие 2011 - 2013 годов по видам доходов показана на рисунке.
Рисунок 2 Структура доходов федерального бюджета по видам доходов
за I полугодие 2011 - 2013 годов
Основная часть поступлений
федерального бюджета за I полугодие
2011 - 2013 годов обеспечена поступлениями
вывозной таможенной пошлины, налога на
добавленную стоимость и налога на добычу
полезных ископаемых. На долю указанных
доходов за I полугодие 2013 года приходится
около 78,0% всех доходов федерального бюджета.
Увеличение доли прочих доходов на 0,8%
обусловлено, в основном, поступлением
разовых платежей за пользование недрами
и акцизов по подакцизным товарам.
Таблица 1 Доведение и распределение лимитов бюджетных обязательств по состоянию на 1 июля 2013 года в разрезе разделов классификации расходов бюджетов
Наименование |
Лимиты бюджетных обязательств | |||
доведено до главных распорядителей |
% доведения |
распределено главными распорядителями |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2*100 |
ВСЕГО |
12 824 991,8 |
99,3 |
9 549 099,3 |
74,5 |
в том числе: |
||||
Общегосударственные вопросы |
925 632,6 |
99,5 |
694 995,3 |
75,1 |
Национальная оборона |
2 100 486,1 |
100,0 |
1 649 703,5 |
78,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2 041 089,0 |
100,0 |
1 816 747,9 |
89,0 |
Национальная экономика |
1 790 280,5 |
96,1 |
1 560 337,0 |
87,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
153 983,9 |
100,0 |
116 226,2 |
75,5 |
Охрана окружающей среды |
24 644,1 |
99,9 |
22 095,8 |
89,7 |
Образование |
683 869,6 |
99,8 |
462 461,4 |
67,6 |
Культура, кинематография |
98 247,0 |
99,9 |
83 503,4 |
85,0 |
Здравоохранение |
534 185,4 |
100,0 |
427 397,5 |
80,0 |
Социальная политика |
3 299 189,6 |
99,98 |
1 675 388,8 |
50,8 |
Физическая культура и спорт |
57 289,3 |
94,2 |
55 878,0 |
97,5 |
Средства массовой информации |
71 787,0 |
95,2 |
40 061,7 |
55,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
408 446,8 |
100,0 |
369 811,6 |
90,5 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
635 860,9 |
99,7 |
574 491,2 |
90,3 |