Бюджетное планирование деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 18:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы явилось исследование сущности бюджета и особенностей составления бюджета на промышленном предприятии.
Для достижения поставленной цели изучены: понятия бюджета, виды и особенности бюджетов, формирования бюджета, анализ и контроль за его выполнением.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ- Инвестиционное бюджетирование.docx

— 70.93 Кб (Скачать файл)

2



 

Федеральное агентство по образованию

Уральская Академия Государственной Службы

Челябинский Институт (филиал)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Бюджетное планирование деятельности предприятия

 

 

 

Снедковой Марины Евгеньевны

Студентки курса БУ-43 группы БУ-431

 

Руководитель:

кандидат экономических наук,

доцент

 

 

 

 

 

Челябинск

2010

 

Введение

 

Бюджетный процесс трансформирует имеющие обобщенный характер элементы корпоративной стратегии в количественные показатели рынков и ресурсов.

Джохен Циммерман, London Business School

Актуальность выбранной темы определяется тем, что бюджетирование играет важнейшую роль в развитие предприятия и в получении наиболее высокой прибыли. Управление предприятием невозможно без финансового планирования работы предприятия, а также контроля за выполнением разработанных финансовых планов. Поэтому планирование и контроль результата деятельности предприятия стали невозможными без формирования бюджета как основного инструмента гибкого управления и служащего для обеспечения достоверной информацией. В нём отражаются результаты планирования и контроля в виде определённых финансовых данных. С его помощью разрабатывается стратегия эффективного развития предприятия в условиях конкуренции, а также неопределённости в условиях рыночной экономики и он служит важным инструментом достижения его целей.

Целью курсовой работы явилось исследование сущности бюджета и особенностей составления бюджета на промышленном предприятии. Для достижения поставленной цели изучены: понятия бюджета, виды и особенности бюджетов, формирования бюджета, анализ и контроль за его выполнением.

Объектом исследования явилось организация бюджетирование на предприятии. Предмет исследование бюджетирование на промышленном предприятии и раскрытия самой сущности бюджетирование в целом.

Работа написана на основании трудов ученых в области управленческого учета, книжных изданий по планированию и бюджетированию предприятий а также на основании нормативных стандартов по бухгалтерскому учету.

 

Глава 1. Сущность бюджетирование

 

1.1 Понятие и функции бюджета

 

Различные виды деятельности предприятия на следующий период времени должны координироваться путем подготовки конкретных программ действий. Эти программы называются бюджетом. Это финансовый документ, в котором отражаются такие показатели деятельности, как:

-планируемая  величина дохода, которая должна быть достигнута в результате деятельности;

- расходы, которые должны быть понесены  в течении этого периода;

- капитал, который необходимо привлечь  для достижения цели деятельности, и т. п.

Фактически бюджет предприятия представляет собой план в денежном выражении, принятый на один год, с разбивкой на четыре квартала. Как правило, бюджет разбивается на месяцы, а иногда и на недели. Бюджет не имеет стандартной формы. Структура бюджета зависит от следующих факторов: размер организации, вид деятельности, что является предметом бюджета, степени детализации бюджета и его связи с финансовой структурой предприятия, уровня квалификации и опыта разработчиков бюджета. Информация, представленная в бюджете, должна быть доступной и ясной для пользователя, объем информации должен служить пользователю для получения обоснованных решений.

Основные функции бюджета:

- планирования  видов деятельности, обеспечивающих  достижения цели создания организации;

- координация  различных видов деятельности  и отдельных подразделений для  достижения наилучших финансовых  результатов деятельности организации  в целом;

- стимулирование  руководителей всех рангов в  достижения целей своих центров  ответственности;

- контроль  и оценка текущей деятельности;

Основной бюджетный фактор характеризует цель формирования бюджета. Например, если основным бюджетным фактором является объем продаж, то необходимо начинать составление бюджета организации с подготовки плана продаж. Если основным бюджетным фактором является объем производства, то необходимо начинать составления бюджета с подготовки плана производства.

Разработка бюджета состоит из следующих этапов:

- постановка задачи и сбор информации, необходимой для разработки ;

бюджета;

- изучения и анализ имеющейся информации; обобщения и анализ фактических результатов прошлого периода; расчет научно обоснованных показателей деятельности предприятия; формирования бюджета;

- экспертиза и оценка бюджета ;

- принятие и оценка бюджета

Неправильно планировать производство только «сверху», начиная с утверждения годового бюджета. Планировании процесса только «снизу», т. е. с составления смет подразделении, цехов, также не даст положительных результатов: доходы могут оказаться сознательно заниженными, а расходы – завышенными из-за перестраховки отдела реалезации и производственного отдела и др.

Формирование бюджета должно идти синхронно «сверху» и «снизу» при тесном взаимодействии руководства производственных подразделений и предприятия. Только в этом случае бюджет будет разработан с учетом максимального использования реальных производственных возможностей в целях удовлетворения желаемых результатов руководства предприятия. Возможны три альтернативных варианта формирования бюджета: пессимистический, вероятностный и оптимистический. При пессимистическом варианте преследуется минимальная цель при максимальном использовании имеющихся ресурсов. Вероятностный вариант ориентирован на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов. Оптимистический вариант предусматривает достижения максимальных целей при эффективном использовании ресурсов.

Бюджетирование – динамичный процесс составления и реализации финансового документа, основными этапами которого являются:

- анализ  исполнения бюджета прошедшего  периода (сопоставление фактических  данных с плановыми, выявление  отклонений, поиск резервов).

- составление  бюджета на отчетный период

- контроль (мониторинг) за использованием бюджета  отчетного периода

- анализ  использования бюджета отчетного  периода.

- составление  бюджета на следующий период.

В процессе бюджетирования цели (задачи) системы бюджетирования определяют исходя из целей организации.

Бюджетирование позволяет руководству организации с очень сильной вероятностью оценить эффективность принимаемых решений, оптимальным образом распределить ресурсы предприятия, намечать пути развития персонала и предприятия, а также избегать кризисных ситуаций.

Бюджетирование может рассматриваться как одна из целей организации, но в, то, же время система бюджетирования должна реализовывать несколько поставленных целей в зависимости от временных границ их функционирования, сферы применения и степени детализации.

 

1.2 Виды и особенности бюджетов

 

По формам можно выделить следующие группы бюджетов:

  • финансовые (основные, главные) бюджеты: бюджеты доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, прогнозный баланс;
  • операционные бюджеты: бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на основные материалы, бюджет затрат труда, бюджет накладных расходов производства, бюджет коммерческих, бюджет управленческих расходов и др.;
  • вспомогательные бюджеты: инвестиционный бюджет, кредитный план и др.

Бюджет по операционной деятельности детализирует в рамках соответствующего временного периода содержание показателей, отражаемых в текущем плане доходов и расходов по операционной деятельности.

Бюджет по инвестиционной деятельности направлен на соответствующую детализацию показателей текущего плана доходов и расходов по этой деятельности.

Бюджет по финансовой деятельности призван соответствующим образом детализировать показатели текущего плана поступления и расходования денежных средств.

Бюджет текущих затрат состоит из двух разделов: текущих расходов, представляющих собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности, и доходов от текущей хозяйственной деятельности, сформированных в основном за счет реализации продукции (товаров, услуг).

Бюджет капитальных затрат представляет собой форму доведения до конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на основе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов и т. д.

Функциональный бюджет разрабатывается по одной (или двум) статьям затрат (например, бюджет оплаты труда персонала).

Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат (например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и т. п.).

Гибкий бюджет является скорее динамическим, чем статическим. Разрабатывается с учетом возможности изменений, которые будут внесены в него при колебаниях выпуска, реализации и других параметров деятельности, влияющих на уровень доходов и расходов предприятия. В случае гибкого бюджета характер изменения затрат по каждому пункту учитывается путем пересмотра заложенных в бюджет допущений в свете фактически достигнутого уровня деятельности. Гибкий бюджет является эффективным средством для сравнения фактических затрат с предписанными для выбранного уровня активности.

Фиксированный (статичный) бюджет должен оставаться без изменений независимо от объемов выпуска и другого достигнутого уровня деятельности. То есть это бюджет, основанный только на одном уровне активности (для одного объема производства или продаж). Он подходит для предприятий, уровень производства (реализации) которых предсказуем и достаточно стабилен или, наоборот, у которых изменение уровня деятельности в производстве не внесет изменений в затраты или годовой доход. Фиксированный бюджет относительно прост при составлении и не нуждается в пересмотре при изменениях уровня деятельности. Тем не менее даже при составлении бюджета такого типа должна быть возможность при необходимости внести по крайней мере незначительные корректировки.

Оперативный бюджет - это бюджет, прямо связанный с достижением целей предприятия, например план производства, материально-технического снабжения.

Текущий бюджет - краткосрочный бюджет, направленный на планирование текущих целей предприятия.

Перспективный бюджет - бюджет генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры предприятия.

Самостоятельный бюджет - изолированный, не зависящий от других бюджетов.

Непрерывный (скользящий) бюджет - по мере того как заканчивается месяц или квартал, к бюджету добавляется новый.

Укрупненный бюджет - бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются в обобщенном виде.

Детализированный бюджет - бюджет, в котором все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.

 

Таблица 1. Виды бюджетов

Классификационный признак

Вид бюджета

1

2

По сферам деятельности предприятия

Бюджет по операционной деятельности

Бюджет по инвестиционной деятельности

Бюджет по финансовой деятельности

По видам затрат

Бюджет текущих затрат

Бюджет капитальных затрат

По широте номенклатуры затрат

Функциональный бюджет

Комплексный бюджет

По методам разработки

Фиксированный бюджет

Гибкий бюджет

По длительности планируемого периода

Ежедневный, понедельный, месячный, квартальный, годовой

По периоду составления

Оперативный бюджет

Текущий бюджет

Перспективный бюджет

По непрерывности планирования

Самостоятельный бюджет

Непрерывный (скользящий) бюджет

По степени содержания информации

Укрупненный бюджет

Детализированный бюджет


 

1.3 Формирование бюджета

 

Формирование бюджета – это процесс, формирования финансовых показателей деятельности предприятия, оформленных в основные операционные и бюджетные документы.

Процесс формирования условно делится на две составные части:

Информация о работе Бюджетное планирование деятельности предприятия