Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:54, реферат

Описание работы

Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ – совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов следующих уровней:
– федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
– бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
– местные бюджеты, в том числе:
-бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
бюджеты городских и сельских поселений.

Файлы: 1 файл

бюджетное устройство.docx

— 48.62 Кб (Скачать файл)

В четвертом чтении законопроект голосуется в целом. Срок равен 15 дням. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый  Государственной Думой федеральный  закон о федеральном бюджете  на очередной финансовый год в  течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. При рассмотрении федеральный закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год голосуется на предмет  его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня  одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

3) исполнение  бюджета. В Российской Федерации  устанавливается казначейское исполнение  бюджетов. Принцип единства кассы  предусматривает зачисление всех  поступающих доходов бюджета,  привлечение и погашение источников  финансирования дефицита бюджета  и осуществление всех расходов  с единого счета бюджета.

Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
  • возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
  • учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджета по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением обязательных последовательно  осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

  • составление и утверждение бюджетной росписи;
  • утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
  • утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;
  • принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
  • подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

4) составление  отчета об исполнении бюджета  и его утверждение. В конце  каждого финансового года министр  финансов издает распоряжение  о закрытии года и подготовке  отчета об исполнении федерального  бюджета в целом и бюджета  каждого государственного внебюджетного  фонда в отдельности. На основании  распоряжения министра финансов  все получатели бюджетных средств  готовят годовые отчеты по  доходам и расходам. Ежегодно  не позднее 1 июня текущего  года Правительство Российской  Федерации представляет в Государственную  Думу и Счетную палату Российской  Федерации отчет об исполнении  федерального бюджета за отчетный  финансовый год в форме федерального  закона.

Счетная палата Российской Федерации проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета  за отчетный финансовый год и готовит  заключение по отчету Правительства  Российской Федерации об исполнении федерального бюджета.

Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты Российской Федерации. По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений:

  • об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
  • об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.

 

3. Бюджетная классификация.

 

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и  исполняются бюджеты, является бюджетная  классификация. Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 27.08.2004 г. № 72 Н утверждена бюджетная классификация.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

  • для составления, утверждения и исполнения бюджета;
  • контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
  • обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
  • составления консолидированных бюджетов всех уровней.

По бюджетной классификации  госбюджет состоит из четырех  блоков: «доходы», «расходы», «финансирование  бюджета» и «государственный долг».

Классификация доходов  бюджета

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги и взносы на социальные нужды;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию РФ;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина;

Неналоговые доходы включают следующие  подгруппы:

  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба
  • прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят  из подгрупп:

  • от нерезидентов;
  • от бюджетов других уровней;
  • от государственных внебюджетных фондов;
  • от государственных организаций;
  • от наднациональных организаций;
  • средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

В свою очередь подгруппы делятся  на статьи и подстатьи. Так, подгруппа  «налоги на прибыль, доходы» делится  на две статьи: налог на прибыль  организаций и налог на доходы физических лиц.  Каждая статья разделяется  на несколько подстатей.

 

Классификация расходов бюджета

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы (рисунок 1).

 

 

Рисунок 1 – Классификация расходов государственного бюджета РФ

 

Функциональная  классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:

  • государственное управление и местное самоуправление;
  • судебная власть;
  • международная деятельность;
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
  • промышленность, энергетика и строительство;
  • сельское хозяйство, рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная деятельность»  состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие  в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в  рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень  функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и  отражает финансирование расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств федерального бюджета в  пределах подразделов функциональной классификации расходов.

Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень функциональной классификации расходов и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям.

Ведомственная классификация – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация – группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы – это часть  расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.

Капитальные расходы – это часть  расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную  и инвестиционную деятельность. В  составе капитальных расходов может  быть выделен бюджет развития. Капитальные  расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов  и резервов, приобретение земли и  нематериальных активов, капитальные  трансферты.

В категорию «Предоставление кредитов за вычетом погашений» включается группа «Предоставление кредитов».

 

 

Литература.

 

  1. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями: последняя редакция от 24 июля 2007 г.)
  2. Вахрин П.И.,  Нешитой А.С. Финансы – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 532 с.
  3. Греков И.Е., Збинякова Е.А.Финансы, денежное обращение  и кредит: учебное пособие - Орел: ОрелГТУ, 2008. – 217 с.
  4. Глущенко А.С. Финансы: Учебное пособие. – 3-е издание, дополненное и перераб. –  Х.: ХНУ, 2008 – 158 с.   
  5. Поляк Г.Б. Финансы, денежное обращение  и кредит: учебник для ВУЗов, 3-ие издание, -М:ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г., 639 с.
  6. Ковалев В.В Финансы- 2-е изд – М.: ПРОФИТ, 2007 -640с.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система Российской Федерации