Бюджетные правоотношения
- Материальные – отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга
- Процессуальные – отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроля их исполнения, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности
Черты бюджетных правоотношений
- связаны с образованием, распределением и использованием централизованного государственного или муниципального денежного фонда соответствующей территории
- права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета - основного финансового плана
- участвует государство, муниципальное образование или соответствующий государственный орган власти (местного самоуправления)
- носят непрерывный, повторяющийся характер
- публичный характер
- складываются преимущественно по поводу денежных средств.
Субъекты бюджетных правоотношений
- публично-правовые образования (Российская Федерация, муниципальные образования, субъекты РФ)
- Представительные и исполнительно-распорядительные органы
- Государственные и муниципальные организации
- Граждане и негосударственные организации
Бюджетное законодательство РФ
- Бюджетный кодекс РФ
- Федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах ГВФ
- Законы субъектов РФ
- Муниципальные правовые акты о местных бюджетах (решения о бюджете муниципальных образований)
- Нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения в пределах своей компетенции согласно БК РФ
- Все законы, правовые акты не могут противоречить БК РФ (ст. 2)
- Главенство международных договоров (п. 1 ст. 4)
Бюджетный кодекс РФ
Бюджетное устройство =
- организация БС
+ принципы построения
- Государственное устройство
Бюджетное устройство
- определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств
- определяется федеративным устройством государства, наличием местного самоуправления
- обусловливает формы и методы взаимоотношений органов власти в процессе бюджетной деятельности
- предполагает такое взаимодействие элементов бюджетной системы, которое обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета
Бюджетная система
Российской Федерации
основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов
государственных внебюджетных
фондов
Бюджетная система РФ
- федеральный бюджет + бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов РФ + бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
- бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"
- Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ
- Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ
Бюджет муниципального
образования (местный бюджет) предназначен для исполнения
расходных обязательств муниципального
образования
(ФЗ №131 "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации")
В Саратовской области:
4 городских округа (г.Саратов,
ЗАТО п. Светлый, ЗАТО п.Шиханы, ЗАТО п.
Михайловский);
38 муниципальных районов,
включающих:
397 поселений, из них:
42 городских и 355 сельских
Принципы построения бюджетной системы
- Единства бюджетной системы РФ;
- Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ
- Самостоятельности бюджетов;
- Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
- Полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
- Сбалансированности бюджета;
- Результативности и эффективности использования бюджетных средств
- Общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
- Прозрачности (открытости)
- Достоверности бюджета;
- Адресности и целевого характера бюджетных средств;
- Подведомственности расходов бюджетов (веден ФЗ от 26.04.2007
N 63-ФЗ)
- Единства кассы (введен ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ).
Принцип единства бюджетной системы
- бюджетного законодательства,
- принципов организации и функционирования бюджетной системы,
- форм бюджетной документации и отчетности,
- бюджетной классификации бюджетной системы,
- санкций за нарушение бюджетного законодательства,
- единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов,
- ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов и бюджетных учреждений,
- единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.
Разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
- закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ
- определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Самостоятельность бюджетов
- право и обязанность ОГВ и ОМС самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
- право и обязанность ОГВ и ОМС на соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
- право ОГВ и ОМС устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня;
- право ОГВ и ОМС самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней);
- недопустимость установления РО, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней БС РФ, или за счет средств КБ, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств
- недопустимость непосредственного исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;
- недопустимость введения в действие в течение финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления решений и изменений бюджетного законодательства и (или) законодательства о налогах и сборах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
- недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.
Равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
- определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и ОМС,
- установление и исполнение расходных обязательств,
- формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,
- определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Полнота отражения доходов и расходов бюджетов
- все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме;
- все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе.
Сбалансированность бюджета
объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Результативность и эффективность бюджетных средств