Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 16:05, реферат
Поскольку государство имеет административно-территориальное деление и соответственно этому уровни власти и управления, то существуют бюджеты различных уровней, между которыми имеется взаимосвязь, и они объединены в единую бюджетную систему.
Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Казахстан
1. Понятие бюджетного
устройства и бюджетной
Под бюджетным устройством понимается организация государственного бюджета, как с экономической, так и организационно-правовой точки зрения. То есть сюда включаются состав и структура внутренних подразделений государственного бюджета, функциональное разграничение сфер их использования, соподчиненность, взаимодействие, а также правовая и процедурная сторона организации бюджета. Иначе говоря, бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, принципы ее построения.
Поскольку государство имеет
административно-
Бюджетная система представляет собой совокупность всех видов бюджетов и внебюджетных фондов, находящихся в определенной взаимосвязи и основанных на экономических отношениях и юридических нормах.
Бюджетная система Республики Казахстан - это есть «совокупность бюджетов и Национального фонда, а также бюджетных процессов и отношений».
Бюджетная система Республики Казахстан как унитарного государства является двухзвенным: республиканское звено и местное звено. Каждому звену бюджетной системы соответствуют свои виды самостоятельных бюджетов:
республиканский бюджет;
областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;
бюджет района (города областного значения).
Таким образом, в состав бюджетной системы Республики Казахстан входят республиканский бюджет и местные бюджеты, представленные областными бюджетами, бюджетами городов различных уровней и бюджетов районов. Свод республиканского и местных бюджетов (без учета взаимопогашаемых операций между ними) образует государственный бюджет.
Если говорить об уровневой структуре бюджетной системы Республики Казахстан, то в ней выделяют следующие три уровня:
Республиканский бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики.
Республиканский бюджет на соответствующий финансовый год утверждается законом Республики Казахстан. Финансовый год в Казахстане совпадает с календарным годом, то есть начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.
Областной бюджет, бюджет города
республиканского значения и столицы
представляет собой централизованный
денежный фонд, формируемый за счет налоговых
и других поступлений, определенных Бюджетным
кодексом, и предназначенный для финансового
обеспечения задач и функций местных государственных
органов областного уровня, города республиканского
значения, столицы, подведомственных им
государственных учреждений и реализации
государственной политики в соответствующей
административно-
Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных Бюджетным кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения).
Бюджет района (города областного значения) на соответствующий финансовый год утверждается решением маслихата района (города областного значения).
В особых случаях действует чрезвычайный государственный бюджет. В частности, в случаях чрезвычайного или военного положения в Республике Казахстан вводится чрезвычайный государственный бюджет, который формируется на основе республиканского и местных бюджетов. Иначе говоря, основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета является Указ Президента Республики Казахстан о введении и отмене на всей территории Республики Казахстан чрезвычайного или военного положения.
Чрезвычайный государственный бюджет разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и утверждается Указом Президента Республики Казахстан. Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение.
Также бюджетным законодательством определено, что чрезвычайный государственный бюджет может вводиться в случаях введения чрезвычайного положения на территории нескольких регионов Республики Казахстан одновременно и когда его последствия могут создать реальную угрозу национальным интересам и экономической безопасности республики.
В бюджетной системе важная роль отводится Национальному фонду Республики Казахстан.
Национальный фонд Республики Казахстан представляет собой активы государства в виде финансовых активов, сосредоточиваемых на счете Правительства Республики Казахстан в Национальном Банке Республики Казахстан, а также в виде иного имущества, за исключением нематериальных активов. бюджет казахстан национальный фонд
Назначение Национального фонда состоит в обеспечении стабильного социально-экономического развития государства, накоплении финансовых активов и иного имущества, снижении зависимости экономики от сырьевого сектора и воздействия неблагоприятных внешних факторов.
Национальный фонд выполняет сберегательную и стабилизационную функции. Сберегательная функция обеспечивает накопление финансовых активов и иного имущества. Стабилизационная функция предназначена для снижения зависимости республиканского бюджета от конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы.
На процесс формирования и использования Национального фонда влияют ряд факторов:
конъюнктура мировых и внутренних товарных и финансовых рынков;
экономическая ситуация в республике и за рубежом;
приоритеты социально-экономического развития республики с сохранением при этом макроэкономической и фискальной стабильности.
Поступления и расходование средств Национального фонда производятся в национальной и иностранной валюте. Учет и отчетность по операциям Национального фонда осуществляются в национальной валюте. Источниками формирования Национального фонда являются:
) поступления в бюджет, направляемые в Национальный фонд Республики Казахстан, к которым относятся поступления:
а) прямых налогов от предприятий нефтяного сектора (за исключением налогов, зачисляемых в местные бюджеты), в том числе: корпоративный подоходный налог, налог на сверхприбыль; роялти, бонусы, доля по разделу продукции; рентный налог на экспортируемую сырую нефть, газовый конденсат;
б) от приватизации государственного имущества, находящегося в республиканской собственности и относящегося к горнодобывающей и обрабатывающей отраслям;
в) от продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения; инвестиционные доходы от управления Национальным фондом Республики Казахстан; иные поступления и доходы, не запрещенные законодательством Республики Казахстан.
При Президенте РК создан консультативно-совещательный орган - Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, который вырабатывает предложения по эффективному использованию средств Национального фонда Республики Казахстан, его размещению в зарубежные финансовые инструменты, за исключением нематериальных активов. Решение о создании Совета по управлению Национальным фондом Республики Казахстан, его состав и положение о нем утверждаются Президентом Республики Казахстан.
На Совет по управлению Национальным фондом Республики Казахстан возложены следующие функции:
) выработка предложений
по повышению эффективности
) рассмотрение и выработка
предложений по объемам и
) выработка предложений
по перечню разрешенных
2. Принципы построения бюджетной системы Казахстана
Бюджетная система Республики Казахстан основывается на принципах, определенных статьей 3 Бюджетного кодекса Республики Казахстан: единства, полноты, реалистичности, транспарентности, последовательности, эффективности и результативности, приоритетности, ответственности, самостоятельности бюджетов.
Единство бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной единицы, форм бюджетной документации бюджетного процесса и процедур. Как отмечено в Бюджетном кодексе, «принцип единства - обеспечение применения единого бюджетного законодательства Республики Казахстан, в том числе использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории Республики Казахстан».
Принцип полноты означает отражение в бюджетах и Национальном фонде Республики Казахстан всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в обязательном порядке в полном объеме. При этом не допускается проведение зачета взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступки прав требований по бюджетным средствам.
Принцип реалистичности означает соответствие утвержденных (уточненных, скорректированных) показателей бюджета утвержденным (скорректированным) параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития Республики Казахстан и регионов.
Принцип транспарентности означает обязательное опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Республики Казахстан, утвержденных (уточненных, скорректированных) бюджетов и отчетов об их исполнении, другой информации, касающейся фискальной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; открытость бюджетного процесса, проведение государственного финансового контроля.
Принцип последовательности означает соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений.
Принцип эффективности и результативности - разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ с использованием оптимального объема бюджетных средств, необходимого для достижения этих результатов, или обеспечение наилучшего результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств.
Принцип приоритетности означает осуществление бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики или региона;
Принцип ответственности означает привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Республики Казахстан.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
) установление стабильного
распределения поступлений
) право всех уровней
государственного управления
) недопустимость изъятия
доходов, дополнительно полученных
в ходе исполнения местных
бюджетов, свободных остатков средств
местных бюджетов в
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Казахстан