Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 10:06, курсовая работа
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Введение-----------------------------------------------------------------------3
Глава 1. Бюджет--------------------------------------------------------------4
§1. Бюджет и бюджетное устройство----------------------------4
Глава 2. Дефицит бюджета-------------------------------------------------9
§1. Понятие дефицита бюджета-----------------------------------9
§2.Три концепции бюджетного дефицита----------------------13
§3. Причины и проблемы бюджетного дефицита-------------17
§4.Факторы роста бюджетного дефицита-----------------------23
§5. Пути сокращения дефицита бюджета-----------------------26
Заключение-------------------------------------------------------------------28
Литература
Правительство исходит из того, что дальнейшее сокращение бюджетных расходов на федеральном уровне практически невозможно. Поэтому бюджетная политика ориентируется в основном на повышение объема заимствований для покрытия дефицита федерального бюджета и увеличение его доходных источников.
Уверенность Правительства в том, что механизм расходования бюджетных средств на федеральном уровне достаточно отлажен, настораживает. Так как сегодня бюджетное финансирование настроено, главным образом, на “латание дыр”, а не на структурную перестройку экономики. Уравнительное распределение бюджетных ресурсов не только порождает иждивенчество, но и приводит к неэффективному использованию скудных государственных средств. Поскольку отдача этих вложений чрезвычайно мала, расходование бюджетных средств опережает поступление доходов, что ведет к росту бюджетного дефицита, вызывает потребность в дополнительной, не предусмотренной Законом о бюджете эмиссии денежных суррогатов, в свою очередь, это в значительной мере сводит на нет усилия Правительства по проведению жесткой финансовой политики.
Подобная политика в области бюджетных расходов, которую Правительство проводит уже практически два года, привела к тому, что проблема государственного долга все более остро дает о себе знать. Не случайно наиболее существенным в Законе “О бюджете” является рост расходов по статье “Обслуживание государственного долга”. Повышение расходов связано с необходимостью выполнения обязательств России перед иностранными и российскими юридическими лицами по обеспечению погашения предыдущих заимствований и обеспечением резервирования соответствующих ресурсов с учетом последующих сроков погашения. По сравнению с уровнем прошлого года увеличение расходов на обслуживание государственного долга (как внутреннего, так и внешнего) составляет почти 40% (с 58 143,8 до 78 323,4 млрд. руб.).
Основные проблемы бюджетного дефицита таковы:
§ начиная с 1990 года состояние федерального бюджета начало критически ухудшаться, дефицит российского федерального бюджета до сих пор имеет постоянную тенденцию к росту;
§ экономический кризис,
которым характерезуется
§ несбалансированность
государственных доходов и
§4. Факторы роста бюджетного дефицита.
Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически. Но, как я уже упомянул, не всегда бюджетный дефицит является негативным явлением.
Еще Дж. М. Кейнс в целях взбадривания экономического роста и обеспечения полной занятости рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств - войн, стихийных бедствий, катаклизмов - когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Наконец, существует и третья, наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита, когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений.
Нормальным считается дефицит бюджета, приблизительно соответствующий уровню инфляции в стране. Такой дефицит бюджета обычно покрывается низкопроцентными или беспроцентными кредитами Центробанка. Международные стандарты предполагают возможный дефицит бюджета на уровне 2 - 3 % ВНП. Такой или больший дефицит государственного бюджета финансируется за счет эмиссии государственных ценных бумаг, доходность которых обычно ниже, чем средняя доходность на финансовом рынке, поскольку, в отличии от других видов доходов, доходы по государственным ценным бумагам не облагаются налогом. С позиций же интересов государства наиболее эффективным источником финансирования внутреннего долга являются внешние займы и кредиты, так как они не отвлекают финансовые ресурсы из внутреннего денежно-кредитного оборота.
Ситуация же в самом
начале экономических преобразований
была значительно более плачевной.
С разрушением командно-
Столкнувшись с резким
сокращением налоговых
А. Илларионов выступает
с резкой критикой правительства, допустившего
неоправданно высокий уровень
§5. Пути сокращения дефицита бюджета.
Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение?
В настоящее время
сложилось две основные теории по
преодолению бюджетного кризиса
и кризиса государственной
Такой подход аргументируется недостатком в Российской экономики наличных денег. По словам Шмелева, “в экономике должно быть наличных и безналичных денег примерно 80 % стоимости ВВП. У американцев - более 100 %. У нас же - всего лишь около 10 %”.
Другая же точка зрения, напрочь отрицает возможность эмиссии как средства преодоления бюджетного дефицита. “Работа печатного станка, приводящая к эмиссии, не обусловленной потребностями товарооборота, должна расцениваться как мера, грубо нарушающая законы денежного обращения, а потому недопустимая. Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг”. Политика устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей). Это, несомненно, и привлечение в страну иностранного капитала.
Заключение.
В конечном итоге важно
отметить следующее: даже при том, что
бюджетный дефицит - сам по себе не
является катастрофичным явлением, его
увеличение может вести к серьезным
негативным последствиям не только экономического,
но и чисто политического
Государственный бюджет, являясь основным
финансовым планом государства, главным
средством аккумулирования
Литература.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17.07.03.
2. Федеральный закон “О
3. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2000
4. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 2002.
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
6. Подпорина И. Современные
7. Финансовые проблемы бюджета // Финансы, № 10, 2002
8. Хурсевич С. Н. Бюджетный
федерализм и бюджетный
9. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный
кризис и пути его преодоления
// Российский экономический
10. Улюкаев А. Государственные финансы и региональное развитие // Вопросы экономики, 2000, № 3.
11. Павлова Л. Бюджетное
12. Лавров А. Бюджетный
13. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2002, № 5.
14. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 2000
15. Богачева О. Бюджетные
Информация о работе Бюджетный дефицит его причины и пути сокращения (финансы)