Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:26, реферат
Бюджетный дефицит – это превышения расходной части бюджета над доходной. В условиях идеального состояния экономики такое явление отсутствующее, поскольку государство может оптимально сравнивать объем своих расходов соответственно с финансовыми возможностями без любого вреда для общества.
Однако на практике такая ситуация наблюдается редко, особенно когда государства переживают кризис в экономике.
Бюджетный дефицит – это превышения расходной части бюджета над доходной. В условиях идеального состояния экономики такое явление отсутствующее, поскольку государство может оптимально сравнивать объем своих расходов соответственно с финансовыми возможностями без любого вреда для общества.
Однако на практике такая ситуация наблюдается редко, особенно когда государства переживают кризис в экономике.
Причины возникновения дефицита обусловлены:
В условиях, когда экономика страны развивается динамично и стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно допустимых границах не является угрожающим. Его не следует излишне драматизировать, потому что в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.
В Украине в 90-х годах наблюдалось резкое увеличение бюджетного дефицита, которое было обусловлено такими негативными явлениями:
1) резким снижение эффективности производства, которое сопровождалось сокращением объемов валового внутреннего продукта;
2) значительному ростом и нерациональной структурой бюджетных расходов;
3) неэффективным
4) несовершенством и частыми
изменениями финансового
Эти и ряд других причин содействовали дестабилизации экономики, снижению доходов бюджета, значительному увеличению бюджетного дефицита, который в свою очередь привело к наращиванию инфляционных процессов, рост цен на товары и услуги, снижение материального благосостояния населения и других негативных явлений.
Принятие Государственного бюджета Украины или бюджета АР Крым, местных бюджетов на соответствующий бюджетный период разрешается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Профицит бюджета утверждается исключительно с целью погашения основной суммы государственного долга.
Бюджет АР Крым и городские бюджеты могут приниматься с дефицитом исключительно в части дефицита бюджета развития. Дефицит бюджета АР Крым и городских бюджетов покрывается за счет заимствований.
Утверждение областных, районных, районных в городах, сельских и поселковых бюджетов с дефицитом не допускается.
Негативные последствия большого бюджетного дефицита спешно нуждаются в осуществлении системы мер по его преодолению, проводке активной финансовой политики, использование общепринятых методов борьбы с дефицитом.
В современной теории и практике финансов в связи с бюджетными дефицитами употребляют такие понятия: финансирование бюджета, источники финансирования (покрытия) бюджетного дефицита, дефицитное финансирование. Два последних понятия были известны в Украине, а первое - заимствовано на Западе и введено в украинскую финансовую практику с принятием Бюджетного кодекса. Согласно Кодексу, финансирование бюджета - поступления и расходы в связи с изменением объема долга, а также остатка наличных средств по бюджету, которые используются для покрытия разницы между доходами и расходами бюджета.
Операции по финансированию бюджета имеют целью: профинансировать бюджетный дефицит, погасить государственный долг, покрыть временные кассовые разрывы при исполнении бюджета, обеспечить ликвидность бюджетного фонда. Размер бюджетного дефицита (или избытка) равен размеру нетто-финансирование (превышение положительного финансирования над отрицательным - дефицита, а иначе - профицита)
Что касается источников финансирования бюджетного дефицита, то их различают по кредиторам, инструментам привлечения, экономическим воздействиям (инфляционные/неинфляционные), исходя из влияния на чистую стоимость правительства, учитывая мультипликационный эффект и т.д..
Международный валютный фонд предлагает для использования две классификации финансирования: по типу кредитора и по типу долгового обязательства (табл.1) Аналогичные классификационные признаки установлены также бюджетным кодексом Украины. Для финансирования дефицита в Украине назначены внутренние и внешние заимствования, при этом эмиссионные средства НБУ не могут быть источником финансирования дефицита.
табл. 1 Классификация финансирования бюджета: подход МВФ
Финансирование по типу кредитора |
Финансирование по типу долгового обязательства |
1 внутренние финансирования: от других субъектов сектора государственного управления; от органов денежно-кредитного регулирования; от депозитных банков; другое внутреннее финансирование; корректировки 2 Внешнее финансирование: от международных институтов развития, от иностранных правительств, другие заимствования за рубежом, изменения наличности, депозитов и ценных бумаг, которые содержатся с целью управления ликвидностью |
1 Долгосрочные облигации 2 Краткосрочные облигации и векселя 3 Другие долгосрочные займы 4 Другие долгосрочные займы и авансы 5 Другие обязательства 6 Изменения остатков наличности, депозитов и ценных бумаг, которые правительство удерживает с целью управления ликвидностью |
По результатам сотрудничества с МВФ Украина заключила Технический меморандум о взаимопонимании, в котором определено, что финансирование дефицита консолидированного правительства включает:
- чистую сумму казначейских векселей;
- чистую сумму займов правительства, предоставленных национальной банковской системы;
- общую сумму приватизационных поступлений;
- разность между поступлениями
от размещения и погашения
каких-либо облигаций, эмитированных
правительством или НБУ для
нерезидентов с целью
- разность между получением
и погашением правительством
иностранных кредитов (включая проектные
кредиты и кредиты, полученные
с целью дальнейшего
- чистую смену депозитов
правительства в банках-
- чистые поступления от
размещения других долговых
В целом операции по финансированию бюджета имеют целью обеспечить не только покрытие дефицита, но и управление ликвидностью бюджета.
Основной объем операций, связанный с привлечением источников финансирования бюджетного дефицита в рыночных экономиках осуществляется на финансовых рынках. Эмитируя рыночные долговые инструменты, государство выступает крупным заемщиком финансовых ресурсов. Таким образом, раскрывая содержание финансирования бюджета как группу финансовых операций, связанных с покрытием дефицита бюджета, мы охарактеризовали это экономическое явление, сосредоточивая внимание на его классификации по двум признакам: типу кредитора, характеризующий категорию кредитора или собственника долгового обязательства; типу долгового обязательства, характеризует вид финансового инструмента заимствования средстве.
В мировой практике используют два основных методы покрытия дефицита бюджета: безэмиссионный и эмиссионный. Наиболее эффективным есть безэмиссионный метод, с помощью которого можно избавиться дефицита без дополнительного выпуска денег в обращение.
Безэмиссионный метод покрытия дефицита бюджета предусматривает привлечение до этого процесса внешних и внутренних источников.
Внешними источниками могут быть кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств, а также безвозмездная и безвозвратная финансовая помощь под целевые программы, которые имеют международное значение.
Внутренними источниками могут быть кредиты Национального Банка Украины, доходы от операций с ценными бумагами и т.п.
Наличие внутренних и внешних источников финансирования дефицита бюджета предопределяет возникновение внутреннего и внешнего государственного долга, поэтому государство должно осуществлять эффективный контроль и управление государственным долгом.
Эмиссионный метод покрытия бюджетного дефицита предусматривает использование денежно-кредитной эмиссии. Такой метод есть не совсем целесообразным, поскольку отрицательно отображается на экономической ситуации в государстве. Поэтому Бюджетным кодексом определено, что эмиссионные средства Национального Банка Украины не могут быть источником финансирования дефицита Государственного бюджета Украины.
По характеру воздействия на инфляционные процессы источники финансирования дефицита бюджета бывают инфляционные и неинфляционные. Инфляционным источником выступает монетизация дефицита, которая происходит за предоставление правительству займов центрального банка, покупка центральным банком государственных ценных бумаг, а также благодаря дополнительной эмиссии денег. Кредитная эмиссия использовалась в Украине с 1991 по 1995 г и была практические единственным источником покрытия бюджетного дефицита.
В целом теоретически возможны три основных варианта финансирования бюджетного дефицита: продажа государственных активов, государственные заимствования и монетизация дефицита
Продажа государственных активов для покрытия дефицита считается довольно редким явлением. Оно характерно для переходных экономик. Учитывая ограниченность, этот метод не является универсальным.
Государственные заимствования, с одной стороны, расширяют финансовые возможности государства, является эффективным инструментом изъятия лишних средств из оборота, в отличие от повышения налогов психологически не вызывают сопротивления. С другой стороны, они превращают взятые правительством займа в национальный долг, вытесняют часть частных инвестиций, государственный бюджет отягощается расходами на обслуживание долга, а критические его размеры угрожают государству дефолтом.
Монетизация бюджетного дефицита используется тогда, когда при наличии дефицита государство имеет большой внешний долг, в результате которого привлечения внешних займов невозможно, а все внутренние источники исчерпаны. Этот метод является вынужденным и считается целесообразным, когда все официальные валютные резервы центрального банка использованы, в связи с чем урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию. По инициативе центрального банка запускается механизм печати ничем не обеспеченных денег, решает проблему дефицита бюджетных ресурсов. Этот метод покрытия дефицита, несмотря на простоту, скрывает большую опасность, поскольку дополнительная эмиссия увеличивает предложение денег в обращении и нарушает пропорции.
При инфляции население стремится избавиться от денежных сбережений. В случае, если темпы сокращения денежных запасов начинают опережать темп инфляции, происходит уменьшение инфляционного налога .Таким образом, инфляционный налог - это своего рода "прибыль", что может получить государство при определенных темпах инфляции и равный потере капитала владельцами средств.
В целом монетизация дефицита, кроме эмиссии денег, может осуществляться путем расширения сферы кредитования центральным банком правительства для поддержки государственных предприятий на льготных условиях.
Итак, монетизация бюджетного дефицита является вынужденным, неэффективным и нежелательным способом его финансирования, который используется при значительных объемах внешней задолженности и если все возможности внутреннего долгового финансирования исчерпаны.
Итак, государство обязано формировать свою бюджетную политику таким образом, чтобы добиться сокращения бюджетного дефицита. Меры в этом плане содействовали бы, с одной стороны, увеличению доходов бюджета, а из другого, - сокращению государственных расходов. К таким мерам можно отнести:
Информация о работе Бюджетный дефицит и источники его финансирования