Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 15:53, реферат
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств; милитаризации экономики в мирное время;
Красноярский финансово-
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Казначейская
система исполнения бюджета»
Выполнил студент 3 курса 36 группы
очной формы обучения
Бабушкина Наталия Маратовна
Руководитель Головинская Е. М.
Красноярск-2011
Бюджетный дефицит
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. Наличие дефицита может быть следствием: кризисных явлений в экономике; неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране; чрезвычайных обстоятельств; милитаризации экономики в мирное время; осуществления крупных централизованных вложений в развитие производства и осуществление структурной перестройки; увеличения темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
Величина дефицита определяется при утверждении бюджета. В России в соответствии с Бюджетным кодексом, при принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта РФ, утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Соблюдение предельных значений бюджетного дефицита должно обеспечиваться также по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета за финансовый год.
Источниками финансирования дефицита федерального бюджета РФ являются:
1) внутренние источники: кредиты,
2) внешние источники:
Причины возникновения дефицита бюджета
Основные причины бюджетного дефицита, следующие:
СПОСОБЫ ПОКРЫТИЯ ДЕФЕЦИТА БЮДЖЕТА
1. Дефицит, финансируемый увеличением долга.
Правительство финансирует свой дефицит займами у населения, фирм, коммерческих банков и у других финансовых институтов. Обычно через посредничество центрального банка правительство осуществляет продажу своих долговых обязательство на открытом рынке. Иногда ценные бумаги могут продаваться и нерезидентам. Правительство может также осуществлять долговое финансирование и посредством внешних займов, получая кредиты, как правило, у иностранных государств или у международных финансовых институтов. После поступления этих заемных средств на счета Министерства финансов правительство расходует их как налоговые поступления.
2. Денежное финансирование дефицита.
Правительство финансирует
свой дефицит займами денег у
ЦБ. В этом случае ЦБ покупает часть
долга у правительства в виде
ценных бумаг за деньги. Финансирование
бюджетного дефицита в виде денежного
заимствования может
3. Дефицит, финансируемый продажей активов.
Правительство для покрытия бюджетного дефицита может выручить деньги от продажи активов: земли, предприятий государственного сектора, золота и т.п. Продажа активов происходит гораздо реже, чем наращивание государственного долга и денежной массы. Продажи активов стали значительными в 80-ые годы в США, в Европе и в развивающихся странах. Примером такого рода финансирования бюджетного дефицита может служить проводимая в России в 1992-1995 гг. приватизация государственной собственности. Однако эта форма финансирования является временной. Правительство может иметь и бюджетный избыток, как это наблюдалось в России несколько последних лет на фазе экономического роста. Тогда вместо продажи облигаций или увеличения денежной массы правительство уменьшает объем неоплаченных государственных облигаций.
Общий объем невозвращенных правительством кредитов эмиссионному банку и непогашенных государственных облигаций образует государственный долг.
Проблема финансирования
и рефинансирования, то есть управления
государственным долгом,- явление
в экономике далеко не новое. По государственному
долгу надо платить проценты по займам.
Эти выплаты являются первоочередной
статьей расходов государственного
бюджета. И по мере роста бюджетного
дефицита возрастает и государственный
долг, что в итоге может привести
к финансовому кризису. Поскольку
на дефицит государственного бюджета
значительное влияние оказывает
конъюнктура экономического цикла,
то правительству весьма трудно точно
определить размеры предстоящих
бюджетных поступлений и
Общий дефицит государственного бюджета есть разность между расходами и доходами:
B=G-jy,
где G – расходы правительства; j – ставка подоходного налога ; y – реальная величина национального дохода.
Первичный дефицит (
) есть разность между общим (или фактическим)
дефицитом и суммой выплат по государственному
долгу:
где i – текущая номинальная ставка процента; D – государственный долге.
Под структурным дефицитом
(
) подразумевается разность между текущими
государственными расходами и теми доходами
государственного бюджета, которые поступили
бы в него в условиях полной занятости
при существующей системе налогообложения:
,
(3)
где - реальная величина национального дохода полной занятости.
Если известен коэффициент
Оукена, то величину
можно определить по формуле:
,
(4)
где – коэффициент Оукена; u – фактический уровень безработицы ; – естественный уровень безработицы; – уровень вынужденной безработицы.
Исследованиями Оукена установлено, что при неизменном уровне безработицы существует закономерность, согласно которой темп роста реального объема ВНП, обусловленный ростом населения, накоплением капитала и научно-техническим прогрессом, составляет приблизительно 3%. Следует отметить, что = 3 был установлен для экономики США в 60-ые годы, когда естественная норма безработицы составляла 4%.
Циклический дефицит (
) есть разность между общим дефицитом
и структурным дефицитом:
.
(5)
В период экономического спада бюджетный дефицит возрастает, так как доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей возрастают. И, наоборот, в период подъема экономики ситуация меняется на обратную. Поэтому при анализе взаимосвязи между проведением денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики и колебаниями в экономическом цикле широко используют различие между фактическим и структурным дефицитом.
Структурный дефицит есть дефицит, рассчитанный при предположении полной или высокой занятости, естественном уровне безработицы, обычно 5-6 процентной безработице. Он показывает разность между текущими государственными расходами и теми доходами государственного бюджета, которые могли бы поступить в него при естественном уровне безработицы и существующей системе налогообложения.
Фактический дефицит отличается от структурного на циклическую составляющую и являющуюся той частью дефицита, образовавшейся исключительно из-за того, что экономика в данный момент не находится на уровне выпуска, соответствующего высокой занятости.
Различие между структурным
и фактическим дефицитом
Во времена спада величина циклического дефицита становится положительной, так как фактический дефицит превышает структурный. Во времена бума при снижении уровня безработицы ниже 5-6%, фактический дефицит госбюджета становится меньше, а циклический дефицит имеет отрицательное значение.
Следовательно, образование
положительной или
Дефицит государственного бюджета и государственный долг тесно связаны между собой. Непосредственное влияние на образование величины государственного долга оказывает дефицит госбюджета, поскольку последний значительно покрывается за счет государственных займов. В свою очередь государственный долг зависит от государственных расходов. Расходы в государственном бюджете покрываются главным образом за счет сбора налогов. Таким образом, сокращение дефицита госбюджета может быть достигнуто только за счет двух источников: повышения налогов или снижения государственных расходов.
Поскольку правительство
при проведении своей стабилизационной
политики манипулирует государственным
бюджетом, то возникает вопрос: насколько
бюджетный дефицит и
Информация о работе Бюджетный дефицит: причины возникновения и методы его покрытия