Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:09, курсовая работа
Цель работы — рассмотреть поцесс формирования бюджетного профицита (дефицита) и выявить пути совершенствования в управлении резервным фондом и фондом национального благосостояния.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие профицита (дефицита) бюджета;
— рассмотреть способы управления профицитом бюджета и источники финансирования его дефицита;
— дать оценку профицита федерального бюджета;
— выявить роль бюджетного дефицита (профицита) в государственном регулировании экономики, изложить аспекты нормативно-законодательное регулирования дефицитов (профицита) бюджетов;
— расмотреть возможности использования зарубежного опыта в управлении профицитом бюджета;
Введение 4
1 Теоретические основы сбалансированности государственного бюджета РФ 6
1.1 Бюджетный дефицит: содержание, причины возникновения и
источники финансировании 6
1.2 Бюджетный профицит: сущность и способы управления 11
1.3 Способы управления государственным долгом 17
2 Оценка сбалансированности федерального бюджета РФ 23
2.1 Анализ динамики профицита (дефицита) федерального
бюджета РФ 23
2.2 Оценка государственной долговой политики РФ 27
3 Основные направления совершенствования управления бюджетным профицитом (дефицитом) в РФ 31
3.1 Меры по повышению эффективности управления бюджетным
профицитом (дефицитом) 31
3.2 Возможность использования зарубежного опыта в управлении профицитом (дефицитом) бюджета в отечественной практике 34
Заключение 39
Список использованных источников
С учетом вышеизложенного, можно сформулировать концепцию «несырьевого бюджета» России, создающую основу для оптимизации долгосрочной бюджетной политики с учетом особенностей доходов, получаемых от использования природных ресурсов. Концепция «несырьевого бюджета» предусматривает построение бюджета с разделением доходов от сырьевого и несырьевого секторов, и как далее будет видно, при не учете доходов, полученных от продажи энергоносителей за рубеж, бюджет государства формируется с определенным дефицитом, что позволяет повысить управляемость финансовой системы государства.
То есть, можно сказать, построение несырьевого бюджета наиболее оптимально именно для федерального уровня, а для остальных уровней бюджетной системы, наиболее предпочтительно воспользоваться другими источниками финансирования бюджета.
3.2 Возможность использования зарубежного опыта управления профицитом (дефицитом) в отечественной практике
В западной экономической литературе существует несколько точек зрения по проблеме бюджетного дефицита. Некоторые экономисты полагают, что растущий дефицит бюджета вытесняет частные накопления, идущие обычно на производственное инвестирование, расширение и обновление основных фондов. Поглощение бюджетными дефицитами инвестиционного капитала ухудшает условия получения средств предпринимателями, ведет к снижению темпов экономического роста, препятствует созданию новых рабочих мест. Последствием этого является замедление рассасывания безработицы.
Другие придерживаются противоположных взглядов, считая, что рост дефицита бюджета смягчает инфляционные процессы. Более того, в начале 80-х гг. существовала и третья точка зрения: ряд экономистов утверждал, что стремительный рост бюджетного дефицита поддерживает высокий уровень номинальных норм процента даже при уменьшении темпов инфляции.
Государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.
Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической Стремясь воспрепятствовать оттоку капитала, западноевропейские страны также вынуждены повышать процентные ставки, что приводит к уменьшению финансовых возможностей национальной промышленности в отношении расширения производства. Так, по данным Конференции Британской промышленности, увеличение процентных ставок на 1% обходится промышленности в 250 млн. фунтов стерлингов в год.
Высокие процентные ставки вызывают отрицательный эффект в валютной области, приводят к удорожанию товаров за рубежом, следовательно, ведут к сокращению производства на экспорт, увеличивают пассивность торгового баланса, вызывают негативные последствия на рынке труда. Экономический урон в экспортных отраслях тяжело отражается на банковской системе, приводя к банкротству некоторых банков.
Тем не менее, мировой опыт показывает, что некоторые страны успешно решают проблему сбалансированности бюджета государства, его доходов и расходов. В первую очередь это страны с развитыми рыночными отношениями. Огромную роль в сбалансированности бюджетов западных стран играет мощная законодательная база, защищающая национального производителя. Например, законы, касающиеся антимонопольных и антидемпинговых мер в государстве.
Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством Соединенных Штатов Америки, самой мощной и экономически развитой страны в мире.
В большинстве стран с развитой рыночной экономикой правительство стремится балансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. В условиях переходной экономики, когда ситуация в целом менее предсказуема, правительство вынуждено ежегодно балансировать бюджет. Поэтому не случайно в Бюджетном кодексе РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могут быть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировка бюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, а также эффективность распределения доходов. Однако в некоторой степени он оправдан, поскольку в условиях переходной экономики ситуация является менее предсказуемой.
Расмотрим управление бюджетным дефицитом на примере США.
Оценки Белого дома в целом совпадают с обнародованным прогнозом бюджетного управления конгресса США. Этот независимый орган повторяет слова вашингтонской администрации, заявил, что дефицит американского бюджета в 2009 году составил 1,587 трлн долларов, а в 2010-м – 1,381 трлн, то есть 11,2 и 9,6% ВВП соответственно. Тем не менее, эксперты конгресса более оптимистичны в отношении долгосрочной перспективы. По их оценкам, общий дефицит в 2010-2019 годах составит немногим более 7 трлн долларов [23].
Огромные бюджетные дефициты США вызывают очень тяжелые последствия, имеющие международный характер. Высокий ссудный процент ведет к значительному оттоку капиталов из Западной Европы и других стран в США, усиливает их экономические и социальные трудности.
В свою очередь интенсивный приток иностранного капитала в США, в основе которого лежит бюджетный дефицит, наряду с рядом положительных факторов обернулся для них превращением из страны-кредитора в крупного мирового должника.
Основными методами покрытия бюджетных дефицитов служат выпуск государственных займов и эмиссия кредитных денег. Однако оба эти источника дают в конечном счете отрицательный эффект. Выпуск государственных займов наряду с ростом государственного долга влечет за собой сокращение совокупного потребительского спроса со стороны лиц-покупателей займов, отвлечение крупных средств от их производительного использования. Что касается эмиссии кредитных денег в целях покрытия бюджетного дефицита, то она еще больше усиливает присущую современному капитализму инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений.
Эксперты бюджетного управления США указывают, что триллионные дефициты прекратятся уже к 2011 году – к этому времени ожидается подъем экономики. Тем не менее, траты государства на протяжении ближайших десяти лет будут расти, достигнув к 2019 году почти 5 трлн долларов.
Цифра проектного дефицита возобновила подозрения, что правительство США вынуждено будет продавать рекордное количество долговых обязательств. Финансирование дефицита бюджета за счет казначейских обязательств – единственный путь, повышение затрат означает, что рынку придется стать источником денег.
Итак, с учетом исследования политики снижения дефицита бюджета в США в России можно предложить следующее: осуществлять строгий контроль за прозрачностью расходования бюджетных средств; повысить налоги для состоятельных россиян; создать специальную комиссию, которая будет оценивать варианты структурных реформ с точки зрения их влияния на бюджетный дефицит.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что среди важнейших причин кризисных явлений в России следует выделить известные слабости национальной валюты и финансового сектора России. Однако непосредственным поводом для начала кризиса послужили банкротства ряда ведущих корпораций США, а также недочеты в управлении внешним долгом, золотовалютными резервами и обменным курсом национальной валюты.
Остается добавить, что грамотное пополнение золотовалютных резервов и, что не менее важно, ответственное их использование во благо общества и будущих поколений являются залогом социально-экономического развития страны. Так же нельзя допускать серьезных ошибок связанных с выпуском новых займов для погашения старых. Именно такую практику применяли США, что привело к плачевному результату. Так же на мой взгляд нужно сформировать отдельный рзервный фонд, который будет формироваться за счет экспорта полезных ископаемых, для последующего использования средств данного фонда на случай когда эти ресурсы закончатся.
Заключение
Бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров и услуг за счет ресурсов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.
В случае возникновения профицита бюджета, принимаются меры по его сокращению путем: сокращения привлечения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности; для федерального бюджета – путем сокращения привлечения доходов от реализации государственных запасов и резервов; направления бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств; увеличения расходов бюджета; сокращения налоговых доходов бюджета. Финансирование дефицита бюджетов осуществляется за счет государственных и муниципальных займов и за счет эмиссии новых денег; за счет внешнего заимствования и заимствования внутри страны.
В 1999-2008 гг. федеральный бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет исполняется с дефицитом. По данным Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 2 триллиона 322 миллиарда 321,2 миллионов рублей. Дефицит бюджета 2009 г. был покрыт за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. Источники внутреннего финансирования дефицита были в размере 2 триллиона 499 миллиардов 911,8 миллионов рублей, источники внешнего финансирования 1 триллион 200 миллиардов 790,6 миллионов рублей.
В 2011г. федеральный бюджет исполняется с профицитом, в размере 1 триллион 139 миллиардов 920,6 миллионов рублей. Этот профицит говорит нам о том, что реальная цена на нефть была выше прогнозной.
В 2012-2013 гг. федеральный бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться 2012 г. составит 3,1 процента ВВП страны. В 2013 году его планируется сократить до 2,9 процента ВВП.
Правительство РФ нацелено на: сокращение расходов на ЖКХ, на фундаментальные исследования, на культуру. Для покрытия дефицита бюджета в 2012 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния, а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям. Пополнить бюджет планируется за счет сокращения бюджетных инвестиции, субсидии юридическим лицам, численности сотрудников силовых ведомств (на 15% в течение трех лет), и увеличить нагрузку на газовую отрасль. Так же увеличить внутренние и внешние займы.
Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.
Список использованных источников
1 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.N 145-ФЗ (ред. от 27.06.2011г.)
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 162-ФЗ (в ред. от 27.06.2011г.)
3 Артемьева С.С Финансы, денежное обращение, кредит: учебник (грифУМО)/ С.С Артемьева, В.В.Митрохин, В.И. Чигунов и др. М.:Академический Проект; Фонд «Мир»; 2009. 469стр.
4 Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит//Социально-
5 Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. А.Н. Швецова. – М.: Формула права, 2009. - 254 с.
6 Архипова, А.И., Сенчагова, В.К. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: Проспект, 2009. – 496 с.
7 Отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ.//www.roskazna.ru
8 Бюджетная политика - важный инструмент в борьбе с кризисом// Финансы. - 2009. - №4. - С. 3-7.
9 Бюджет и бюджетная система: учебник /Афанасьев Мст.П., Кривогов И.В., Беленчук А.А./ Издательство: Юрайт/ 2011 -777с.
10 Врублёвская. О. В. Романовский. М. В. / Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2008. с 389. C. 339-345
Информация о работе Бюджетный дефицит (профицит) и управление им