Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 13:56, реферат
Экономические и политические процессы, происходящие в последние годы в стране, провозглашение Российской Федерации федеративным правовым государством (ст.1 Конституции РФ) привели к изменению внутрифедеративных отношений, в том числе в бюджетной сфере. В такой ситуации особую актуальность приобретает вопрос о совершенствовании законодательства вообще, и в такой области, как финансовое право, в частности.
Глава 1. Федерализм и бюджетный федерализм: понятие и 12-75 принципы.
§1. История становления и развития федерализма и 12-29 бюджетного федерализма.
§2. Сущность и значение российского федерализма, его 30-53 правовое выражение.
§3. Понятие бюджетного федерализма, закрепление принципов 54-75 бюджетного федерализма в российском законодательстве.
Глава 2. Правовые проблемы, возникающие при реализации 76-180 принципов бюджетного федерализма.
§1. Правовые основания разграничения расходов между 76-100 федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
§2. Законодательный порядок разграничения и закрепления 101-141 доходов за федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
§3. Формы финансовой помощи и основные условия ее 142-180 предоставления.
Заключение. 181 -192
Список использованных нормативно-правовых актов и 193-206 литературы.
Структура диссертации определена ее содержанием. Работа состоит из введения, двух глав и заключения, содержащего выводы и предложения законодателю, списка использованных нормативно-правовых актов и литературы.
!2
«В Москве руководители губернии говорили правительству, что, хотя нельзя сказать точно, на что истрачены пять миллионов рублей, отпущенные в прошлом году на сельское хозяйство, но толк от этих миллионов должен быть: все-таки деньги истрачены в Градовской губернии, а не в чужом месте и как-нибудь скажутся. «Может, пройдет десять годов, = говорил председатель Градовского правительства, - а у нас рожь начнет расти с оглоблю, а картошка в колесо. Вот тогда и видно будет, куда ушли пять миллионов рублей!»
А. Платонов («Город Градов»)
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛИЗМ И БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ.
§ 1. История становления и развития федерализма и бюджетного федерализма.
В отличие от России, где ученые только несколько лет назад заговорили о федерализме, на Западе концепция федерализма имеет многовековую историю. Изложим некоторые ее основные моменты, приобретающие все большую актуальность и популярность в России в условиях реформирования всех сторон общественной жизни, в том числе и федеративных отношений.
Родоначальником федерализма считается Иоханнес Альтузиус (1562-1638гг.)1, разработавший "федеральную теорию народного суверенитета" на основе принципа союза или согласия. Он считал, что федерация учреждалась в результате иерархического возвышения новообразованного союза над
Федерализм: энциклопедический словарь. М., 1997. С.247.
13
меньшими по размеру союзами - начиная с семьи вплоть до государства.
Идейные основоположники американской федеративной системы, А.Гамильтон, Д.Джей, Д.Мэдисон1, уточнили это положение в отношении гражданских прав: каждый гражданин в рамках федеральной системы правления принадлежит двум общностям - своему штату и союзу в целом. Федеральное правительство осуществляет лишь переданные ему функции, в то время как штаты сохраняют за собой всю "остаточную власть".
В дальнейшем федерализм осмысливался под углом выяснения вопросов, касающихся суверенитета, - политико-правового статуса, полномочий и компетенции федерации и ее составных частей.
Еще позднее проблемы
федерализма стали
Так, например, западный ученый Фридрих2 полагает, что актуальность федерализма обосновывается тем, что в обществах, достигших передовых рубежей демократизации и индустриализации, настойчиво выдвигается требование децентрализации власти со стороны новых социальных групп по мере осознания ими своего значения как самобытности. В их глазах федерализм выступает как единственно разумное решение, чтобы избежать анархии и
1 Там же.
2 Там же.
14
установить справедливый порядок "иногда в интересах еще большего единства, иногда в интересах еще большего разнообразия".
Не были обойдены вниманием
современных западных исследователей
вопросы федеративного
В настоящее время наиболее влиятельными теориями в зарубежных федерациях являются доктрины координированного и кооперированного федерализма1.
Основу теории координированного
федерализма составляет идея разделения
полномочий в федеративном государстве
таким образом, что оба уровня
рассматриваются как
'ЧиркинВ.Е.. Современный федерализм, сравнительный анализ. М., 1995. С. 10-15.
15
федерацией и ее субъектами то ли в виде фиксированного перечня, то ли в виде закрепления определенного круга вопросов за одним из контрагентов и предоставления другому всех остаточных полномочий. Однако, практика конституционного развития последних десятилетий все чаще идет по иному пути: устанавливается совместная компетенция федерации и ее субъектов, и в этой сфере действует принцип верховенства федерального закона.
Наиболее широким влиянием в зарубежных федерациях в настоящее время пользуется теория кооперативного федерализма. Она делает акцент на сотрудничество, взаимодействие, взаимозависимость федерации и ее субъектов при осуществлении закрепленных за ними конституционных полномочий. Считается, что кооперативный федерализм реализуется через механизмы вертикального и горизонтального сотрудничества. С этой целью создаются, во-первых, региональные объединения групп штатов, которые устанавливают особые формы сотрудничества между собой и выступают в отношениях с федерацией не только как отдельные штаты, но и как региональные объединения. Такие объединения не имеют политического характера, это преимущественно экономические объединения. Но на практике влияние такого объединения на федеральную политику более значительно, чем влияние отдельно взятых штатов.
Во-вторых, концепция кооперативного федерализма обычно предусматривает создание особых федерально-провинциальных органов, которые в принципе имеют совещательный характер и имеют своей целью
16 сглаживать возникающие между центром и периферией коллизии, поиски
компромиссов, но на деле
их значение нередко выходит за рамки
совещаний, ибо авторитет принимаемых
ими рекомендаций бывает очень высоким.
Важнейшими среди таких органов
являются, например как в России,
совещания Президента с губернаторами.
Периодический созыв таких
Помимо создания смешанных
органов концепция
В отличие от концепции координированного федерализма доктрина кооперативного федерализма опирается не на конституционные нормы, а на политические реалии, она выросла из политической практики и теперь сама двигает вперед эту практику. Но в этой доктрине очевиден правовой пробел, ее идеи пока что или совсем не зафиксированы в конституциях, или получили в
17
ней очень робкое выражение. Ее правовая основа коренится больше в текущем законодательстве и особенно в актах исполнительной власти.J
Что касается русской научной мысли в отношении концепции федерализма и его развития в России, то ее основные положения сводятся к следующему.
Согласно одной точки зрения, с самого начала образования Русского централизованного государства в нем было федералистское содержание русской национальной государственности, и принципы федерализма отражались во многих правовых документах.
Идеи об особой роли земского начала были выражены в панславистском федерализме одного из крупнейших русских историков Костомарова ИМ2, поместившего в центр своих исторических изысканий проявления коллективной деятельности народной массы как активной творческой силы и описавшего картины протеста "земли" против централизации, тягла государству и крепостного права. В удельно-вечевом порядке Киевской Руси, в стремлениях отдельных областей и окраин русского государства (Великий Новгород, Малороссия, казацкий Дон) к самостоятельному развитию исторической жизни Костомаров искал подтверждения своему политическому идеалу федеративному государственному устройству всех славянских народов и народностей с сохранением их национальных и религиозных особенностей.
1 Для развития федерализма в России характерен как раз подход, описанный концепцией кооперативного
2 Костомаров НИ. Мысли
о федеративном начале в