Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 03:56, контрольная работа

Описание работы

Бюджетный федерализм - это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанное на следующих основных принципах:
- самостоятельность бюджетов разных уровней - закрепление за каждым уровнем власти и управления собственными источниками дохода, а также право самостоятельно определять направления их использования;
- недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней;
- право на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых льгот только за счет собственных доходов и т. д.

Файлы: 1 файл

фин мен 8.10.docx

— 27.50 Кб (Скачать файл)

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с  дотациями субсидии являются более  гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвестиционной бюджетной деятельности местных  органов власти.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого  уровня на безвозмездной и безвозвратной  основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

Бюджетная ссуда - сумма, выделяемая из бюджетов одного уровня в другой на возврат-ной основе. Она может выделяться на покрытие кассовых разрывов в связи с сезонным характером осуществления расходов либо поступления доходов. Ссуда предоставляется на срок до шести месяцев на безвозмездных или возмездных условиях с погашением не позднее чем до конца текущего года и оформляется соглашением. Если данная ссуда не погашается до конца года, то остаток ее рассматривается как средства, участвовавшие в бюджетном регулировании истекшего года.

Бюджетный кредит - это сумма  денежных средств, выделяемых бюджету  другого уровня на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит как форма  выравнивания используется значительно  реже, чем другие формы. Для выравнивания бюджетной несбалансированности в  составе бюджетов формируются специальные  фонды , средства которых (трансферты) распределяются на основе единой методики и формализованных критериев. Начиная с 2008 г. в составе федерального бюджета образуются три фонда межбюджетных трансфертов: 
1) Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (регионов) образуется в составе федерального бюджета непосредственно в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Трансферты фонда распределяются таким образом, чтобы повысилась бюджетная обеспеченность регионов с удельными (в расчете на душу населения) налоговыми ресурсами ниже среднероссийского уровня, гарантировав наименее развитым территориям минимальный уровень бюджетной обеспеченности.

Порядок (методика) расчета  дотаций определяется Правительством РФ. Согласно методике, минимальный  уровень расчетной бюджетной  обеспеченности определяется как средний  уровень расчетной бюджетной  обеспеченности до распределения дотаций  по субъектам РФ, не входящим в число 10 субъектов РФ, имеющих самый  высокий уровень бюджетной обеспеченности, и 10 субъектов РФ, имеющих самый  низкий уровень обеспеченности. Объем  дотаций на очередной финансовый год не может быть менее общего объема дотаций, утвержденных на текущий  финансовый год. Получателями трансфертов  из ФФФПР ежегодно являются большинство  субъектов РФ – примерно 90 % от их общего количества.  
2) Федеральный фонд софинансирования расходов создан для предоставления ниже-стоящим бюджетам субсидий для долевого участия в финансировании приоритетных расходов вне зависимости от их характера (включая бюджетные инвестиции в объекты региональной и муниципальной собственности). Данный фонд объединил в себе средства действовавших в 2001-2007 гг федеральных фондов софинансирования социальных расходов и регионального развития, что позволило повысить в рамках единой методологии прозрачность и объективность распределения субсидий с учетом бюджетной обеспеченности регионов.

Например, на 2008-2010 гг в федеральном бюджете запланированы субсидии на: 
- выплату ежемесячного пособия на ребенка; 
- поддержку сельскохозяйственного производства; 
- оплату жилого помещения и коммунальных услуг малоимущим гражданам. 
3) Федеральный фонд компенсаций. Был создан в 2001 г. и предназначен для полного целевого финансирования так называемых федеральных мандатов - расходных обязательств, возложенных на региональные бюджеты федеральными законами (например, “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей”, “О ветеранах” “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” “О донорстве и крови”). Распределение субвенций из фонда производится между всеми без исключения субъектами РФ вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учетом в не-обходимых случаях коэффициента удорожания бюджетных услуг).

Межбюджетные трансферты местным бюджетам из бюджета субъекта РФ в основном предоставляются через  фонды, назначение и методическое обеспечение  которых аналогично федеральному уровню.

 

 

 

 

 4. Консолидированный бюджет – это совокупность бюджета соответствующего административного уровня и нижестоящих к этому уровню бюджетов. Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (консолидированный бюджет субъекта Федерации, консолидированный бюджет Российской Федерации). Например: консолидированный республиканский бюджет – это сам республиканский бюджет + бюджеты областей и города Минска (приравнен к областному). 
 
Принципы построения бюджетной системы 
1) Единство бюджетной системы:  
Бюджетная система строится на основании единой финансовой политики, единых законов, единых формах бюджетной документации и отчётности, на основании единой бюджетной классификации. Бюджетная классификация – это систематизированная группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета с присвоением кодов. Она обеспечивает сопоставимость показателей бюджета, необходимую для объединения бюджетов разных уровней, анализа выполнения бюджета, а также даёт возможность использовать компьютерные технологии. 
 
2) Самостоятельность бюджетов: 
Республиканские и местные бюджеты всех уровней обеспечиваются каждый своими доходами и правом их распределения. Каждый уровень власти самостоятельно разрабатывает свой бюджет, утверждает и исполняет его. В законодательстве чётко оговорены права местных бюджетов в формировании доходной части и использовании средств бюджета на свои цели. Например: Закон о бюджете устанавливает перечень местных налогов и ограничивает верхний уровень ставок, а местные органы власти выбирают из этого перечня те налоги, которые они устанавливают на своей территории (в рамках установленных пределов тарифов).  
 
3) Реальность бюджета – означает, что показатели бюджета должны рассчитываться с учётом обоснованных норм и быть реальными для выполнения. 
 
4)Полнота бюджетов – бюджеты должны содержать все необходимые источники доходов и расходов. 
 
5) Гласность – реализуется через принятие законов и постановлений по бюджетам и публикацию в печати. Проекты бюджетов обсуждаются в органах государственного управления, комиссиях, широко обсуждаются в средствах массовой информации.

 

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Федерации не подлежат утверждению. Они составляются и являются в первую очередь статистическим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюджетов бюджетной системы.

Показатели  консолидированных бюджетов используют:

• для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;

• при разработке прогнозов  экономического и социального развития государства, регионов, субъектов Федерации;

• при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;

• при разработке нормативов отчислений от регулирующих налогов  в бюджеты субъектов Федерации;

• для определения степени  централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете  государства. 

 


Информация о работе Бюджетный федерализм