Бюджетный процесс в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.
Таким образом, предметом исследования данной работы является бюджетный процесс.
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов бюджетного процесса в Российской федерации, изучение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а так же особенности контроля за исполнением бюджета.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 5
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА 10
ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс в РФ.docx

— 60.93 Кб (Скачать файл)

По содержанию бюджетный  контроль включает контроль над исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных  резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение  законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками  бюджетных отношений. Указанная  цель достигается решением следующих  задач:

а) соблюдение финансового  законодательства;

б) обеспечение эффективного контроля над формированием государственных  доходов и рациональным их использованием;

в) соблюдение бюджетного процесса;

г) контроль над реализацией  системы межбюджетных отношений;

д) пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;

е) проверка и координация  деятельности контрольных органов.

Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.

Субъекты бюджетного контроля - законодательные (представительные) органы, органы исполнительной власти, органы (должностные  лица) местных  администраций муниципальных образований. Выделяют контролирующих (кто контролирует) и контролируемых (кого контролируют) субъектов. Так, контролируемыми субъектами выступают органы государственной  власти, органы местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения, получавшие, перечислявшие или использовавшие бюджетные средства.

Установление признаков  контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля дает возможность правильно  определять организации, которые могут  подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых вопросов15. Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.

В соответствии с действующим  законодательством классификация  бюджетного контроля проводится по различным  основаниям.

По субъектам бюджетного контроля выделяется:

а) государственный бюджетный  контроль, проводимый органами государственной  власти в интересах общества и  государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных  обязательств, планирования и осуществления  расходов бюджета, обеспечения поступлений  из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга. Основным критерием данного контроля является бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с  налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности государства16. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход.

В рамках государственного финансового контроля действующее  бюджетное законодательство выделяет внутренний государственный финансовый и внешний государственный финансовый контроль. Данные виды финансового  контроля позволяют функционировать  основополагающему принципу разделения властей, определенному Конституцией РФ при осуществлении особого метода государственного финансового контроля, - аудита бюджета.

К внутреннему государственному финансовому контролю следует отнести  финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной  деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными  перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники  бюджетного процесса справляются с  их выполнением.

Внешний государственный  финансовый контроль - это финансовый контроль, независимый от органов  исполнительной власти, осуществляемый извне по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;

б) негосударственный бюджетный  контроль, проводимый организациями  и физическими лицами, заинтересованными  в своевременном и полном получении  бюджетных средств. К таковым  можно отнести бюджетные учреждения, осуществляющие свою деятельность за счет средств бюджета на основе бюджетной сметы.

По времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 265) выделяет следующие виды бюджетного контроля:

а) предварительный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и  утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит  предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных правонарушений;

б) текущий контроль, осуществляемый при рассмотрении вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских  слушаний  и в связи с депутатскими запросами. Данный вид контроля называют также оперативным, поскольку он позволяет оперативно реагировать  на изменения в бюджетной деятельности и избежать негативных последствий, ведущих к финансовым потерям  и убыткам. Текущий (оперативный) контроль ежедневно проводится финансовыми  службами для предотвращения нарушений  финансовой дисциплины в процессе привлечения  или расходования денежных средств, выполнения организациями обязательств перед бюджетом;

в) последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет  оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период17.

Бюджетный контроль проводят органы государственной власти, наделенные контрольными полномочиями.

Бюджетный кодекс РФ выделяет контрольную деятельность:

1) Президента РФ. Органом, обладающим контрольными полномочиями в бюджетной сфере (среди  прочих), в структуре Администрации Президента РФ является Контрольное управление Президента РФ.

2) законодательных (представительных) органов. Парламентский финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность Федерального Собрания, его двух палат, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и образованных ими органов, а также отдельных депутатов и формируемых органов в структуре представительной власти субъектов РФ по реализации постоянного контроля над законностью и целесообразностью действий в области аккумулирования, распределения и использования государственных финансовых ресурсов в сфере управления.

Особую роль в проведении бюджетного контроля играет Счетная  палата РФ18, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым  Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.

Задачи Счетной палаты:

а) организация и проведение контроля над своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов по объемам, структуре  и целевому назначению;

б) определение эффективности  и целесообразности расходов государственных  средств и использования федеральной  собственности;

в) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

г) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных  правовых актов федеральных органов  государственной власти, предусматривающих  расходы, покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

д) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование бюджетного процесса в целом;

е) контроль над законностью  и своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов в  Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных  учреждениях Российской Федерации и др.

Контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются на все государственные  органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.

Контрольные полномочия Счетной  палаты распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения  независимо от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или  используют федеральную собственность  либо управляют ею, а также имеют  предоставленные федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

3) органов исполнительной  власти, органов (должностных   лиц) местных администраций муниципальных  образований, осуществляемый Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральным казначейством, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований и (или) уполномоченными ими органами, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.

В целях реализации контрольных  полномочий Минфин России координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также ведет контроль над исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

Департамент регулирования  государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности является структурным  подразделением Министерства финансов РФ, обеспечивающим выполнение функций  Минфина России по выработке государственной  политики и нормативно-правовому  регулированию в сфере бюджетной (в части финансово-бюджетного контроля и надзора) и валютной, аудиторской  деятельности, бухгалтерского учета  и бухгалтерской отчетности (за исключением  бюджетной и банковской сферы), противодействия  легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Так, в соответствии с п. 4.10 Положения о Департаменте регулирования государственного финансового контроля19 данный Департамент участвует в осуществлении Минфином России координации и контроля деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции контроля и надзора в финансово-бюджетной  сфере, а также функции органа валютного контроля, которая осуществляет финансовый контроль над использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов; контролирует исполнение органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре20.

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные  функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы  РФ, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета21.

Основная форма бюджетного контроля – ревизия. Цель ревизии - соблюдение процедур, норм или правил деятельности, отчетности проверяемого хозяйствующего (экономического) субъекта. Полная комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта предусматривает проверку операций с денежными средствами; расчетных и кредитных операций; расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; сохранности основных средств и нематериальных активов и операций с ними; сохранности производственных запасов, товарно-материальных ценностей и операций с ними; инвестиционных операций; расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами; калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); реализации продукции и формирования финансовых результатов; организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего (ведомственного) контроля22.

Результаты ревизии оформляются  актом, имеющим большое юридическое  значение. Акт ревизии основан  на конкретных фактах и ссылках на документы, содержит последовательное изложение процесса контрольных действий и выявленных нарушений и недостатков.

Как указывают специалисты, среди всех проблем, связанных с  государственным бюджетно-финансовым контролем, центральное место занимает проблема эффективности. Дело  том, что категория эффективности  в данном случае имеет двойное  толкование - эффективность использования  бюджетных средств и эффективность  самого государственного финансового  контроля23. Важная роль в осуществлении бюджетно-финансового контроля отводится эффективности законодательства, поскольку «степень эффективности тех или иных правовых мер определяется с учетом, во-первых, оценки результата, полученного при регулировании общественных отношений; во-вторых, на основе сопоставления результата и той цели, которую ставил создатель данного нормативного установления»24 Совершенствование и эффективность законодательства, регулирующего финансово-бюджетный контроль, должны служить интересам государства, отражать интересы общества в целом и обеспечивать такое состояние финансовой дисциплины, которое сводило бы к минимуму правонарушения в бюджетной сфере.

Информация о работе Бюджетный процесс в РФ