Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:38, курсовая работа
Сущность бюджетного планирования состоит в централизованном распределении и перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе общенационального социально-экономического развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов разного уровня.
Таким образом, предметом исследования данной работы является бюджетный процесс.
Целью данной работы является освещение теоретических аспектов бюджетного процесса в Российской федерации, изучение порядка составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета, а так же особенности контроля за исполнением бюджета.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА 5
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ, РАССМОТРЕНИЕ, ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА 10
ГЛАВА 3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТА 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30
По содержанию бюджетный
контроль включает контроль над исполнением
федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов, организацией
денежного обращения, использованием
кредитных ресурсов, состоянием государственного
внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых
и налоговых льгот и
Главная цель бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности бюджетной деятельности, т.е. контроль над соблюдением бюджетного законодательства всеми участниками бюджетных отношений. Указанная цель достигается решением следующих задач:
а) соблюдение финансового законодательства;
б) обеспечение эффективного
контроля над формированием
в) соблюдение бюджетного процесса;
г) контроль над реализацией системы межбюджетных отношений;
д) пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере;
е) проверка и координация деятельности контрольных органов.
Объектом бюджетного контроля являются денежные отношения, складывающиеся на всех стадиях бюджетного процесса.
Субъекты бюджетного контроля
- законодательные (представительные)
органы, органы исполнительной власти,
органы (должностные лица) местных
администраций муниципальных
Установление признаков контролируемых субъектов финансово-бюджетного контроля дает возможность правильно определять организации, которые могут подвергаться финансово-бюджетному контролю, а также круг проверяемых вопросов15. Контролируемым субъектом финансово-бюджетного контроля является участник бюджетного процесса, осуществляющий деятельность, относящуюся к предмету финансово-бюджетного контроля, и имеющий юридические обязанности подчиняться правомерному властному воздействию контролирующих субъектов.
В соответствии с действующим
законодательством
По субъектам бюджетного контроля выделяется:
а) государственный бюджетный контроль, проводимый органами государственной власти в интересах общества и государства в процессе формирования доходов бюджета, установления расходных обязательств, планирования и осуществления расходов бюджета, обеспечения поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, погашения государственного и муниципального долга. Основным критерием данного контроля является бюджет как неотъемлемый признак государства, вместе с налогами обеспечивающий реализацию его суверенитета путем создания финансовой основы деятельности государства16. Пользуясь бюджетом как основным орудием перераспределения национального дохода, государство направляет средства в первую очередь в те отрасли народного хозяйства и экономические районы, которые требуют первоочередного развития, т.е. посредством бюджета государство перераспределяет национальный доход.
В рамках государственного
финансового контроля действующее
бюджетное законодательство выделяет
внутренний государственный финансовый
и внешний государственный
К внутреннему государственному финансовому контролю следует отнести финансовый контроль, проводимый исполнительной властью. Внутренний финансовый контроль, осуществляемый в отношении собственной деятельности участников бюджетного процесса, неразрывно связан с задачами, поставленными перед каждым участником бюджетного процесса, и позволяет проверить, насколько эффективно участники бюджетного процесса справляются с их выполнением.
Внешний государственный финансовый контроль - это финансовый контроль, независимый от органов исполнительной власти, осуществляемый извне по отношению к исполнительной власти органами, формируемыми представительной (законодательной) ветвью власти;
б) негосударственный бюджетный
контроль, проводимый организациями
и физическими лицами, заинтересованными
в своевременном и полном получении
бюджетных средств. К таковым
можно отнести бюджетные
По времени проведения Бюджетный кодекс РФ (ст. 265) выделяет следующие виды бюджетного контроля:
а) предварительный контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам. Предварительный контроль носит предупреждающий характер и способствует предотвращению бюджетных правонарушений;
б) текущий контроль, осуществляемый
при рассмотрении вопросов исполнения
бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий,
рабочих групп законодательных (представительных)
органов в ходе парламентских
слушаний и в связи с депутатскими
запросами. Данный вид контроля называют
также оперативным, поскольку он
позволяет оперативно реагировать
на изменения в бюджетной
в) последующий контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Данный вид контроля позволяет оценить результаты финансовой деятельности, эффективность проводимых финансовых операций за истекший период17.
Бюджетный контроль проводят органы государственной власти, наделенные контрольными полномочиями.
Бюджетный кодекс РФ выделяет контрольную деятельность:
1) Президента РФ. Органом, обладающим контрольными полномочиями в бюджетной сфере (среди прочих), в структуре Администрации Президента РФ является Контрольное управление Президента РФ.
2) законодательных (
Особую роль в проведении бюджетного контроля играет Счетная палата РФ18, которая является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему.
Задачи Счетной палаты:
а) организация и проведение контроля над своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
б) определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования
в) оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
г) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
д) анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование бюджетного процесса в целом;
е) контроль над законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации и др.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, на федеральные внебюджетные фонды.
Контрольные полномочия Счетной
палаты распространяются также на органы
местного самоуправления, предприятия,
организации, банки, страховые компании
и другие финансово-кредитные
3) органов исполнительной
власти, органов (должностных
лиц) местных администраций
В целях реализации контрольных полномочий Минфин России координирует и контролирует деятельность находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства, а также ведет контроль над исполнением таможенными органами нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.
Департамент регулирования
государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности, бухгалтерского
учета и отчетности является структурным
подразделением Министерства финансов
РФ, обеспечивающим выполнение функций
Минфина России по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора - федеральный орган
Федеральное казначейство является
федеральным органом
Основная форма бюджетного контроля – ревизия. Цель ревизии - соблюдение процедур, норм или правил деятельности, отчетности проверяемого хозяйствующего (экономического) субъекта. Полная комплексная ревизия финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта предусматривает проверку операций с денежными средствами; расчетных и кредитных операций; расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; сохранности основных средств и нематериальных активов и операций с ними; сохранности производственных запасов, товарно-материальных ценностей и операций с ними; инвестиционных операций; расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами; калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг); реализации продукции и формирования финансовых результатов; организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего (ведомственного) контроля22.
Результаты ревизии
Как указывают специалисты,
среди всех проблем, связанных с
государственным бюджетно-